logo
31-40

Вопрос 40.Формы и методы государственного регулирования инвестиционной и инновационной деятельности.

Форма госрегулирования как совокупность средств и инструментов регулирования. Формы государственного регулирования. Законодательно-правовая форма. Финансово-кредитная, включая бюджетно-налоговую и кредитно-денежную формы, как регулятор деловой активности.

Использование финансово-кредитных инструментов: налоговой политики, денежной политики, кредитной политики, валютной политики, амортизационной политики, таможенной политики.

Административная форма, включая административно-экономическую и организационно-административную формы. Основные инструменты административного регулирования.

Методы государственного регулирования.

Прогнозирование социально-экономической динамики развития национальной экономики. Оперативные, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные, дальнесрочные прогнозы. Виды прогнозов.

Планирование социально-экономического развития страны. Формирование промышленной, структурной и налоговой политики государства.

Государство регулирует инвестиционную деятельность для развития рыночных отношений в стране. Регулирующая роль государства возрастает в условиях кризиса, а также проведения реформ. И наоборот, ослабевает при стабильной оживленной экономике.

Осуществляется государственное регулирование инвестиционной деятельности органами государственной власти РФ в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

Государственное регулирование включает:

1) косвенное регулирование (регулирование условий инвестиционной деятельности);

2) прямое участие государства в инвестиционной деятельности.

Задачей косвенного регулирования является создание благоприятных условий для реализации инвестиционной деятельности.

Это регулирование помогло разработать различные методы воздействия, которые стимулируют развитие инвестиционной деятельности.

Методы воздействия включают в себя: защиту интересов инвесторов, амортизационную политику, налоговую политику и другие меры воздействия.

Формами прямого участия являются:

1) разработка и финансирование проектов, осуществляемых РФ, а также финансируемых за счет федерального бюджета;

2) составление сметы технического перевооружения объектов, финансируемых за счет федерального бюджета;

3) предоставление государственных гарантий за счет бюджетов субъектов РФ;

4) размещение средств на условиях платности, срочности и возвратности;

5) закрепление части акций в государственной собственности, реализация которых через рынок ценных бумаг возможна лишь через определенный срок;

6) проведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством РФ;

7) защита российского рынка от поставок устаревших энергоемких и ненадежных материалов;

8) разработка норм и правил и осуществление контроля за их соблюдением;

9) выпуск облигационных займов;

10) вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных строек и объектов, находящих ся в государственной собственности;

11) предоставление средств по итогам аукционов российским и иностранным инвесторам.

Государство регулирует инвестиционную деятельность для развития рыночных отношений в стране. Регулирующая роль государства возрастает в условиях кризиса, а также проведения реформ. И наоборот, ослабевает при стабильной оживленной экономике. Осуществляется государственное регулирование инвестиционной деятельности органами государственной власти РФ в соответствии с Федеральным законом от 2 5)0 2)1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Государственное регулирование включает: 1) косвенное регулирование (регулирование условий инвестиционной деятельности); 2) прямое участие государства в инвестиционной деятельности. Задачей косвенного регулирования является создание благоприятных условий для реализации инвестиционной деятельности. Это регулирование помогло разработать различные методы воздействия, которые стимулируют развитие инвестиционной деятельности. Методы воздействия включают в себя: защиту интересов инвесторов, амортизационную политику, налоговую политику и другие меры воздействия. Формами прямого участия являются: 1) разработка и финансирование проектов, осуществляемых РФ, а также финансируемых за счет федерального бюджета; 2) составление сметы технического перевооружения объектов, финансируемых за счет федерального бюджета; 3) предоставление государственных гарантий за счет бюджетов субъектов РФ; 4) размещение средств на условиях платности, срочности и возвратности; 5) закрепление части акций в государственной собственности, реализация которых через рынок ценных бумаг возможна лишь через определенный срок; 6) проведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством РФ; 7) защита российского рынка от поставок устаревших энергоемких и ненадежных материалов; 8) разработка норм и правил и осуществление контроля за их соблюдением; 9) выпуск облигационных займов; 10) вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных строек и объектов, находящих ся в государственной собственности; 1 1) предоставление средств по итогам аукционов российским и иностранным инвесторам.

Формы и методы государственного регулирования инвестиционной и инновационной деятельности. Их особенности в Российской Федерации. Инвестиционная деятельность выступает  одним из главных рычагов развития экономики России. Состояние сегодняшней инвестиционной сферы России таково, что даже при самых благоприятных макроэкономических условиях и рыночной среде без активной государственной инвестиционной политики никакой прорыв ни в технологической, ни в структурной перестройке невозможен, без чего нельзя обеспечить устойчивый экономический рост. Сегодня управление инвестиционной деятельностью промышленных предприятий становится неотъемлемым звеном структуры общественного воспроизводственного процесса, без которого невозможно обеспечить успешное социально-экономическое развитие общества и рост эффективности производства. Инвестиционная деятельность промышленных предприятий в России нуждаются в серьёзном реформировании. До сих пор отсутствуют новые подходы к формированию инвестиционных ресурсов и методам управления ими. Осуществление государственного регулирования инвестиционной деятельности на федеральном уровне невозможно без учета потребностей регионов России, необходимости их пропорционального развития. Кроме того, большинство регионов проводят собственную экономическую политику, ставят и достигают собственных целей экономического развития. Регулирование инвестиционной деятельности в регионах является частью экономической политики государства в целом и каждого из регионов в отдельности. В настоящее время выделяют следующие методы государственного регулирования инвестиционной деятельности: Прямые методы Косвенные методы 1) целевые региональные программы развития промышленности, сельского хозяйства, др. отраслей; 2) региональные бюджетные, внебюджетные фонды; 3) прямые капитальные государственные вложения; 4) региональные стандарты и нормы; 5) квотирование; 6) лицензирование; 7) региональные контрольные пакеты акций; 8) региональная и муниципальная собственность; 9) стимулирование спроса и регулирование цен; 10)государственное финансирование НИОКР; 11) субсидирование затрат предприятий на      патентование изобретений за рубежом 1) налоговые ставки и стимулирующее льготное налогообложение; 2) налоговые каникулы; 3) льготные ставки по ссудам; 4) кредитные меры стимулирования экспорта: - предоставление прямых экспортных кредитов; - рефинансирование экспортных кредитов; - страхование экспортных кредитов - государственные гарантии кредитов на развитие приоритетных с точки зрения развития региона производств; 5) инвестиционный налоговый кредит; 6) региональные и муниципальные займы; 7) платежи за использование региональных и муниципальных ресурсов; 8) платежи за загрязнение окружающей среды; - 9) гарантии и льготы кредитным учреждениям региона, предоставляющим инвестиции в экономику региона. Необходимость государственного регулирования инновационных процессов вызвана, в первую очередь, их возрастающим значением для экономики и общества в целом. Выделяют следующие методы регулирования инновационной деятельности: - Прямые методы. Прямые методы государственного регулирования инновационного процесса осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой. Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям. В системе прямых методов воздействия государства на инновационный процесс важное место занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных предприятий в области нововведений и кооперацию университетов с промышленностью. Вторая из этих форм кооперации вызвана необходимостью, с одной стороны, доведения передовых научных идей до стадии их коммерческой реализации, с другой - создания условий для заинтересованности промышленности в финансировании исследований. В этом направлении государственной инновационной политики проявляется ее ориентация на научную новизну промышленных инноваций, что нередко является вторичным при реализации интересов промышленных предприятий, решающих производственные и коммерческие задачи. - Косвенные методы. Состав, структура и содержание косвенных методов государственного регулирования инновационных процессов достаточно разнообразны. К косвенным методам следует отнести налоговые льготы и скидки, кредитные льготы.  Эффективными при определенных условиях могут быть такие косвенные меры государственного регулирования инноваций, как кредитные льготы, т. е. предоставление кредитов (например, с низкой процентной ставкой) предприятиям, акционерным обществам и фирмам - потенциальным потребителям результатов инновационных разработок, нововведений. Иначе говоря, инновационная деятельность представляет собой взаимосвязанную совокупность видов работ по созданию и распространению инноваций. Основными видами инновационной деятельности являются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР); технологические работы, подготовка производства и проведение промышленных испытаний; приобретение патентов, лицензий и ноу-хау; инвестиционная деятельность, необходимая для реализации инновационных проектов; сертификация и стандартизация инновационных продуктов и изделий, необходимых для их изготовления; маркетинг и организация рынков сбыта инновационной продукции; подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности и др. Общая законодательная база правового регулирования инновационной деятельности включает: - Конституцию Российской Федерации; - Гражданский кодекс РФ; - Уголовный кодекс РФ (в части уголовной ответственности за нарушение прав интеллектуальной собственности); - Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»; - Федеральный закон от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене»; - Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»; - Патентный закон от 23 сентября № 3517-1 (в ред. от 7 февраля 2003 г.); - Закон РФ от 2 3 сентября № 35 20-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (в ред. от 24 декабря 2002 г.); - Закон РФ от 23 сентября 2002 г. № 3523-1 <О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»; - Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3526-1 <-О правовой охране топологий интегральных микросхем» (в ред. от 9 июля 2002 г.); - Закон РФ от 6 августа 1993 г. № 5605-1 <-О селекционных достижениях». Специальная законодательная база об инновациях включает следующие виды актов: а) документы декларативного характера (указы, концепции, законы, постановления, соглашения и др.); б) постановления и распоряжения, определяющие функции органов исполнительной власти и аппарата в части инновационной деятельности; в) программные документы, а также документы, определяющие облик и порядок формирования инфраструктуры поддержки, виды прямой поддержки инноваций, льготы и иные механизмы поддержки. Документы этой группы по своему содержанию охватывают такие аспекты, как программы развития и поддержки инноваций, формирование инфраструктуры поддержки инновационной деятельности; г) инструкции о порядке предоставления статистической отчетности и другие документы частного характера. Основными элементами структуры инновационной деятельности являются инновационные проекты и программы и выполняющие их организации. Инновационная деятельность – это совместная деятельность множества участников рынка в едином инновационном процессе с целью создания и реализации инновации.