Глава 9. О рекламе на рынке ценных бумаг
Статья 34. Требования к рекламе
1. Глава 9 комментируемого закона определяет условия размещения рекламы на рынке ценных бумаг, требования, предъявляемые к рекламодателям и к содержанию размещаемой рекламы.
2. При анализе нормативного регулирования отношений, связанных с размещением рекламы на рынке ценных бумаг, следует исходить из общих положений о рекламе, закрепленных в Федеральном законе от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ (ред. от 09.05.2005, с изм. от 21.07.2005) "О рекламе" (далее - закон о рекламе). При этом закон о рекламе следует применять с учетом положений ст. 4 закона о защите прав инвесторов и комментируемой главы закона.
3. Согласно ст. 2 закона о рекламе рекламой признается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
На рынке ценных бумаг рекламная информация может распространяться с целью формирования и поддержки интереса либо к реализуемым ценным бумагам, либо к деятельности профессионального участника ценных бумаг, тем самым способствуя реализации оказываемых ими услуг.
В соответствии со ст. 4 закона о защите прав инвесторов запрещается рекламировать и (или) предлагать неограниченному кругу лиц ценные бумаги эмитентов, не раскрывающих информацию в объеме и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ о ценных бумагах для эмитентов, публично размещающих ценные бумаги.
4. В комментируемой статье определены требования, которым должна соответствовать надлежащая реклама на рынке ценных бумаг. Так, в ней должно содержаться наименование (имя) рекламодателя, а в случае если рекламодатель является профессиональным участником рынка ценных бумаг, то в рекламе должны содержаться сведения о видах осуществляемой им на рынке ценных бумаг деятельности.
5. Закон о рекламе определяет особенности рекламы финансовых, страховых, инвестиционных услуг и ценных бумаг. Так, согласно ст. 17 данного закона при производстве, размещении и распространении рекламы финансовых (в том числе банковских), страховых, инвестиционных услуг и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами юридических и физических лиц, а также ценных бумаг не допускается:
- приводить в рекламе количественную информацию, не имеющую непосредственного отношения к рекламируемым услугам или ценным бумагам;
- гарантировать размеры дивидендов по простым именным акциям;
- рекламировать ценные бумаги до регистрации проспектов их эмиссий;
- представлять любого рода гарантии, обещания или предположения о будущей эффективности (доходности) деятельности, в том числе путем объявления роста курсовой стоимости ценных бумаг;
- умалчивать хотя бы об одном из условий договора, если в рекламе сообщается об условиях договора.
6. В настоящей статье содержатся условия, при которых реклама на рынке ценных бумаг признается недобросовестной. Однако признаки недобросовестной рекламы на рынке ценных бумаг не соответствуют признакам недобросовестной рекламы, определенным в ст. 6 закона о рекламе, и включают в себя признаки "недостоверной рекламы" и "заведомо ложной рекламы".
Так, реклама признается недобросовестной при наличии в ней одного из нижеследующих обстоятельств:
1) указание в рекламе недостоверной информации о своей деятельности и о видах и характеристиках ценных бумаг, предлагаемых к покупке или продаже либо другим сделкам с ними (и условиях этих сделок), и другой информации, направленной на обман или введение в заблуждение владельцев и других участников рынка ценных бумаг. Согласно ст. 9 закона о рекламе такая информация относится к заведомо ложной рекламе, а не к недобросовестной;
2) указание в рекламе предполагаемого размера доходов по ценным бумагам и прогнозы роста их курсовой стоимости;
3) использование рекламы в целях недобросовестной конкуренции путем указания на действительные либо мнимые недостатки профессиональных участников рынка ценных бумаг, занимающихся аналогичной деятельностью, или эмитентов, выпускающих аналогичные ценные бумаги;
4) публичное гарантирование или доведение иным образом до сведения потенциальных владельцев данных о доходности ценной бумаги, ее обеспеченности по сравнению с другими ценными бумагами или иными финансовыми инструментами;
5) сообщение заведомо ложной или недостоверной информации, способной повлечь либо повлекшей заблуждение потенциальных владельцев относительно приобретаемых ценных бумаг (по этим признакам такую рекламу, если исходить из положений закона о рекламе, опять же нельзя отнести к недобросовестной).
При признании рекламы недобросовестной, договоры рекламодателя с рекламораспространителем являются недействительными.
7. Комментируемая статья предусматривает ответственность рекламодателя за ущерб, причиненный недобросовестной рекламой, в соответствии с законодательством РФ. Указанная статья носит отсылочный характер, и для определения видов и размера ответственности за недобросовестную рекламу на рынке ценных бумаг следует обратиться к положениям закона о рекламе.
Согласно ст. 30 закона о рекламе рекламодатель, т.е. эмитент либо профессиональный участник рынка ценных бумаг, несет ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе в части содержания информации, предоставляемой для создания рекламы, если не доказано, что указанное нарушение произошло по вине рекламопроизводителя или рекламораспространителя.
Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе в части оформления, производства, подготовки рекламы, а рекламораспространитель - в части, касающейся времени, места и средств размещения рекламы.
Законом предусмотрено три вида ответственности за несоблюдение норм в сфере рекламы на рынке ценных бумаг: гражданско-правовая, административная и уголовная.
В соответствии со ст. 31 закона о рекламе лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного имуществу, компенсации морального вреда, публичном опровержении ненадлежащей рекламы. При этом истцы по искам о возмещении вреда, причиненного ненадлежащей рекламой здоровью, имуществу, чести, достоинству и деловой репутации, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
8. ФСФР РФ как государственный орган, обеспечивающий контроль за соблюдением законодательства о рекламе на рынке ценных бумаг:
- предупреждает и пресекает факты ненадлежащей рекламы, допущенные эмитентами и профессиональными участниками ценных бумаг;
- направляет рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе на рынке ценных бумаг, решений об осуществлении контррекламы. Эмитент либо профессиональный участник рынка ценных бумаг, рекламопроизводитель или рекламораспространитель вправе обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о признании недействительным полностью или частично предписания или решения ФСФР РФ. При этом подача указанного заявления не приостанавливает исполнение предписания или решения ФСФР РФ, если судом или арбитражным судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения названных актов;
- на основании материалов о нарушении законодательства о рекламе может принять решение о приостановлении или о досрочном аннулировании лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности;
- направляет в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений в области рекламы.
Также ФСФР РФ либо управления ФСФР РФ вправе предъявлять иски в суды, арбитражные суды, в том числе в интересах неопределенного круга потребителей рекламы, в связи с нарушением рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями законодательства о рекламе на рынке ценных бумаг и о признании недействительными сделок, связанных с ненадлежащей рекламой.
9. Согласно ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы) влечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти МРОТ; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти МРОТ; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот МРОТ. Дополнительно следует отметить, что в случае незаконного использования эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг в рекламе слов "биржа" или "товарная биржа", а также образованных на их основе слов и словосочетаний на основании п. 2 ст. 14.24 КоАП РФ на них может быть наложен штраф, как на юридических лиц, в размере от четырехсот до пятисот МРОТ. В соответствии со ст. 23.48 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, указанных выше, подведомственны Федеральной антимонопольной службе РФ.
ФСФР РФ рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.24 КоАП РФ. Данная статья устанавливает административную ответственность за рекламу под видом ценных бумаг документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства и не являющихся в соответствии с законом ценными бумагами, в форме штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти МРОТ, а на юридических лиц - от четырехсот до пятисот МРОТ.
10. Следует отметить, что если общий срок давности привлечения к административной ответственности не может превышать двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, то за нарушение законодательства РФ о рекламе указанный срок составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
11. Согласно п. 2 ст. 31 закона о рекламе ненадлежащая реклама, совершенная повторно в течение года после наложения административного взыскания за те же действия, влечет уголовную ответственность. Однако в УК РФ не предусмотрено такого состава уголовного преступления и, соответственно, не установлено уголовной ответственности.
В статье 182 УК РФ предусматривалась уголовная ответственность за использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб. Субъектом данного уголовного преступления могло быть ответственное должностное лицо эмитента, профессионального участника рынка ценных бумаг, фондовой биржи.
Однако в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ данный состав преступления с 16 декабря 2003 г. исключен из УК РФ и эти деяния декриминализированы с точки зрения уголовного права. В настоящее время за совершение данных деяний предусмотрена только административная ответственность.
Статья 35. Об информации, не являющейся рекламой на рынке ценных бумаг
1. Общедоступная информация не требует привилегий для доступа к ней и подлежит раскрытию в соответствии с требованиями настоящего закона. Такая информация не является рекламой.
2. Информация, предоставляемая уполномоченным органам по регулированию рынка ценных бумаг также не является рекламой на рынке ценных бумаг. Вместе с тем, законом установлено, что информация о выпуске эмитентом ценных бумаг и начисленных и/или выплаченных дивидендах считается рекламой.
Статья 36. О запрете на рекламу незарегистрированных выпусков эмиссионных ценных бумаг
1. В настоящей статье развито положение закона о рекламе о недопущении рекламировать ценные бумаги до регистрации проспектов их эмиссий. Так, запрещается реклама эмиссионных ценных бумаг до даты государственной регистрации их выпусков (дополнительных выпусков). При этом договоры на рекламу незарегистрированных выпусков эмиссионных ценных бумаг являются недействительными.
2. ФСФР РФ, осуществившая государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, имеет право на предъявление иска по возникшим из-за недействительности договоров последствиям.
Статья 37. Об основании прекращения договора на рекламу эмиссионных ценных бумаг
1. В комментируемой статье установлено дополнительно к общим основаниям прекращения договоров, предусмотренным в главе 29 ГК РФ, основание прекращения договора на рекламу эмиссионных ценных бумаг.
2. Так, признание выпуска эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся является основанием для прекращения договора на рекламу этих ценных бумаг. Договор на рекламу эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых признан несостоявшимся, прекращается с момента уведомления рекламораспространителя регистрирующим органом, признавшим выпуск эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся. При этом рекламораспространитель имеет право требовать от рекламодателя возмещения убытков, причиненных в результате прекращения договора на рекламу.
- Комментарий к Федеральному закону от 22 апреля 1996 г. N 39-фз "о рынке ценных бумаг" Предисловие
- Раздел I. Общие положения Глава 1. Отношения, определяемые настоящим Федеральным законом
- Раздел II. Профессиональные участники рынка ценных бумаг Глава 2. Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг
- Глава 3. Фондовая биржа
- Раздел III. Об эмиссионных ценных бумагах Глава 4. Основные положения об эмиссионных ценных бумагах
- Глава 5. Эмиссия ценных бумаг
- Глава 6. Обращение эмиссионных ценных бумаг
- Раздел IV. Информационное обеспечение рынка ценных бумаг Глава 7. О раскрытии информации о ценных бумагах
- Глава 8. Об использовании служебной информации на рынке ценных бумаг
- Глава 8 комментируемого закона регулирует порядок использования служебной информации на рынке ценных бумаг.
- Глава 9. О рекламе на рынке ценных бумаг
- Раздел V. Регулирование рынка ценных бумаг Глава 10. Основы регулирования рынка ценных бумаг
- Глава 11. Регулирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг
- Глава 12. Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг
- Глава 13. Саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг
- Раздел VI. Заключительные положения