logo
Анализ деятельности ЗАО АКБ "Сибирьгазбанк"

1.3 Основные цели и виды деятельности ЗАО АКБ «Сибирьгазбанк»

Банк является коммерческой организацией, входящей в банковскую систему РФ. Нормативно-правовой основой деятельности банка является законодательство РФ, в том числе нормативные акты Банка России, а также Устав «Сибирьгазбанка».

Банк осуществляет следующие виды операций и сделок:

Операции:

- привлечение денежных средств во вклады (до востребования и на определенный срок);

- размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет;

- открытие и ведение банковских счетов;

- осуществление расчетов по поручению физических (юридических) лиц, в т.ч. банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

- инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание лиц;

- купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

- привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

- выдача банковских гарантий;

- осуществление переводов денежных средств без открытия банковского счета.

2. Сделки:

- выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

- приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;

- осуществление операций с драгоценными металлами и камнями;

- доверительное управление денежными средствами (другим имуществом) по договору с лицами;

- предоставление в аренду специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

- лизинговые операции;

- консультационные и информационные услуги;

- иные сделки.

Услуги, предоставляемые банком, можно разделить на три группы: услуги корпоративным клиентам, услуги населению, услуги на межбанковском рынке. Первая группа включает:

1) Расчетно-кассовое обслуживание и прием депозитов - данным видом услуг пользуются предприятия, занятые транспортировкой и переработкой природного газа, авиакомпании, предприятия связи, страховые и профсоюзные организации, строительные и торговые фирмы, а также другие субъекты экономики. В 2005 г. на обслуживание в Банк перешли новые крупные клиенты, чья деятельность связана с торговлей, оказанием транспортных услуг и строительством. При этом следует отметить, что Клиентами Банка являются не только крупные компании, но и предприятия малого и среднего бизнеса. Всего за 2005 г. привлечено на расчетно-кассовое обслуживание около 600 корпоративных Клиентов.

За 2005 г. количество Клиентов, пользующихся услугами системы электронного документооборота «Клиент-Банк» увеличилось более чем на 50%.

2) Кредитование и операции с векселями - в банке преимущественно кредитуются транспортные предприятия, строительные компании и торговые фирмы. Наряду с традиционными ссудами «Сибирьгазбанк» предлагает своим клиентам со стабильным денежным потоком кредитование по схеме «овердрафт».

Величина кредитов, предоставленных корпоративным Клиентам, возросла на 176 млн. руб. или на 21%.

Банк с 2003 г. начал работу по внедрению факторинговых операций. Разработана схема их осуществления, проведены маркетинговые исследования, которые показали востребованность данного продукта среди торговых организаций и населения города.

Банк предлагает клиентам и партнерам оперативное осуществление следующих операций, связанных с векселями:

- покупка и продажа ликвидных векселей третьих лиц, в т.ч. по операциям «репо»;

- мена векселей;

- приобретение и реализация векселей по поручению клиента, согласно договору комиссии;

- предъявление векселей векселедателю к погашению и оплате от имени клиента по договору поручения;

- авалирование векселей;

- хранение документарных ценных бумаг (векселей, депозитных сертификатов);

- оценка залога (заклада), представленного векселями сторонних плательщиков, являющегося обеспечением обязательств по кредиту;

- учет векселей, принадлежащих клиенту, по счетам Депо (векселя будут депонированы в хранилище банка), что позволит клиенту осуществить смену прав собственности без физической передачи.

3) Обслуживание по банковским картам. В 2003 г. банк подписал 34 договора на выплату заработной платы с использованием банковских карт «СГБ» к концу 2005 г. сотрудники 274 компаний и учреждений получали заработную плату через карточные счета открытые в банке. Банк также предлагает предприятиям обслуживать свои текущие расходы посредством использования корпоративных карт Банка.

Корпоративные карты - средство организации и контроля расходов на представительские мероприятия, командировочные и хозяйственные расходы предприятия.

Валютные и документарные операции - в результате роста деловой активности Клиентов Банка, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, количество валютных операций заметно увеличилось. Так, объемы операций по покупке иностранной валюты у корпоративных Клиентов за 2005 г. увеличились на 40%.

Услуги населению включают:

Кредитование - в 2005 г. объем потребительского кредитования вырос на 531 млн. руб. или на 73%, т.е. почти до 1,3 млрд. руб. За последние 4 года наиболее высокими темпами развивалось целевое ипотечное кредитование работников газовой отрасли: количество заключенных договоров увеличилось в 5 раз.

Денежные переводы - общая сумма срочных переводов Клиентов Банка через системы Money Gram, PrivatMoney и Union Card увеличилось за 2005 г. по сравнению с 2004 г. почти в 4 раза. Количество операций по переводам физических лиц с открытием и без открытия счета выросло в 6,7 раз, число платежей выросло в 4 раза. Во всех дополнительных офисах и филиале Банка предоставляются услуги по осуществлению следующих видов переводов:

- переводы с лицевых счетов физических лиц;

- переводы без открытия счетов;

- переводы с использованием одноразовых карт «Union Card»;

- «Именной перевод»;

- «Аваль-экспресс»;

- переводы через систему «Money Gram».

3. Валютно-обменные операции - объемы операций по продаже населению наличных почти удвоились, спрос населения на евро вырос незначительно.

4. Операции с ценными бумагами - банк осуществляет с 2003 г. выход на торги ММВБ и ФБ СПБ и внедрению брокерского обслуживания клиентов банка на рынке ценных бумаг, включая на торги акциями ОАО «Газпром».

5. Операции с банковскими картами - на конец 2003 г. количество держателей банковских карт превысило 34 тыс. человек, а количество держателей карт международных платежных систем - 1300 человек. В настоящее время клиенты Банка могут выбрать любую из платежных систем: «Union Card», «Visa», «Europay», «DinersClub». Среднедневные остатки на карточных счетах в 2005 г. составили примерно 498 млн. руб., т.е. на 160 млн. руб. или 47% превысили аналогичный показатель 2004 года.

6. Привлечение депозитов - банк предлагает привлекательные ставки по депозитам физических лиц. В результате объемы данного вида растут. Остатки на срочных депозитах населения за 2005 г. увеличились на 327 млн. руб. и к началу 2006 г. превысили 1,4 млрд. руб.

7. Услуги депозитария - включает следующие виды услуг:

- хранение, учет и удостоверение прав на ценные бумаги;

- учет и удостоверение передачи ценных бумаг, включая случаи обременения ценных бумаг обязательствами (дарение, наследование, купля-продажа, залог);

- осуществление междепозитарных переводов;

- подготовку выписок со счета «депо» и журнала учета операций на любую дату.

8. Хранение ценностей - аренда индивидуальных ячеек банковского сейфа для конфиденциального хранения ценностей и документов.

В основе деятельности банка лежат следующие принципы организации финансов:

1) работа банка в пределах реально имеющихся ресурсов;

2) полная экономическая самостоятельность, подразумевающая и экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности;

3) рыночный характер взаимоотношений с клиентами;

4) регулирование деятельности банка осуществляется косвенными экономическими методами.

Услуги на межбанковском рынке: среднедневные остатки на счетах учета ресурсов, размещенных Банком в 2005 г. на межбанковском рынке, превысили величину привлеченных у банков ресурсов в 22,3 раза. Таким образом, как и в прошлые годы, банк выступал на межбанковском рынке в роли нетто-кредитора. Список контрагентов банка постоянно растет, год от года пополняясь новыми надежными партнерами.

Основными корреспондентскими счетами являются счета, открытые в РКЦ г. Сургута и КБГП «Газпромбанк» (г. Москва).

Банк имеет сеть филиалов и отделений, как в г. Сургут (дополнительные офисы №2-7, клиентский отдел), так и в других городах (Тобольский филиал, Тюменский филиал, Дополнительный офис №1 «Ишимский»).

Банк осуществляет членство в следующих ассоциациях и объединениях: Ассоциация Российских Банков, Ассоциация Региональных Банков; Межрегиональной банковской группе газовой промышленности, Сургутской торгово-промышленной палате, Ассоциации кредитных организаций Тюменской области. Официальным аудитором Банка является международная аудиторская компания “Deloitte & Touche”.

В своей деятельности Банк осуществляет взаимодействие (корреспондентские отношения) с ООО КБ «Сургутский центральный», ОАО «АККОБАНК», АБ «Газпромбанк» ЗАО Тюменский филиал, ООО «Сибирский банк развития и бизнеса», ОАО АКБ «Автобанк», ОАО АКБ «Еврофинанс», ОАО «Альфа-банк», ОАО Банк «Пурпе», Юго-Западный банк Сбербанк РФ г. Ростов-на-Дону Геленджикское отделение 1807, ОАО АБ «ИБГ НИКОЙЛ», АКБ «Славянский Банк».

Второй десяток лет Сибирьгазбанк успешно работает на благо акционеров и региона, способствуя их процветанию. В 2005 году Банк динамично развивался и достиг значительных финансовых показателей. Активы увеличились на 52 % и составили 5 млрд. руб. За счет прибыли в 100 млн. руб. и привлечения субординированного займа банку удалось увеличить собственный капитал на 55 %.

В 2005 г. бизнес Банка продолжил свой устойчивый рост. Рекордные темпы роста Банка в отчетном году позволили ему выйти на качественно новый уровень развития, укрепить свои рыночные позиции и предложить клиентам целый ряд новых услуг. Стремительно выросли активы Банка - на 1640 млн. руб. или 52% и составили около 4,8 млрд. руб., а прибыль превысила 99 млн. руб. В течение 2005 г. ЗАО АКБ «Сибирьгазбанк» уверенно входил в 200 крупнейших банков России по размеру активов.

Собственный капитал Банка составил на 1 января 2005 г. 471,7 млн. руб., по сравнению с 1 января 2005 г. он увеличился на 168 млн. руб. или 55 %.(см. Рис.1.) Основными причинами увеличения капитала Банка в 2005 г. стали следующие факторы:

1) привлечение субординированного кредита в сумме 125 млн. руб., что обусловило 74% прироста капитала;

2) получение прибыли, благодаря которой было обеспечено 26% прироста капитала, что в абсолютном выражении составляет 42 млн. руб.

Основные доходы были получены от следующих видов деятельности:

кредитование транспортных, строительных и торговых предприятий, а также компаний работающих в сфере услуг;

операции с банковскими картами;

купля-продажа векселей и акций;

расчетно-кассовое обслуживание корпоративных Клиентов.

Рис.1. Динамика Собственного капитала банка

Средства на счетах юридических лиц, открытых в Банке возросли за 2005 г. на 1,1 млрд. руб. или 204%. Депозиты физических лиц за указанный период увеличились на 386 млн. руб. или 20%.(см. Рис.2.) Рост остатков на счетах Клиентов Банка позволил увеличить объемы вложений, главным образом, объемы кредитования юридических и физических лиц. Остатки на счетах учета коммерческих кредитов возросли на 176 млн. руб. или 21%. Аналогичный показатель кредитования граждан вырос на 531 млн. руб. или 73%.

Рис.2. Структура и динамика активов банка

Рис.3. Структура и динамика пассивов банка

За отчетный год значительно расширилась торгово-сервисная сеть Банка по обслуживанию банковских карт. К началу 2005 года количество установленных банкоматов достигло 52 штук. Кроме того, к услугам Клиентов 20 пунктов выдачи наличных и 211 терминалов торгово-сервисной сети в 186 торговых точках Сургута, Тюмени, Тобольска, Ишима и Ноябрьска.

Внедрены следующие новые услуги:

кредит за час (экспресс-кредитование населения);

перевод средств с одной банковской карты системы Union Card на другую через банкоматы и терминалы Банка;

целевое кредитование Клиентов, отправляющихся в туристические поездки и на санаторно-курортное лечение через дополнительные офисы Банка;

платежи с помощью международных карт через банкоматы;

хранение закладных в депозитарии Банка.

Перечень услуг Банка для юридических лиц универсален и представлен следующими видами обслуживания:

1. Открытие и ведение рублевых и валютных счетов резидентов и нерезидентов

2. Проведение всех видов расчетов в рублях и твердых валютах

3. Документарные операции

4. Проведение всех видов расчетов в «мягких» валютах с Украиной, Беларусью, Казахстаном и другими государствами Ближнего Зарубежья

5. Покупка - продажа иностранной валюты

6. Конверсионные операции с твердыми валютами по курсу международного валютного рынка, срочные валютные операции «СВОП», «форвард», «опцион»

7. Валютные фьючерсы и опционы, хеджирование валютного риска

8. Конвертация «мягких» валют в российские рубли и доллары США, одной мягкой валюты в другую

9. Привлечение депозитов и предоставление кредитов в «мягких» валютах

10. Прием средств под простые векселя и депозитные сертификаты Сибирьгазбанка

11. Кредитование в рублях и твердых валютах

12. Финансирование экспорта в Россию в рамках межправительственных соглашений бывшего СССР с зарубежными странами с оплатой в клиринговых валютах

13. Краткосрочное и долгосрочное финансирование предприятий различных отраслей

14. Проектное финансирование, в том числе совместное финансирование с привлечением иностранных инвестиций, а также проведение нетрадиционных для российской банковской практики сделок и расчетов

15. Проведение операций на международном рынке драгоценных металлов

16. Прием средств для размещения на депозит на различные сроки и в любых твердых валютах

17. Операции с коммерческими и дорожными чеками

18. Предоставление услуг по обслуживанию корпоративных пластиковых карт

19. Хранение ценностей в индивидуальных сейфах с гарантией полной безопасности и конфиденциальности

20. Проведение операций по покупке, продаже и взаимозачету обязательств Внешэкономбанка и Минфина РФ на внутреннем и международном рынках

21. Предоставление гарантий

22. Консультационные виды услуг