logo
Кредиты

1. Понятие кредитоспособности предприятия-заемщика

Кредитоспособность заемщика означает его способность полностью и в срок рассчитываться по своим долговым обязательствам.

Способность к возврату долга зависит от моральных качеств клиента, его рода занятий, степени вложения капитала в недвижимое имущество, возможности заработать средства для погашения ссуды. Оценивается она на основе системы финансовых показателей по данным баланса и отчета о прибылях и убытках.

Единой методики оценки кредитоспособности заемщика не существует, банк имеет право ориентироваться на международный или отечественный опыт, либо разработать собственный подход.

В последнее время российские банки проявляют интерес к опыту банков США.

В практике американских банков для анализа кредитоспособности применяется правило "пяти си", т. к. все критерии отбора клиентов начинаются на букву "си", в последнее время добавили шестое «си» -control - контроль.

        1. Характер, репутация заемщика (caracter).

Под характером клиента понимается его ответственность, готовность и желание погасить долг. При оценке репутации большое значение имеет отношение заемщика к своим обязательствам в прошлом (кредитная история). Работа с новым для банка заемщиком предполагает выяснение его юридического статуса, а для физических лиц правомочности получения кредита.

        1. Финансовые возможности (capacity)

Анализ финансовых возможностей предполагает оценку платежеспособности заемщика по документам финансовой отчетности. Основное внимание уделяется анализу денежного потока клиента. Кредитор обязан выяснить из каких источников и какими суммами он сможет погашать ссудную задолженность. Кредиты могут погашаться за счет четырех источников: доходы, продажа активов, продажа акций и получение ссуды у другого кредитора. Банки предпочитают, чтобы ссуда возмещалась за счет дохода, т.к. все другие методы могут быть дорогостоящими и вредить репутации банка.

        1. Капитал (capital).

Размер и структура капитала - важнейший источник информации о деятельности заемщика. При анализе структуры капитала, особое внимание следует обратить на показатель финансового рычага (leverage). Это показатель финансовой устойчивости, отражающий соотношение собственного и заемного капитала фирмы.

        1. Обеспечение (collateral).

Предприятию не будет предоставлен кредит, если оно не располагает имуществом для обеспечения ссуды. При потребительском кредите обеспечением могут служить автомобили, дома, мебель и т.д.

        1. Общие экономические условия (conditions) включают макроэкономическая и рыночная конъюнктура, перспективы работы клиента.

В оценке кредитоспособности заемщика в любом случае принципиальное значение имеет финансовый анализ. Он проводится разными способами:

В традициях отечественных банков использование метода коэффициентов.