logo
Банковские конкурентные стратегии

2.1 Минимизация издержек на кредитном рынке как способ обеспечения конкурентных преимуществ коммерческого банка

Стратегия минимизации издержек (лидерства в издержках) является одним из трех базовых направлений достижения банком конкурентных преимуществ на кредитном рынке. В рамках данной стратегии банк ставит своей целью осуществлять кредитование заемщиков с минимальными затратами.

Обладание преимуществом низких издержек защищает банк от воздействия конкурентных сил рынка (рыночная власть поставщиков ресурсов и потребителей услуг, угрозы со стороны действующих и потенциальных конкурентов, появление услуг-субститутов) и позволяет получать более высокую прибыль по сравнению с конкурентами - при условии, что банк сможет удерживать цены на кредитные продукты на среднеотраслевом уровне или на уровне, незначительно его превышающем Паит И.Я. К вопросу формирования конкурентной стратегии коммерческого банка // Деньги и кредит. - 2009. - № 11. .

Реализацию стратегии лидерства в издержках можно условно представить в виде трех последовательных этапов:

1) Анализ расходов коммерческого банка (классификация затрат, анализ их динамики, оценка уровня издержек по сравнению с конкурентами);

2) Выявление основных факторов, влияющих на уровень издержек банка;

3) Определение способов контроля над факторами издержек и реализация соответствующих мероприятий на практике.

Исходным этапом анализа издержек коммерческого банка является анализ структуры и динамики расходов коммерческого банка. Анализ издержек коммерческого банка предполагает классификацию расходов кредитной организация по отдельным видам деятельности, анализ их динамики, а также сравнение уровня затрат данного банка с расходами конкурентов.

С точки зрения конкурентного анализа, оценку издержек коммерческого банка целесообразно проводить на основе концепции цепочки создания стоимости, предложенной М. Портером. Цепочка создания стоимости позволяет определить источники конкурентных преимуществ компании в разрезе отдельных видов деятельности. Автор выделяет следующие виды деятельности по созданию стоимости Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. Пер. с англ. - СПб.: Питерком. 2008г. :

1) внутренняя логистика - включает виды работ, связанных с получением, хранением и распространением ресурсов, идущих на изготовление продуктов;

2) производственный процесс - охватывает виды деятельности, связанные с превращением исходных материалов в конечный продукт;

3) внешняя логистика - включает работы, связанные со сбором, хранением и доставкой продукции покупателям;

4) маркетинг и розничная торговля - реклама, продвижение продуктов на рынке, работа торгового персонала и т.п.;

5) обслуживание - виды деятельности, связанные с предоставлением услуг по поддержанию (и/или увеличению) стоимости продукта - обучение использованию, ремонт, установка и т.д.

Построение цепочки создания стоимости кредитного продукта предполагает корректировку стандартной цепочки М. Портера с учетом специфики, присущей банковской деятельности. Во-первых, необходимо учесть нематериальный характер банковских услуг, что предполагает переосмысление предложенных автором терминов "внутренняя логистика" и "внешняя логистика". Во-вторых, важно принять во внимание экономическое содержание деятельности банка как финансового посредника, аккумулирующего и перераспределяющего временно свободные денежные ресурсы. Наконец, следует иметь в виду, что создание кредитного продукта, в отличие от продуктов других отраслей, неизбежно несет в себе определенный риск, величина которого также должна учитываться в его стоимости.

Принимая во внимание вышеуказанные соображения, цепочку создания стоимости кредитного продукта можно представить следующим образом.

Рис.3. Цепочка создания стоимости кредитного продукта.

Использование цепочки создания стоимости позволяет увязать издержки коммерческого банка с конкретной стадией кредитного процесса. С точки зрения экономического содержания, затраты банка можно структурировать как:

· Затраты по привлечению ресурсов (1);

· Операционные расходы (применительно к деятельности банка на кредитном рынке - затраты, связанные с организацией кредитования заемщиков) (2,4);

· Резервы на возможные потери по ссудам (3);

· Накладные расходы (рекламные, транспортные, ремонтные и иные услуги) (5).

Следующим этапом реализации стратегии лидерства в издержках является определение основных факторов, влияющих на уровень и структуру затрат банка в рамках цепочки создания кредитного продукта.

По отношению к банку ценообразующие факторы на рынке кредитных продуктов можно разделить на две большие подгруппы: внешние и внутренние.

Рис.4. Факторы ценообразования на рынке кредитных продуктов Деятельность банков на финансовом рынке: российская практика и мировой опыт / Под ред.Л.Н. Красавина. - М.: Финансы и статистика, 2007. .

Следует иметь в виду, что при реализации стратегии минимизации издержек банк, как правило, может оказывать влияние только на внутренние факторы ценообразования, внешние же факторы учитываются как объективно заданные условия функционирования кредитной организации.

К внешним факторам относятся:

а) Соотношение спроса и предложения на кредитном рынке, состояние денежной сферы.

Денежный механизм и состояние его элементов является основным фактором, влияющим на стоимость кредитных продуктов. Воздействие данного фактора на ценообразование в банковской сфере осуществляется в рамках нескольких параметров:

ставка рефинансирования ЦБ РФ. Повышение ставки рефинансирования ЦБ РФ приводит к увеличению стоимости банковских ресурсов и, соответственно, уровня процентных ставок по предоставляемым кредитам. Снижение ставки рефинансирования определяет обратную тенденцию;

денежная масса. Согласно неоклассической теории, взаимосвязь денежной массы и процентных ставок на банковском рынке носит обратно пропорциональный характер. Данный факт сформулирован А. Маршалом как закон спроса и предложения: чем выше предложение денег на рынке, тем ниже их цена, т.е. процентная ставка, и наоборот;

обязательные резервы. Механизм действия резервных требований на стоимость кредитных продуктов происходит посредством влияния на денежную массу через эффект мультипликации. Если Центральный банк стремится увеличить процентную ставку, что достигается при снижении предложения денег, то он увеличивает резервные требования; если целью является снижение процентной ставки, то размер резервных требований снижается;

б) Тенденции развития конкурентной среды на кредитном рынке.

Цены, устанавливаемые на кредитные продукты банками-конкурентами, задают границы диапазона, в котором банк может реально устанавливать процентные ставки по собственным ссудам;

в) Государственная политика в области банковского регулирования и надзора, в частности, политика ценообразования на рынке банковских услуг.

Теперь обратимся к внутренним факторам:

а) Цели банка.

Важный фактор, определяющий уровень затрат банка на рынке кредитных продуктов, - характер фундаментальных целей кредитной организации, закрепленных в его стратегии, а также кредитной политике. Так, если целью банка является увеличение доли в том или ином сегменте рынка, то стратегия должна предусматривать соответствующие капиталовложения. Если стратегия кредитной организации предполагает организацию эффективного обслуживания наиболее привлекательных для банка секторов кредитного рынка, следует акцентировать внимание на способах оптимизации соответствующих затрат в целях достижения эффективности;

б) Организационная структура банка.

Характер организационной структуры банка может оказывать как прямое, так и косвенное воздействие на объем затрат на кредитном рынке. Например, наличие широкой филиальной сети способствует повышению издержек банка по организации кредитования корпоративных клиентов с учетом необходимости создания кредитных отделов на местах. Косвенное влияние на уровень затрат (в первую очередь операционных) оказывает эффективность организации кредитной работы банка в рамках отдельных подразделений (клиентский бизнес, кредитное управление, риск-менеджмент, операционное управление и др.). Повышенная "бюрократизация" кредитного процесса способствует росту трудовых" временных (т.е. неявных) и операционных (явных) издержек банка в области кредитования корпоративных клиентов.

в) Ассортимент предоставляемых услуг.

Широкая "линейка" кредитных продуктов предполагает соответствующее увеличение затрат банка на кредитном рынке, позволяя при этом банку достичь конкурентных преимуществ за счет дифференциации на отдельных сегментах. В свою очередь, ориентация на предоставление универсальных по своему содержанию кредитных продуктов способствует снижению затрат на соответствующем направлении, позволяя добиться лидерства в издержках;

г) Качество риск-менеджмента.

Качество системы управления рисками определяет величину созданных резервов по ссудам и, соответственно, конечную стоимость кредитных ресурсов (премия за риск традиционно рассматривается как один из базовых компонентов процентной ставки по кредиту). Кроме того, грамотно выстроенная система риск-менеджмента позволяет предотвратить выдачу кредитов неблагонадежным заемщикам и, соответственно, избежать возможных расходов по взысканию задолженности с клиентов. (На практике уровень этих расходов весьма высок и в отдельных случаях может превысить объем задолженности по ссуде.)

д) Эффективность внутренних бизнес-процессов банка.

Данный фактор играет ключевую роль в процессе ценообразования на банковские кредитные продукты в рамках каждого звена цепочки создания его стоимости. Рассмотренные выше факторы издержек дифференцированно проявляются в рамках каждого из вышеупомянутых звеньев цепочки создания стоимости (См. приложение 2).

И, наконец, третий этап стратегии минимизации издержек - определение способов контроля над факторами издержек.

Основные направления минимизации издержек банка можно классифицировать следующим образом Паит И.Я. Оценка конкурентоспособности банковских продуктов на рынке корпоративного кредитования // Банковское дело. - 2009. - № 11. :

а) использование эффекта масштаба;

б) применение кривой обучения;

в) прямое сокращение накладных расходов;

г) рационализация кредитной политики;

д) оптимизация кредитной работы.

1. Использование эффекта масштаба. Увеличение масштабов бизнеса путем приобретения активов, завоевания новых рынков или активизации маркетинговой деятельности способствует снижению затрат банка на кредитном рынке. Рост кредитного портфеля при постоянном объеме накладных издержек позволяет снизить объем удельных затрат банка. Одним из наиболее распространенных в современных условиях путей расширения масштабов банковской деятельности является слияние и поглощение кредитных организаций либо привлечение стратегического инвестора. Другим направлением, доступным исключительно крупным банкам, является выход на международные рынки капитала путем публичного размещения акций (IPO).

2. Применение кривой обучения. Одним из мощных инструментов стратегического управления издержками банка на кредитном рынке является использование кривой обучения. Данный эффект иллюстрирует взаимосвязь операционных издержек и кумулятивного числа операций банка.

По мере того как банк набирается опыта выполнения своих услуг, он обучается тому, как вести свою работу более эффективно, и это проявляется в совершенствовании систем работы, росте квалификации персонала, механизации операций и т.д.

и.

Рис. 5. Диаграмма эффекта обучения в банковской деятельности Фигуров В. Маркетинговые стратегии зарубежных коммерческих бан-ков // Человек и труд. - 2008. - № 2. .

Опыт последних лет показывает, что эффект обучения значимо проявляется при банковском обслуживании как физических, так и юридических лиц - в частности, кредитовании корпоративных клиентов.

3. Оптимизация накладных расходов. Данное направление предполагает оптимизацию затрат банка за счет снижения непроцентных расходов, не относящихся прямо к основным банковским операциям. Сокращая непроизводительные расходы, банк может оперативно сформировать резерв средств, которые могут быть направлены на развитие кредитной организации. Анализ практики работы российских банков различных направлений позволяет выявить стабильную тенденцию опережающего темпа роста непроцентных расходов относительно темпов роста совокупных доходов, что негативно сказывается на рентабельности проводимых банками операций. Данный факт подчеркивает особую важность рассматриваемого стратегического направления с точки зрения формирования конкурентоспособного уровня цен на кредитные продукты банков.

Оптимизация накладных издержек банка, в первую очередь, предполагает классификацию расходов кредитной организации на минимизируемые и неминимизируемые.

Согласно сложившейся банковской практике, к неминимизируемым расходам относятся: расходы на содержание автотранспорта, расходы на охрану банка, аренда основных фондов, эксплуатационные, почтово-телеграфные и телефонные расходы и др. К минимизируемым затратам относятся расходы на оплату труда работников банка, расходы на капитальный и текущий ремонт основных средств, информационные и консультационные услуги, представительские расходы, затраты на рекламу и др.

Банк осуществляет нормирование минимизируемых затрат. В случае превышения фактического объема непроцентных расходов над утвержденной максимально допустимой величиной затрат руководство банка принимает решение о необходимости проведения дополнительных организационных мероприятий по снижению издержек. К указанным мероприятиям можно, в частности, отнести меры, направленные на совершенствование действующей организационной структуры банка:

а) Изменение графика работы банка или отдельных его подразделений;

б) Оптимизация и сокращение штатной численности сотрудников;

в) Пересмотр заключенных хозяйственных договоров на предмет снижения уровня расходов;

г) Изменение местонахождения кредитной организации;

д) Объединение или закрытие филиалов и отделений банка;

е) Выкуп зданий филиалов в собственность (отказ от аренды).

Выбор и оценка эффективности проведения вышеуказанных мероприятий производятся на основе показателя окупаемости соответствующих затрат. (На практике предельный срок Окупаемости устанавливается в среднем на уровне 24 месяцев).

Следует иметь в виду, что сокращение накладных расходов банка в рамках указанных выше направлений целесообразно только при сохранении оптимального режима кредитной работы и сопутствующих видов деятельности, а также обеспечения доступности кредитных услуг для клиентов.

4. Рационализация кредитной политики. В научной литературе в качестве критерия оптимальности кредитной политики банка понимается обеспечение сбалансированного соотношения доходности и ликвидности банка на данном историческом этапе его развития. При этом в целом (на макроэкономическом уровне) кредитная политика может быть эффективной только тогда, когда в ней максимально учтены интересы общества, хозяйствующих субъектов экономики и индивидуумов. В рамках реализации стратегии минимизации издержек можно выделить следующие направления оптимизации кредитной политики:

а) Ужесточение требований к потенциальным заемщикам (позволяет сократить размер резервов, а также возможных затрат, связанных с обращением взыскания на имущество);

б) Организация мер по совершенствованию кредитной работы банка;

в) Пересмотр линейки предоставляемых кредитных продуктов (отказ от выдачи кредитных продуктов, требующих повышенного уровня затрат).