logo
Банковские кризисы

2.1. Анализ кризисных явлений в современной банковской системы Российской Федерации

Современная банковская система России берет свое начало в 1989 году. В 1988 году новый закон разрешил создание кооперативных банков для обслуживания частного сектора. Создание акционерных банков стало возможным с выходом в 1989 году «Закона о банках и банковской деятельности». К 1993 году в России сложилась двухуровневая банковская система. Если до 1991 года в стране действовали преимущественно государственные банковские учреждения, то теперь в банковской системе появился новый сектор - коммерческие банки.

Кризис, начавшийся в середине 1998 г., подвел черту под большим этапом экстенсивного развития российской банковской системы, который сам по себе не был однородным. В целом о состоянии банковской системы в 1997-1999 гг. можно судить по данным Приложений 1-7.

Кратко охарактеризуем состояние банковской системы до кризиса 1998 г.

Эмиссионное развитие (1992-1995 гг.). Этот период характеризовался процессом создания огромного количества мелких банков (с 1.01.93 по 1.01.96 количество зарегистрированных кредитных организаций увеличилось с 1,7 тыс. до 2,6 тыс.). Это обуславливалось как низкими требованиями к стартовому капиталу банка при его создании, так и огромной привлекательностью банковского бизнеса, который очень быстро освоил возможности зарабатывания на инфляции и на постоянном падении курса рубля. Ресурсы банковской системы формировались преимущественно за счет средств предприятий, доля которых в пассивах банковской системы составляла в 1994 г. - 35%, а в 1995 г. - 24%, что многократно превышало долю депозитов населения, обесценившихся в результате интенсивной инфляции.

Исторически, этот период развития банковской системы закончился летом 1995 г., когда усилия Правительства и Банка России по нормализации макроэкономической ситуации стали давать очевидные результаты - инфляция быстро и устойчиво снижалась, курс рубля начал интенсивно повышаться в абсолютном значении. Столь резкое изменение макроэкономической ситуации, в первую очередь, подорвало позиции тех банков, которые не захотели изменить свои взгляды на экономические реалии. Разразился банковский кризис, в ходе которого обанкротился целый ряд относительно крупных российских банков (как, например, банков «Мытищинский», Межрегионбанк, «Национальный кредит», «Глория-банк»). Основным проявлением этого кризиса стал краткосрочный кризис ликвидности в банковской системе, вызванный приостановлением работы московского межбанковского рынка. Благодаря быстрой реакции Банка России, «подпитавшего» банковскую систему краткосрочными кредитами, и тому, что кризисные явления не породили панику среди населения и не задели крупнейшие банки страны, кризис не превратился в угрозу банковской системе в целом.

Именно в это время в России окончательно оформилась группа банков-лидеров, которые смогли установить свой контроль над крупнейшими российскими предприятиями, которые смогли создать многофилиальные сети по обслуживанию клиентов. Однако именно в это время в поведении российских банков сформировались определенные стереотипы и модели, которые впоследствии сыграли существенную негативную роль. Главным из таких моментов следует признать слабое развитие непосредственно банковских услуг, в первую очередь, кредитования реального сектора, и чрезмерную концентрацию интересов банков на финансовых рынках.