logo
Безналичные расчеты, перспективы их развития

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время, в условиях становления рыночных отношений, проблема организации быстрых и четких расчетов между предприятиями и организациями занимает одно из важнейших мест в республике. Придавая огромное значение рациональному использованию денежных средств и сокращению издержек обращения, государство организует безналичные расчеты, устанавливая условия их осуществления и порядок применения расчетных документов

Итак, система безналичных расчетов представляет собой организацию безналичного денежного оборота, регулируемого общегосударственными законами и банковскими правилами. Безналичные расчеты совершаются с применением их различных форм. Целесообразность применения той или иной формы расчетов определяется характером экономических связей участников расчетов, удобством расчетов и другими факторами. Каждая форма расчетов имеет свои достоинства и недостатки.

Безналичные расчеты предприятиями производятся платежными требованиями, платежными поручениями, аккредитивами, чеками, банковскими пластиковыми карточками. Сегодня основными платежными инструментами, используемыми в безналичном платежном обороте Республики Беларусь, являются платежные поручения и платежные требования. Это объясняется тем, что платежные поручения универсальны и просты в использовании, а платежные требования обеспечивают четкий порядок их адресной доставки, четкий контроль за расчетами. При расчетах с использованием платежных поручений и платежных требований отмечается наименьшая трудоемкость в оформлении, проверке и учете, достаточно прост документооборот, сокращается время операций. Основным недостатком расчетов платежными поручениями и платежными требованиями является отсутствие гарантии платежа. Понимая важность работы по сокращению наличного денежного оборота, Национальный банк уделяет значительное влияние внедрению прогрессивных платежных инструментов в платежный оборот. Речь идет, прежде всего, о различных модификациях банковских пластиковых карточек.

Чековая форма расчетов используется нечасто, несмотря на высокую гарантию платежа. Это можно объяснить сложностью документооборота, вероятностью подделок, при расчетах чеками предполагается депонирование денежных средств на отдельном счете, а это означает отвлечение денежных средств из оборота, что может привести к временным финансовым затруднениям.

Что касается аккредитивов, то здесь нужно сказать, что, несмотря на то, что обеспечивается высокая гарантия платежа, максимальное сближение момента отгрузки и оплаты товаров, эту форму расчетов целесообразно применять при расчетах с неаккуратными плательщиками или с покупателями, чья платежеспособность сомнительна или неизвестна. Однако эта форма расчетов применяется очень редко. Это происходит из-за неудобств, вызванных отвлечением на длительное время денежных средств из хозяйственного оборота в связи с их депонированием. Эта форма расчетов очень трудоемка, так как помимо своих обычных функций банк берет на себя обязанность осуществлять контроль за выполнением условий аккредитива.

Итак, на основании вышеизложенного можно сделать ряд предложений по усовершенствованию безналичных расчетов:

- совершенствовать действующие формы расчетов;

- создавать и внедрять принципиально новые «безбумажные» технологии, основанные на использовании заменителей наличных денег и специализированных технических устройств для их обработки;

- усовершенствовать межбанковские технологии.

Таким образом, безналичные расчеты являются неотъемлемой частью экономических отношений между субъектами хозяйствования. В данной работе была сделана попытка раскрыть сущность отдельных форм безналичных расчетов, а также сделать предложения по их совершенствованию.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Бриштелев А.С. Денежный рынок в Республике Беларусь / Вестник Ассоциации белорусских банков. - 2009 - №2. - С.35-34

2 Закон Республики Беларусь от 10.01.2000 № 357-З «Об электронном документе» («НРПА РБ», 2000, № 7)

3 Инструкция о банковском переводе, утвержденная постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 29.03.2001 № 66 (с изменениями и дополнениями) («НРПА РБ», 19.11.2012, № 583)