1.2 Коносамент
Определение. Коносамент - это ценная бумага, удостоверяющая заключение договора перевозки груза (ст.785 ГК РФ).
Коносамент представляет собой "товарную" разновидность транспортной накладной по аналогии с тем, что складское свидетельство есть складская расписка в форме товара. Коносамент является товарной ценной бумагой.
Основные характеристики. При перевозке товара, также как и в процессе его хранения, имеет место временное отчуждение товара от его владельца, что означает наличие ссудного отношения, но не в форме отношения кредитования. Поэтому характеристики коносамента аналогичны характеристикам складского свидетельства и соответственно отличны от характеристик доходных долговых ценных бумаг. Коносамент есть ценная бумага:
долговая;
неэмиссионная;
бездоходная;
документарная;
срочная - срок существования данной ценной бумаги зависит от времени транспортировки товара;
предъявительская или именная в зависимости от вида складского свидетельства;
номинированная - в качестве номинала коносамента, как и складского свидетельства, выступает не денежная сумма, а только натуральное количество перевозимого товара;
предъявительская, именная или ордерная.
Порядок выпуска. Коносамент выдается грузоперевозчиком. Он активно используется при перевозке грузов в международном сообщении и представляет собой ценную бумагу, которая удостоверяет его погрузку, перевозку и право на получение, т.е. в конечном счете право владения перевозимым грузом.
К коносаменту обязательно прилагается страховой полис на перевозимый груз. Кроме того, выдача коносамента может сопровождаться выпиской каких-то дополнительных документов, связанных с перевозкой груза, его хранением и сохранностью, которые в том числе необходимы для прохождения таможенных процедур и т.д.
Коносамент является документом, в котором не возможны никакие изменения.
Обычные реквизиты коносамента:
наименование судна;
наименование фирмы-перевозчика;
место приема груза;
наименование отправителя груза;
наименование получателя груза;
наименование груза и его главные характеристики;
время и место выдачи коносамента;
подпись капитана судна.
Можно выделить следующие виды коносаментов (табл.1.1).
Различают коносаменты именной, ордерный, на предъявителя. Именной - коносамент, составленный на имя определенного грузополучателя. По именному коносаменту груз передается в порту назначения тому получателю, который указан в коносаменте. Ордерный - коносамент, по которому груз передается либо приказу (т.е. по приказу) грузоотправителя, либо приказу грузополучателя, либо приказу банка, либо по передаточной надписи того, чьему приказу он составлен. Коносамент на предъявителя - коносамент, который передается в обмен на груз путем простого вручения.
Таблица 1.1 - Классификация коносаментов
Классификационный признак |
Виды коносамента |
|
1. Порядок владения |
Именной На предъявителя Ордерный |
|
2. Место расположения груза |
Бортовой Береговой |
|
3. Наличие страхового полиса |
Застрахованный Незастрахованный |
|
4. Особенность перевозки |
Линейный Чартерный |
|
5. Наличие оговорок о повреждении груза |
Коносамент с оговорками Чистый коносамент |
|
6. Возможность распоряжаться товарами |
Оборотные Необоротные |
Ордерные и предъявительские коносаменты являются оборотными. Это дает право их держателю распоряжаться товарами, пока они находятся в пути, или заложить коносамент в банк до прибытия товара. Необоротные коносаменты предполагают, что получатель сам примет товары по прибытии судна.
В зависимости от наличия оговорок о претензиях у перевозчика к количеству и качеству принятого к перевозке груза или его упаковки различают коносаменты чистые и с оговорками. Коносамент с оговорками - коносамент, в котором сделаны отметки о повреждении груза или упаковки. Чистый коносамент - коносамент, который не содержит каких-либо оговорок или пометок, констатирующих дефектное состояние груза или его упаковки.
В зависимости от того, где находится груз, коносаменты бывают береговые и бортовые. Бортовой - коносамент, удостоверяющий, что принятые к перевозке грузы погружены на судно. Береговой - коносамент на груз, принятый для погрузки в порту в ожидании еще не прибывшего судна.
В зависимости от особенностей перевозки различают: линейный и чартерный коносамент. Линейный - коносамент, выдаваемый судоходной компанией и покрывающий перевозку на судах, курсирующих по регулярным маршрутам в соответствии с установленным и опубликованным расписанием, для которой в порту назначения имеется зарезервированный причал. Чартерный - коносамент, который применяется в трамповых (нерегулярных) перевозках.
Прямой коносамент - коносамент, покрывающий перевозку груза между непосредственными портами погрузки и выгрузки на одном и том же судне. Сквозной - коносамент, предусматривающий перевалку груза на другое судно в промежуточном пункте и покрывающий всю перевозку груза от порта погрузки до места конечного назначения.
В зависимости от того, включает ли в себя коносамент страховой полис, выделяют застрахованный коносамент. Застрахованный коносамент представляет собой сочетание транспортного документа со страховым полисом и служит доказательством как приема груза к перевозке, так и его страхования.
Обращение. Коносамент может свободно передаваться между заинтересованными участниками рынка, поскольку он обслуживает обращение товара во время его перевозки.
Цена коносамента. Как и в случае со складским свидетельством, цена коносамента полностью определяется стоимостью перевозимого груза и затратами на его перевозку.