Доверительное управление портфелем ценных бумаг клиентов

курсовая работа

1.1 Деятельность по доверительному управлению ценными бумагами как один из видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг

История формирования института доверительного управления в России начинается с развитием рыночной экономики. В 1990-х гг. стали предприниматься попытки введения в российскую правовую систему института доверительного управления имуществом. Причиной такого нововведения можно считать коренное реформирование экономики государства. Изменилось правовое регулирование на конституционном уровне. Ключевым моментом Конституции 1993 г. является свобода предпринимательской и иной, не запрещенной законом, деятельности (ст.34 Конституции РФ). Государство отказалось от монополии во многих сферах экономики. Потребовались правовые инструменты, способные эффективно обслуживать товарную экономику государства (лизинг, коммерческая концессия, доверительное управление имуществом) [17, С.28].

Анализ законодательства, относящегося к теме исследования, позволяет выделить три этапа развития доверительного управления в нашей стране:

1. От принятия 2 декабря 1990 г. Закона "О банках и банковской деятельности" вплоть до Указа Президента РФ "О доверительной собственности (трасте)" от 22 декабря 1993 г.

2. От названного Указа до принятия 21 октября 1994 г. первой части ГК РФ.

3. От принятия первой части ГК РФ и до введения с 1 марта 1996 г. в действие части второй ГК РФ [21, С.83].

Первый этап развития института доверительного управления имуществом связан с принятием 2 декабря 1990 г. Закона РСФСР "О банках и банковской деятельности". В ст.5 данного Закона было указано, что банки вправе "привлекать и размещать средства и управлять ценными бумагами по поручению клиентов (доверительные (трастовые) операции).

Затем в 1992 г. в различных нормативно-правовых актах появились предложения и рекомендации различным ведомствам передавать акции, находящиеся в государственной собственности, в "доверительное управление (траст)" или просто в "траст" [2, С.36]. Качественный скачок произошел в 1993 г., когда был принят Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. "О доверительной собственности (трасте)", который по замыслу законодателя должен был заполнить вакуум в этой области.

Второй этап становления института доверительного управления начался с того, что во исполнение п.22 Указа "О доверительной собственности (трасте)" Государственным комитетом РФ по управлению государственным имуществом был утвержден Типовой договор об утверждении траста (доверительной собственности) на пакет акций, находящихся в государственной собственности, положения которого сразу были восприняты на практике. Так, Государственный комитет по управлению имуществом РФ передал обществу "Роснефтегазстрой" пакет акций, находящихся в федеральной собственности.

Принятие первой части Гражданского кодекса РФ значительным образом изменило отношение к применению доверительной собственности в российских условиях. В п.4 ст. 209 ГК РФ было указано на возможность передачи имущества в доверительное управление, учреждение которого не влечет для собственника утраты права собственности. С этого момента в нормативных актах и литературе больше не встречается термин "доверительная собственность" [17, С.32].

Завершающим этапом становления института доверительного управления было введение с 1 марта 1996 г. в действие части второй ГК РФ. В гл.53 ГК РФ институт доверительного управления был детально урегулирован.

В соответствии со статьей 1012 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему. Согласно статье 1013 ГК РФ объектами доверительного управления могут быть предприятия и другие имущественные комплексы, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги, права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, исключительные права и другое имущество.

25 апреля 1996 г. вступил в силу Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ. Статья 5 данного нормативного акта впервые на уровне федерального закона вводит понятие - "деятельность по управлению ценными бумагами".

В соответствии со статьей 5 ФЗ "О рынке ценных бумаг" под деятельностью по управлению ценными бумагами признается осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем от своего имени, за вознаграждение, в течение определенного срока доверительного управления переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц: ценными бумагами; денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги; денежными средствами и ценными бумагами, получаемыми в процессе управления ценными бумагами.

Как следует из указанного перечня, в добавление к основному объекту - ценным бумагам, прибавляются дополнительные - денежные средства, предназначенные для инвестирования в ценные бумаги, а также денежные средства и ценные бумаги, получаемые в процессе управления ценными бумагами. Введение в институт доверительного управления ценными бумагами в качестве дополнительных объектов договора доверительного управления денежных средств, как средств инвестирования в ценные бумаги, было обусловлено желанием законодателя придать наибольшую эффективность и развитие такому виду деятельности как доверительное управление ценными бумагами.

Также, в соответствии с пунктом 2.1 Положения "О доверительном управлении ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги", утвержденного постановлением ФКЦБ от 17 октября 1997 г. N 37, под объектами доверительного управления ценными бумагами понимаются следующие ценные бумаги:

акции акционерных обществ, в том числе акции, находящиеся на момент заключения договора о доверительном управлении ими в государственной (муниципальной) собственности;

облигации коммерческих организаций, в том числе облигации, находящиеся на момент заключения договора о доверительном управлении ими в государственной (муниципальной) собственности;

государственные (муниципальные) облигации любых типов, за исключением тех, условия выпуска и обращения которых не допускают передачу их в доверительное управление.

Согласно пункту 2.4 Положения "О доверительном управлении ценными бумагами" не являются объектами доверительного управления, осуществляемого в соответствии с требованиями указанного Положения, следующие виды ценных бумаг: переводные и простые векселя; чеки; депозитные (сберегательные) сертификаты банков и иных кредитных организаций, а также сберегательные книжки на предъявителя; складские свидетельства любых видов (типов), а также иные товарораспорядительные ценные бумаги.

Объектами доверительного управления, осуществляемого в соответствии с требованиями Положения "О доверительном управлении ценными бумагами", могут являться ценные бумаги иностранных эмитентов, ввезенные на территорию Российской Федерации в целях предложения их на внутреннем российском рынке.

Также следует отметить, что нормативные правовые акты, регулирующие в настоящее время в Российской Федерации доверительное управление ценными бумагами содержат в себе целый ряд противоречий и пробелов, которые в свою очередь создают не мало проблем, как в теоретическом аспекте, так и при практическом применении этих норм. Для решения указанных проблем необходимо разработать и принять специальный закон, посредством которого постараться решить существующие на сегодняшний день правовые коллизии, а также пробелы законодательства, не позволяющие эффективно осуществлять доверительное управление ценными бумагами в Российской Федерации.

Делись добром ;)