Влияние государства на банковскую систему в Республике Казахстан
3.Проблемы развития банковской системы Республики Казахстан под воздействием последствий мирового финансового кризиса и необходимость повышения роли государства в банковской системе
Изменившиеся экономические условия, связанные с построением подлинных рыночных отношений в обществе и функционированием многообразия собственников, в том числе и в банковской системе, решение многих амбициозных задач, в числе которых - вхождение Казахстана в число 50 наиболее развитых стран мира, поставленных Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым требуют пристального внимания, как ученых, так и практиков к проблеме устойчивого и стабильного функционирования банковского сектора Республики Казахстан. Банковский сектор Республики Казахстан вплоть до 2008 года развивался в благоприятных экономических условиях, обусловленных ежегодным устойчивым ростом ВВП.
Пристальное внимание ученых и практиков к банковскому сектору вызвано тем, что устойчивое экономическое развитие любого государства в немалой степени зависит от эффективного функционирования банковской системы. Если эта система даст сбой, то заболевает весь экономический организм. Поэтому банковскую деятельность относят к особым видам предпринимательской деятельности, поскольку банки работают с чужими деньгами, размещаемых владельцами на различных банковских счетах. Одним из важных условий успешной деятельности банковской системы является государственное регулирование. Роль государственного регулирования банковской деятельности особенно возрастает на современном этапе в силу разразившегося мирового финансового кризиса. Именно сегодня нуждаются в комплексном изучении теория и практика банковского регулирования в Республике Казахстан, необходим анализ и обобщение тенденций развития банковского регулирования и надзора за деятельностью банков второго уровня в условиях рыночной экономики на основе системного подхода.
Необходимость и практическая значимость проблемных вопросов, накопившихся в системе банковского регулирования в изменившихся экономических условиях подтверждает актуальность данной проблемы. Тем более на современном этапе эти вопросы приобретают не только локальную актуальность (для отдельно взятой страны), но и глобальную, чему способствовал мировой финансовый кризис, выявивший серьезные изъяны и несовершенство действующей системы банковского регулирования и надзора. Возникла необходимость не просто в совершенствовании действующей системы банковского регулирования, а в ее кардинальном изменении и создании новой посткризисной модели банковского регулирования и надзора, риск-ориентированного надзора.
Выявление необходимости банковского регулирования требует выработки концептуальных подходов к исследованию самой природы банковской деятельности, банковского дела, сущности банка. Особенно эти вопросы приобрели особую актуальность на современном этапе в условиях мирового, глобального финансового кризиса, так как внешним и внутренним рискам стали подвержены не только страны с транзитной переходной экономикой, которые известный американский ученый Ф. Мишкин называют еще странами с ассиметричной (непрозрачной) экономикой, но и ведущие капиталистические страны с развитой рыночной экономикой. Ассиметричность информации - это недостаточная для принятия решения осведомленность одной из сторон о деятельности другой стороны, участвующей в сделке. Ассиметричность информации - важный аспект функционирования финансовых рынков. Например, менеджеры лучше осведомлены о состоянии дел компании, нежели акционеры. Ассиметричность информации ведет к возникновению проблем ложного выбора и морального риска, снижающие эффективность функционирования финансовых рынков, считает Ф.Мишкин. Справиться с этими проблемами помогают такие меры: производство и продажа информации частными фирмами, правительственное регулирование в целях раскрытия информации, обеспечение и собственный капитал, мониторинг и контроль за соблюдением заемщиком ограничительных условий. Поэтому основной вывод из проведенного им анализа: финансовые посредники, в частности банки, играют более важную роль в финансировании предприятий, чем рынки ценных бумаг, так как на рынках акций и облигаций существует проблема «безбилетника».
Как показывает практика, органы банковского регулирования и надзора не могут предотвратить банкротства банков. Их основная задача стимулировать процесс управления банковскими рисками, способствовать созданию действенной и эффективной законной системы управления рисками. Поскольку в функции банковского надзора не входит всеобъемлющий контроль буквально за всеми банковскими операциями. Здоровая конкуренция, соответствующая рыночная дисциплина, наличие и развитие «пруденциального мышления» у самих банкиров должны побуждать банки к проведению осмотрительной политики, поддержанию финансовой устойчивости, а не карательные меры органов банковского надзора. Как уже выше было сказано, в научной литературе четко не разделяются понятия «банковское регулирование» и «банковский надзор». Однако мы поддерживаем мнение ряда ученых, что понятие «банковское регулирование» гораздо шире понятия «банковский надзор». Но вместе они создают основу процесса надзора и контроля в банковской системе. Тем более в международной практике четко разделяются органы банковского регулирования и банковского надзора. За последние два десятилетия высокие темпы инноваций на финансовых рынках и глобализация финансовых потоков изменили суть банковского дела до неузнаваемости. Технологические новшества и дерегулирование дали как новые возможности банкам, так и способствовали возрастанию конкуренции между банками и небанковскими финансовыми учреждениями.
Поскольку пруденциальный надзор строится с учетом банковских рисков, то ухудшение показателей по пруденциальным нормативам является сигналом для надзорных органов. Однако, опять говоря об ассиметричности информации переходных экономик нужно отметить, что не всегда надзорный орган в лице АФН РК своевременно реагирует на отрицательные явления в банковской системе и также своевременно предает их огласке, порой замалчивая эти факты, потому что, те или иные отрицательные моменты не могут появиться внезапно, в одночасье, особенно когда речь идет о системообразующих банках. Об этом говорят и те факты, что показатели агрегированного индекса финансовой устойчивости по состоянию на 1.07.2010 года приводят без учета данных по двум банкам - АО «БТАбанк», АО «Альянсбанк». По меньшей мере, это вызывает недоумение, так как потребители услуг получают недостоверную информацию, а банки не находятся в режиме консервации, у них не отозвана лицензия.
Оценка финансового и институционального состояния банка по рейтинговой системе CAMELS называется комплексной оценкой. Оценка отдельных компонентов системы CAMELS или ревизирования отдельных сфер деятельности банка называется ограниченной инспекцией. Специальная инспекция предполагает ревизирование деятельности банков по таким специфическим вопросам, как кастодиальная деятельность, трастовые операции, валютные операции и выполнение условий валютного законодательства, состояние расчетно-платежной системы, уровень информационных технологий и т.д.
Консолидированный надзор является важным инструментом финансового надзора. В целом, необходимость консолидированного надзора связана с тем, что банки очень часто трансформируют часть или рисковую часть своего бизнеса на дочерние или аффилиированные с ними организации, деятельность которых в отдельных случаях может не подлежать финансовому надзору. Таким образом, консолидированный надзор должен обеспечить оценку устойчивости всей финансовой группы банка, принимая во внимание риски, которым может быть подвержен банк, независимо от того отражаются ли указанные риски в бухгалтерской отчетности банка или связанных с ним организаций или нет. Основной целью консолидированного надзора является оценка стабильности банка с учетом деятельности других участников банковского конгломерата.
Проблемных зон в работе АФН РК много. При в целом положительной ситуации на финансово рынке по-прежнему никуда не делась проблема дефолтов банков, которые приостановили выплату долгов. Подписываются меморандумы, планы по реструктуризации задолженности (больше похожие на ее списание), но реальных подвижек пока не видно. В целом ликвидность банковской системы с начала года утроилась. Депозиты физических лиц в июне увеличились на 44 миллиарда тенге (хотя все эти показатели меркнут на фоне умопомрачительного годового убытка БТА в полтора триллиона тенге). Появился новый банк - "Кредит Алтын Банк". Словом, несмотря на внешнюю вялость финансовой системы РК, внутри нее бурлит процесс перераспределения. Он неминуемо ведет к тому, что роль проблемных банков, будет стремительно уменьшаться. А потому даже если допустить самый пессимистичный сценарий, то она не станет катастрофой. Хотя еще в начале года обязательно стала бы. Дело идет к тому, что исчезает разделение на "системообразующие банки" и "прочие". Если нет банков-монстров, то нет и угрозы коллапса.
Регуляторно-надзорная практика Агентства в 2012 году будет совершенствоваться в рамках направлений, обозначенных в Концепции развития финансового сектора в посткризисном периоде. Агентством на постоянной основе проводится мониторинг рекомендаций, вырабатываемых международным сообществом в рамках реформирования глобальной финансовой архитектуры, с целью последующей адаптации международного опыта регулирования в национальное законодательство и практику надзора финансового рынка.
Сравнивая функции АФН с работой Нацбанка РК и Правительства РК, а также Финансовой полиции и прокуратуры, стоит отметить, что в прошедшем году деятельность Агентства была направлена на минимизацию негативных последствий кризиса, принятие мер, направленных на укрепление финансового состояния профессиональных участников рынка ценных бумаг, минимизацию рисков, связанных с их деятельностью, обеспечение защиты прав и интересов инвесторов и повышение их финансовой грамотности.
В 2012 года АФН РК будет продолжена работа по ограничению внешнего фондирования до уровня не более 30% от совокупных банковских обязательств и сокращению рисков по внешним активам финансовых организаций, в особенности, принятых при посредничестве лиц, зарегистрированных на территории оффшорных зон.
В целях совершенствования порядка применения мер раннего реагирования в отношении финансовых организаций пересмотрены факторы и методика определения факторов, влияющих на ухудшение финансового состояния финансовых организаций. С целью формирования оптимизации аудита в Казахстане был создан проект «Казахстанский аудит», проводимый рейтинговым агентством «Эксперт РА Казахстан».