logo
Гарантирование банковских вкладов

2.1 Экономические предпосылки развития систем гарантирования банковских вкладов

На сегодняшний день система защиты банковских депозитов в той или иной форме существует как в развитых, так и в развивающихся странах, являясь при этом неотъемлемой частью банковской системы. На Западе данная схема получила большое распространение и в силу своей развитости подразумевает под собой более широкое понятие, а именно «систему гарантирования банковских вкладов» [11].

Система гарантирования банковских вкладов - это комплекс мер, направленных на защиту вкладов и обеспечивающих их гарантированный возврат в полном объеме (или частично) в случае банкротства финансового учреждения.

За последнее столетие большинство стран мира неоднократно сталкивались с кризисом банковской системы, что заставило их ввести страхование депозитов для стабилизации финансовой системы и предотвращения потенциальных банкротств отдельных банков в будущем.

«Американская» и «европейская» системы

В прошлом веке банковские кризисы поражали как развитые страны (США, Испанию, Норвегию, Финляндию, Швецию, Японию), так и развивающиеся, в основном страны Латинской Америки. Практика показывает, что с кризисом банковской системы (которые развиваются как следствие общего экономического кризиса, а иногда и самостоятельно) время от времени сталкивается большинство стран мира. В конечном счете, это и послужило основной причиной разработки и введения схемы защиты банковских депозитов [32].

Насколько известно [34], первые попытки создания формальных систем страхования с участием государственных властей были предприняты в США на уровне отдельных штатов в 1829 году. До 1917 года такие эксперименты осуществили 14 штатов, но по разным причинам все эти попытки успеха не имели. Одной из причин было, на наш взгляд, отсутствие единой денежной и банковской системы (современная двухуровневая банковская система была внедрена в США только в 1913 году после создания Федеральной резервной системы).

Решающее значение имело введение Федеральной системы страхования депозитов в США в 1933 г. Дискуссия по этому вопросу шла до этого не менее десяти лет, и в Конгрессе рассматривалось примерно 150 законопроектов различного типа, направленных на защиту интересов вкладчиков. Такой популярности самой идеи способствовали особенности банковской системы США: существование многих тысяч мелких и средних банков, сравнительная слабость Федеральной резервной системы, опыт многочисленных банковских кризисов, а также жесточайший экономический кризис начала 30-х годов - Великая депрессия.

Тем не менее, Федеральная корпорация страхования депозитов (ФКСД) была создана. Ее особенностью стало активное участие государственных органов в ее разработке и дальнейшем функционировании, то есть этот вопрос стал одним из приоритетов экономической политики «нового курса» президента Рузвельта. Это в дальнейшем во многом предопределило роль правительств в других странах при создании такой системы у себя. В частности, опыт ФКСД был использован при создании систем страхования вкладов в Канаде, Великобритании, Японии, Индии и ряде других стран.

В конце XIX века кооперативные банки Германии создали первую негосударственную систему взаимного гарантирования вкладов, которая успешно развивалась и, стала основой нынешней системы, действующей в ФРГ. В основу этой системы было заложено то, что коммерческие банки самостоятельно в рамках Ассоциации банков создают специальный орган, который будет заниматься страхованием депозитов и решением сопутствующих вопросов без вмешательства государства. Причем форма участия банков является добровольной, исходя из принципов и приоритетов деятельности каждого банка в отдельности.

Эти идеи также были впоследствии использованы странами Западной Европы (Нидерланды, Австрия, Швейцария, Франция) при создании негосударственных межбанковских систем гарантирования. Это сыграло свою роль при создании системы защиты вкладчиков в рамках Европейского Союза Директива Комиссии европейских сообществ от 17 декабря 1977 года, в которой ставилась задача создания единообразных и формальных систем страхования депозитов во всех странах-членах.. Тем временем в каждой из стран Европы сформировались свои системы депозитного страхования Например, банковский закон 1979 года Великобритании определил категории финансовых учреждений, установил четкий порядок лицензирования Банком Англии, ввел правила регистрации иностранных банков и т.д. Был учрежден Фонд защиты депозитов (Deposit Protection Fund) с обязательным участием в нем банков и других депозитных учреждений. Лимит страхования депозита был установлен в то время в 10 тысяч фунтов стерлингов при возмещении 75% вклада..

Начиная с 70-х годов, по мере развития экономики и финансовых систем в других странах, многие развивающиеся страны стремились повысить устойчивость своих финансовых систем. В этих условиях страхование депозитов было введено в Чили, Колумбии, Доминиканской Республике, Кении, Нигерии, Тринидаде и Тобаго и ряде др.стран.

Наконец, с началом осуществления в 90-х годах перехода к рыночной экономике и создания на этой основе банковской системы, в бывших социалистических странах также стали применяться различные схемы гарантирования вкладов.

Причины использования систем гарантирования вкладов

В основном определяют три причины использования в той или иной форме системы гарантирования вкладов [32]:

· защита мелких вкладчиков;

· обеспечение ясных правил, в соответствии с которыми функционируют финансовые учреждения, а также правил их ликвидации;

· обеспечение помощи финансовой системе в стабилизации путем установления механизма, стимулирующего нормальную банковскую практику.

· Также уместно отметить, что практически во всех странах, в том числе в странах с переходной экономикой, защита вкладчиков на законодательной основе ограничивается мелкими вкладами.

Это достигается путем установления максимальной суммы гарантируемого (страхуемого) вклада. При защите путем дискреционных (принимаемых по усмотрению правительства) мер круг гарантируемых вкладов может быть шире, но и в этом случае приоритет отдается мелким вкладчикам. Разумеется, понятие "мелкости" весьма различно для стран разного уровня развития.

Приоритет мелких вкладов и исключение крупных счетов, которые имеют в банках корпорации, определяются рядом взаимосвязанных факторов и целей:

· поскольку значительная часть национальных сбережений приходится на мелких вкладчиков, защита их вкладов имеет особое значение для обеспечения высокой или хотя бы приемлемой общенациональной нормы накопления и поддержания социальной стабильности;

· именно многочисленность мелких вкладчиков создает особо критическую обстановку банковских кризисов и паник при массовом изъятии вкладов и поднимает волну недовольства, с которой трудно справиться;

· дефект рынка (ассиметричность информации) особо сильно сказывается на поведении мелких вкладчиков, поскольку они, по определению, не могут обладать полнотой информации и действовать с достаточной степенью рациональности;

· защита вкладчиков обычно требует значительных финансовых ресурсов, часто затрат бюджетных средств, что заставляет государство ограничивать размеры гарантируемых вкладов, а более полный охват вкладов потребовал бы также увеличения взносов банков в фонд гарантирования.

В переходный период банковские вкладчики особенно подвержены трем типам рисков, которые можно охарактеризовать как инфляционные, кредитные и политические.

Первые риски связаны с инфляционным обесценением вложенных денег, не покрываемым процентом по вкладам. Даже при полной рыночной свободе установления процентных ставок мелкие вкладчики обычно не в состоянии добиться процента, превышающего фактический темп роста цен. Негативный реальный процент при инфляции для таких вкладчиков скорее правило, чем исключение. В период рыночных преобразований именно данный фактор отчасти превалировал в странах Восточной Европы (Болгария, Венгрия) и в большинстве республик бывшего Союза, что ставит его в число приоритетных проблем, подлежащих решению в первоочередном порядке и создания условий для стабильности внутренних сбережений.

Кредитные риски свойственны депозитной операции как всякому необеспеченному кредиту. Это риски банкротства банка и разных вариантов отказа или задержки выплаты вкладов. Они принципиально не могут быть устранены при любой банковской системе, но могут быть существенно уменьшены при здоровой системе и при эффективном государственном регулировании. Этот фактор приобретает особое значение в условиях переходного периода главным образом из-за несовершенства и неразвитости банковской системы, отсутствием финансовой дисциплины и нестабильности денежного оборота. Именно поэтому страны Восточной Европы в числе приоритетного направления реформирования внутренней экономики выделяли мероприятия по стабилизации финансовой системы, укрепления национальной валюты, либерализации банковского сектора.

Политические риски связаны с возможностью принятия государством конфискационных или ограничительных мер в отношении вкладчиков. Это было особенно характерно для денежных реформ в бывшем СССР, когда значительная часть сбережений населения фактически изымалась со стороны государства. В результате подобных мероприятий банковские вкладчики понесли существенные потери как за счет естественных процессов обесценения денежных средств из-за общеэкономического кризиса в стране, особенно в период распада Союза, так и прямых конфискационных мер правительства в прошлом.

Поэтому важно отметить, что решение вопросов защиты вкладчиков в этих условиях рассматривалось в переходных экономиках как составляющее звено всех макроэкономических преобразований. Конкретные механизмы и мероприятия по созданию таких систем и их основные характеристики будут рассмотрены ниже.