logo
Анализ деятельности ОАО КБ "Восточный"

2.2 Анализ внешней и внутренней среды ОАО КБ «Восточный»

Для исследования внутренней и внешней среды проведем SNW и PEST - анализы.

SNW-анализ -- это анализ слабых и сильных сторон организации, при котором оценивается внутренняя среда по трем значениям:

- Strength (сильная сторона)

- Neutral (нейтральная сторона)

- Weakness (слабая сторона).

SNW-анализ в отличие от SWOT-анализа предполагает также среднерыночное состояние (N). Основной причиной добавления нейтральной стороны является то, что зачастую для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем (кроме одной) ключевым позициям находится в состоянии N и только по одному в состоянии S. Набор параметров, как правило, является специфическим для каждого предприятия.

В таблице 10 приведены результаты SNW - анализа

Таблица 10 - SNW - анализ

п/п

Значимые параметры в деятельности предприятия

S

N

W

1

Обучение персонала

Х

2

Условия труда

Х

3

Мотивация и стимулирование персонала

Х

4

Текучесть кадров

Х

5

Квалификация персонала

Х

6

Оценка качества работы персонала

Х

7

Социальный пакет

Х

8

Организация планирования

Х

9

Уровень технической оснащенности

Х

10

Информационное обеспечение

Х

11

Организация маркетинга на предприятии

Х

12

Производственные площади

Х

13

Организационная структура предприятия

Х

14

Объемы продаж

Х

15

Ассортимент предлагаемых продукции и услуг

Х

16

Численность персонала

Х

17

Заработанная плата

Х

18

Имидж (деловая репутация) предприятия

Х

19

Психологический климат в коллективе

Х

20

Финансовая устойчивость предприятия

Х

21

Территориальное расположение

Х

22

Ценовая политика

Х

Из представленных результатов видно что сильными сторонами предприятия являются: обучение и мотивация персонала, социальный пакет, деловая репутация среди постоянных клиентов, территориальное расположение, ориентация на потребителя. Слабые стороны внутренней среды это: организационная структура предприятия, маленькая численность персонала, текучесть кадров, организационная структура предприятия.

PEST анализ - это инструмент для стратегического прогнозирования, выявления и оценки существенных факторов внешнего окружения компании, которые потенциально могут повлиять на деятельность компании в будущем.

Анализ выполняется по схеме «фактор -- предприятие». Результаты анализа оформляются в виде матрицы, подлежащим которой являются факторы макросреды, сказуемым -- сила их влияния, оцениваемая в баллах, рангах и других единицах измерения. Результаты PEST-анализа позволяют оценить внешнюю экономическую ситуацию, складывающуюся в сфере производства и коммерческой деятельности.

Наиболее эффективно PEST - анализ может быть применим при проведении маркетинговых исследований и при стратегическом планировании на предприятии.

Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социального компонента PEST-анализа. Последним фактором является технологический компонент. Целью его исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.

Аббревиатура PEST расшифровывается как P (Policy) -политические факторы, E (Economy) - экономические факторы, S (Society) - социальные и общественные факторы и T (Technology) - технологические факторы.

Для простоты и удобства анализа все факторы принято совместно расcматривать в виде таблицы. Результаты проведенного PEST-анализа представлены в таблице 11.

Таблица 11 - PEST - анализ

Политические факторы

Влияние экономики

Текущее законодательство на рынке

Будущие изменения в законодательстве

Регулирующие органы и нормы

Правительственная политика, изменение

Государственное регулирование конкуренции

Торговая политика

Экономическая ситуация и тенденции

Динамика ставки рефинансирования

Уровень инфляции

Сезонность / влияние погоды

Рынок и торговые циклы

Платежеспособный спрос

Выборы на всех уровнях власти

Группы лоббирования/давления рынка

Экологические проблемы

Прочее влияние государства в отрасли

Потребности конечного пользователя

Основные внешние издержки

Энергоносители

Коммуникации

Социокультурные тенденции

Технологические инновации

Демография

Изменения законодательства, затрагивающие социальные факторы

Структура доходов и расходов

Тенденции образа жизни

Бренд, репутация компании, имидж используемой технологии

Модели поведения покупателей

Мода и образцы для подражания

Мнения и отношение потребителей

Потребительские предпочтения

Представления СМИ

Реклама и связи с общественностью

Зрелость технологий

Изменение и адаптация новых технологий

Информация и коммуникации, влияние интернета

Потенциал инноваций

Доступ к технологиям, лицензирование, патенты

Определение политических факторов, воздействующих на макросреду предприятия, в PEST-анализе связано с тем, что государственная политика является мощнейшим механизмом, регулирующим кругооборот денежных средств и другие аспекты, влияющие на получение прибыли и ресурсов компании.

Экономические факторы выступают важнейшим стимулятором деловой активности компаний. Они оказывают непосредственное воздействие на состояние спроса, рентабельности и прочие показатели. Соответственно оценка экономических факторов способствует пониманию того, как в обществе распределяются экономические ресурсы.

Социальные факторы являются определяющими в выявлении потребностей потенциальных клиентов компании. Они значительным образом влияют на разработку рекламных и маркетинговых кампаний, и другие аспекты деятельности по развитию компании.

Анализ технологических факторов необходим для того, чтобы не отстать от инновационных и перспективных тенденций производства, вовремя отказаться от устаревших методов.