logo
Гарантирование банковских вкладов

1.2 Нормативно-правовое обеспечение гарантирования банковских вкладов

Деятельность по гарантированию банковских вкладов в основном регулируется четырьмя основными законодательными актами [38]:

· Федеральный закон от 23.12.2009 № 177-ФЗ “О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации”;

· Федеральный закон от 20.07. 2010 № 67-ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (Внесен Правительством РФ).

· Указание от 16.01.2010 № 1379-У “Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов”;

· Положение от 16.01.2010 № 247-П “О порядке рассмотрения Банком России заявления об обжаловании отрицательного заключения Банка России на повторное ходатайство о соответствии банка требованиям к участию в системе страхования вкладов”;

· Положение от 16.01.2010 № 248-П “О порядке рассмотрения Банком России ходатайства банка о вынесении Банком России заключения о соответствии банка требованиям к участию в системе страхования вкладов”.

В начале 1995 года на обсуждение Государственной Думы был предложен законопроект «О гарантировании банковских вкладов». Этот законопроект был одобрен, одобрен Советом Федерации, но на него было наложено вето Президентом. Сложность вопроса о гарантировании сбережений граждан в банках Российской Федерации заключается в том, что на сегодняшний день достаточно сложно спрогнозировать ситуацию вообще в деятельности коммерческих банков. Все кризисы предыдущие показали, что недостаточно качественный надзор, возможность паники населения в отношении каких-то банков приводит к тому, что очень трудно предсказать экономическую устойчивость банков. Раз трудно предсказать экономическую устойчивость банков, то в условиях достаточно большой инфляции, которая была до последнего времени, достаточно сложно выстроить такую систему, которая полностью устраивала бы вкладчиков в плане обеспечения их вкладов. В этом есть концептуальная проблема написания этого закона. Кроме того, тот банковский кризис, который произошел в 2006 году, он нас многому научил. Научил прежде всего адекватно оценивать состояние банков, вводить новые технологии надзора за банками и, безусловно, определил, что без работы банков с населением, без возможности привлечения денежных средств населения функционировать банку будет достаточно сложно. И именно эти факторы определяют необходимость этого закона [11].

В законе есть несколько проблемных моментов, в первую очередь это проблемный момент, связанный с тем, какая банковская система у нас сформировалась вообще как таковая. Здесь нужно провести некоторый экскурс в историю и посмотреть, что наши крупнейшие в основном банки сформировались на базе государственных банков. В связи с этим, что те банки, которые имеют большую филиальную сеть, которые сейчас достаточно сильно позиционируются на рынке частных вкладов, при этом имеют законодательно закрепленные на сегодняшний день привилегии, как определение законодательного гарантирования в этих банках, - что, безусловно, приводит к тому, что у этих банков есть преимущество по отношению к другим коммерческим банкам. И хотя у нас сложился стереотип, что эти банки являются якобы государственными, а те - негосударственными, здесь нужно понимать, что у нас сегодня все банки являются коммерческими, они все являются или акционерными обществами, или обществами с ограниченной ответственностью. Это юридические термины, а за ними стоит одна цель - получение прибыли. И когда мы говорим, что одному банку получать прибыль можно по таким правилам, используя вот такое преимущество, а другим нельзя получать прибыль, имея это преимущество, создаются условия, с которыми, наверное, согласиться нельзя, их нужно выровнять. Все банки, по нашему мнению, должны работать в одинаковых экономических условиях. на сегодняшний день закон изменил свое наименование, он сегодня называется "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". И связано это с вопросом юридической техники, с удобством закрепления определенных норм и использования этих норм уже при работе системы страхования вкладов.

Совет Федерации 10 декабря 2009 года одобрил Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» [1], с принятием которого завершился долгий процесс законодательного оформления государственного страхования сбережений граждан, помещенных в кредитные учреждения. До сих пор государство гарантировало только сохранность вкладов в Сберегательном банке Российской Федерации. Поэтому уровень банковских услуг и финансовая устойчивость любой кредитной организации априори не делали ее конкурентом главного сберегательного банка страны - граждане после финансового обвала 2006 года не доверяли коммерческим банкам.

По мере роста денежных доходов населения эта диспропорция в структуре банковских капиталов стала существенно тормозить развитие банковской системы.

Новый Федеральный закон, вернее целый пакет законов, институционализирует систему страхования банковских вкладов, определяет правовые основы и порядок функционирования этой системы, а также регулирует отношения между основными субъектами системы, которыми являются банки, вкладчики банков (физические лица), Агентство по страхованию вкладов (Агентство), органы исполнительной власти и Центральный банк Российской Федерации.

Согласно концепции Закона, банки, получившие специальное разрешение (лицензию) Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, обязаны встать на учет в системе страхования вкладов и регулярно уплачивать взносы, за счет которых образуется специальный фонд - фонд обязательного страхования вкладов (ФОСВ). Эти денежные средства будут находиться в собственности специально создаваемой государственной корпорации - Агентства по страхованию вкладов, на которую возлагается обязанность по возмещению суммы банковского вклада при наступлении страхового случая. Таким случаем признается отзыв (аннулирование) лицензии у банка в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», а также введение Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации моратория на удовлетворение требований кредиторов. С момента вступления в силу соответствующих нормативных актов Центрального банка РФ у вкладчиков банка возникает право на полное возмещение вклада, но не более 100 тыс. руб. В части суммы превышения установленного ограничения у вкладчика сохраняется право требования в соответствии с гражданским законодательством. В свою очередь после выплаты возмещения все требования к банку по выплаченным из ФОСВ суммам переходят к Агентству [24].

Совет Федерации признал эту концепцию вполне приемлемой с некоторыми оговорками. По мнению председателя Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению, выступавшего с докладом по этому Закону, одобрения заслуживает порядок доступа банков к системе (к участию привлекаются не все банки, а только те, которые пройдут проверку на финансовую устойчивость в системе Центрального банка РФ). Поддерживает Комитет и принцип единого порядка возмещения вкладов для всех банков, то есть для Сбербанка и остальных банков.

Еще на стадии рассмотрения законопроекта в Государственной Думе Комитет не поддерживал идею полного возмещения вкладов (первоначально предусматривалось, что вклад до 20 тыс. руб. возмещается полностью, свыше 20 тыс. руб. возмещается 75 %). Позиция Комитета - это может негативно сказаться на состоянии банковской системы, поскольку при стопроцентной компенсации, с одной стороны, исчезает стимул у вкладчика следить за финансовым состоянием банка, а с другой стороны, у банка возникает соблазн рискованного кредитования. В результате недобросовестное поведение банков и безответственность вкладчиков приведут к серьезным бюджетным расходам (дефицит ФОСВ, согласно Закону, покрывается за счет средств федерального бюджета). Поэтому, по мнению большинства членов Комитета, ограничение возмещения суммой 100 тыс. руб. является стимулирующим и гарантирует разумное поведение вкладчиков и банков. В итоге законодатели остановились на частичном возмещении, что, как видим, совпадает с мнением профильного Комитета Совета Федерации [38].

В пакете с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» были одобрены также поправки в Федеральные законы «О банках и банковской деятельности» в части распространения порядка сохранения банковской тайны на Агентство, «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в части отмены норм о страховании вкладов за счет фонда обязательных резервов, «О некоммерческих организациях» в части определения источников формирования имущества государственной корпорации, в Налоговый кодекс РФ в части учета расходов банков на уплату страховых взносов при налогообложении прибыли, а также в Гражданский кодекс РФ (пункт 1 статьи 64 и пункт 1 статьи 840) о первоочередном удовлетворении требований Агентства и о способах возврата вкладов граждан (путем осуществляемого в соответствии с Законом обязательного страхования вкладов, а в случаях, предусмотренных Законом, - иными способами) [37].