1.1 Теоретические аспекты банковского менеджмента
Функционирование любой экономической системы, включая банковскую систему и экономику в целом, направлено на повышение эффективности ее деятельности и обеспечение устойчивого развития. Снижение эффективности деятельности банков на макроуровне является одной из основных причин появления негативных явлений в экономике и возникновения кризисов. Для банков низкий уровень эффективности деятельности свидетельствует об ограниченных возможностях развития, низких конкурентных возможностях, повышенной чувствительности к рискам, неэффективном управлении активами и пассивами и в случае наличия тенденций к ухудшению может привести к серьезным проблемам в деятельности банков, а без своевременного принятия необходимых мер - к банкротству. Следовательно, деятельность банков и в целом банковской системы всегда должна характеризоваться достаточным уровнем эффективности, который все сложнее обеспечить в условиях высокой конкуренции.
Такую эффективность в первую очередь должен обеспечить банковский менеджмент. Что же такое менеджмент? Большинство экономистов выдвигали различные теории по поводу формулировки этого понятия, но все они сводятся к единому: «Менеджмент - это рациональное достижение целей организации посредством эффективного управления в условиях рыночной экономики». В то же время наиболее глубокой по смыслу, на мой взгляд, являет формулировка «менеджмента», данная О.И. Лаврушиным, который определяет «менеджмент как науку и практику управления деятельностью объекта в рыночных условиях» [3, с.19]. Действительно, без научной основы, новизны, новейших исследований раскрытие на практике конкретной системы организации и управления предприятия невозможно.
Специфику сферы управления определяют направления менеджмента: финансовый менеджмент, управление персоналом, материальными фондами и т.п. Отличительной особенностью банковского менеджмента является то, что механизм менеджмента в банке объективно обусловлен осуществлением банковской деятельности в рыночных условиях, когда результаты управленческой и хозяйственной деятельности получают оценку на рынке в процессе обмена. [4, с.4]. Использование механизма банковского менеджмента направлено на решение конкретных проблем взаимодействия в реализации социально-экономических, технологических, социально-психологических задач, возникающих в процессе банковской деятельности.
Банковский менеджмент как самостоятельный вид деятельности возник с переходом страны к рыночной экономике, что потребовало овладения современными управленческими методами и инструментами, адекватными реальным условиям. Возросшие требования к менеджерам, их квалификации обусловлены сложностью банковских технологий, необходимостью профессионального владение управленческими навыками в контексте укрупнения банков. В современных условиях все решения финансовых, организационных и экономических вопросов должны готовиться и приниматься профессионалами в сфере организации управления, которые смогут осуществлять также надзор и контроль за выполнением принятых решений.
Научными основами банковского менеджмента являются теории, раскрывающие роль и место банков в экономике. К наиболее существенным, следует отнести теории управления ликвидностью, рисками, надежностью банка, а в части управления персоналом используются научные исследования в области психологии, социологии, деловой этики. Управленческая деятельность представляет собой систему, которая включает следующие элементы: объекты и субъекты управления, инструменты, правовое обеспечение.
К объектам управления банковского менеджмента относятся:
- операции, которые совершаются банком, а именно активные, пассивные и внебалансовые, их объемные и качественные показатели (уровень риска, ликвидность, прибыльность);
- результаты деятельности;
- персонал банка.
На современном этапе в отдельное направление менеджмента банка выводится еще и управление банковскими рисками.
Субъектом банковского менеджмента выступают органы управления кредитной организацией, которые могут быть как внешними, так и внутренними. К примеру, к внешним относятся государство, в лице Национального банка Республики Беларусь, осуществляющего контроль и надзор за деятельностью банков на территории Республики Беларусь. Его целью является обеспечение устойчивости банковской системы и усиление доверия инвесторов, субъектов хозяйствования, и населения к банкам.
Принятие самостоятельных решений банка осуществляется внутренними органами банка такими как Совет директоров, исполнительными органами управления (Правление банка, Кредитный комитет, Казначейство, Служба внутреннего контроля и др.) и другими топ-менеджерами (руководители структурных подразделений).
Деятельность всех подразделений банка регулируются с помощью определенного набора инструментов (правил, стандартов, нормативных документов), которые можно разделить на общебанковские (политика банка, положения, инструкции, регламенты, методики и т.п.) и специальные, т.е. направленные на регулирование конкретных направлений деятельности банков.
Правовое поле деятельности банков регулируется на различных уровнях, банковский менеджмент обязан опираться на все законодательные, нормативно-правовые акты, изданные на уровне Правительства и Национального банка Республики Беларусь. Основным законодательным актом, регулирующим деятельность банков в Республике Беларусь, является Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. № 441-З (в ред. Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 416-З), принятый Палатой представителей 3 октября 2000 года и одобренный Советом Республики 12 октября 2000 года.
Деятельность банков осуществляется в соответствии с ежегодными утвержденными Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
Национальный банк Республики Беларусь на нормативно-правовом уровне регулирует создание банков, осуществляет банковский надзор и регулирование банковских операций, текущей ликвидности банков, валютное регулирование и валютный контроль, операции с ценными бумагами и депозитарные операции, межбанковские расчеты и т.д.
На уровне банков нормативно-правовой базой служат локальные нормативные документы. К ним относятся различные положения, инструкции, методики, требования, определяющие политику кредитной организации.
Правовая база банковских менеджеров постоянно расширяется и совершенствуется, поэтому высококвалифицированный менеджер или команда, способные своевременно реагировать на изменения во внешней среде - это одна из составляющих успешного функционирования кредитной организации.
В связи с этим банковский менеджмент акцентирует свое внимание на следующих направлениях:
- ориентация банка на запросы клиентов исходя из спроса и потребности рынка, с целью получения запланированного объема прибыли;
- минимизация затрат и издержек;
- оценка рисков;
- использование современного информационного и программного обеспечения с целью проведения необходимых расчетов и моделирования реальных ситуаций для принятия обоснованных и наиболее оптимальных решений;
- подбор квалифицированного персонала, рациональное управление и эффективное использование человеческого капитала;
- корректировка приоритетов банка в зависимости от конъюнктуры рынка.
Немаловажным в банковской сфере является стиль работы, который отождествляется с постоянным поиском новых путей и возможностей привлечения ресурсов из различных источников, рациональным и эффективным их использованием, при этом добиваясь поставленного результата при минимальных затратах.
Профессиональная задача менеджера - служение клиентам, сотрудникам, инвесторам и обществу:
1. Он должен служить клиентам, удовлетворяя наилучшим образом те потребности, которые обеспечивают честную конкуренцию, что дает максимальное снижение цены, увеличение качества и разнообразия путем реализации достижений НТП.
2. Он должен служить сотрудникам, поскольку только тогда он будет восприниматься ими как руководитель.
3. Он должен служить инвесторам, обеспечивать максимальный доход как вознаграждение за риск.
4. Он должен служить обществу, способствовать НТП, помнить об экологии.
Трудности, вызываемые отсутствием должного взаимодействия функциональных подразделений банка, обмена информацией между ними и координации их усилий, замедляют процесс формирования новых направлений банковской деятельности, разработке и реализации банковских продуктов и услуг. Именно из-за отсутствия взаимодействия подразделений банка ухудшаются его основные качественные параметры и показатели, усложняются процессы принятия стратегических решений, затрудняется оценка преимуществ и недостатков выбранных решений.
Управление в банковской сфере включает в себя финансовый менеджмент и управление персоналом.
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
- 1.1 Теоретические аспекты банковского менеджмента
- 1.2 Финансовый менеджмент банка
- 1.3 Менеджмент персонала в банках
- ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
- 2.1 Цели и задачи менеджмента в банке
- 2.2 Содержание процесса управления финансового менеджмента
- 2.3 Контроллинг как инструмент управления финансами
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ