logo
bitkina_otv_k_ekz

20) Показатели независимости цб

Выделяеют правовую и финансовую независимость ЦБ.

Правовая независимость:

  1. Ст 75 Конституции РФ: установлен конституционно-правовой статус ЦБ РФ, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии, защиты и обеспечения устойчивости рубля.

  2. ФЗ №86 «О ЦБ РФ»: статус цели функции

Ключевой элемент правового статуса – принцип независимости ЦБ: проявляется в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмисии и организации денежного обращения (не явл-ся органом гос власти) – функции и полномочия банк осущетсвляет независимо от федеральных оргнановгос власти, субъектов и органов местного управл-я. Независимость статуса Банка отражена в Конституции РФ.

Финансовая независимость: Уставный капитал и имущество банка является федеральной собственностью, при этом Банк наделен имущественной и фин-й сам-тью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, включая золотовалютные резервы БР, осущ-ся самим БР в соот-вии с фз «о ЦБ рф».

Финансовая независимость БР выражается в том, что он осущ-ет свои расходы за счет собственных доходов.

Независимость ЦБ от Прав-ва имеет относительный характер. В долгосрочном плане политика ЦБ определяется приоритетами экономического курса правительства.

Критериями независимости ЦБ могут являться:

1) Назначение руководства( процедура назначения председателя цб, кем назанчается –президентом)

2) Срок пребывания в должности главы (чем дольше срок, тем более независим цб)

3) Взаимоотношения между ЦБ и Правительством.

Независимость ЦБ определяется возможностью Правительства, Министерства финансов участвовать в управлении и принятии решений, а также тем, в какой степени деятельность банка регулируется законом;  4) процедура формирования ДКП; Важное значение определяет тот, кто формирует политику.

5) цели политики, установленные Законом. 

Чем больше целей с потенциально конфликтю направл-тью указано в законах, тем менее независим ЦБ;  6) прямые указания органов гос власти; 

7) ограничения на предоставление кредитов Правительству.