logo
Банковские конкурентные стратегии

1.4 Механизм формирования конкурентной стратегии банка

Механизм формирования конкурентной стратегии банка - совокупность форм, методов и принципов в отношении разработки конкурентной стратегии, применяемых кредитной организацией, с учетом состояния факторов внешней и внутренней среды банка в данный момент времени.

Процесс разработки конкурентной стратегии в банке состоит из последовательности следующих шагов:

1. Идентификация текущей конкурентной позиции банка на кредитном рынке. Анализ преимуществ и слабостей в сравнении с конкурентами;

2. Анализ внешней среды банка - исследование макроэкономических, социальных, политических и иных факторов, оказывающих прямой или косвенное влияние на деятельность банка;

3. Отраслевой анализ кредитного рынка;

4. Выбор стратегии банка на кредитном рынке;

5. Реализации стратегии банка - анализ эффективности и рисков от реализации каждой из альтернатив;

6. Контроль за реализаций банковской стратегии, оценка ее эффективности.

Для идентификации текущей конкурентной позиции банка эксперты используют метод SWOT-анализа.

Рис.1. SWOT-анализ конкурентной позиции банка Виноградова Т.Н. Банковские операции. Учебное пособие. - Ростов н/Д: "Феникс", 2008. .

Взаимосвязь имеющихся ресурсов с конкурентными возможностями внешней среды - наиболее благоприятная позиция банка на рынке. Стратегия, в данном случае, имеет целью защитить внутренние сильные стороны с помощью нахождения адекватной комбинации требуемых ресурсов для получения конкурентного преимущества с одной стороны и удовлетворить существующие потребности в соответствии с возможностями внешней среды с другой. При оптимальном сочетании имеющихся ресурсов с благоприятной внешней средой, банк может расширить филиальную сеть в регионах, расширить деятельность в сфере лизинговых и факторинговых услуг, либо развивать кредитование крупных предприятий реального сектора и т.д.

Если банку присущи определенные слабые стороны, однако рынок дает большие возможности для роста и развития, то организации следует выбрать оптимальную рыночную позицию так, чтобы обратить слабости в сильные стороны. Развитие кредитования малого бизнеса, нетрадиционных банковских услуг; концентрация на обслуживании связанных структур и создание дочерних лизинговых и факторинговых компаний - одни из наиболее успешных решений в сложившейся обстановке.

Банку следует проводить оборонительную стратегию, если сильные внутренние стороны сочетаются с отрицательными внешними условиями, с целью фокусирования на более многообещающих сегментах. Например, расширение набора кредитных услуг, предлагаемых действующим клиентам, развитие филиальной сети в регионах, увеличение доли низкорискованных кредитов в структуре баланса и т.д.

Слабость банка с угрозами рынка чаще всего ведет в ликвидации бизнеса.

Внутренние факторы, влияющие на конкурентную позицию банка, условно могут быть разделены на две группы: финансовые и нефинансовые. К финансовым факторам относятся следующие показатели:

• Объем и структура кредитного портфеля;

• Доходность кредитных операций;

• Доля просроченных ссуд;

• Доля банка на кредитном рынке;

• Достаточность капитала;

• Ликвидность банка.

Данные показатели влияют на устойчивость банка, объем совершаемых операций, но они не доступны и не понятны клиентам. Хотя позиционирование - это место банка в голове покупателя его услуг.

В отличие от первого, нефинансовые факторы оцениваются именно потребителями банковских услуг. Сюда относятся такие факторы, как:

• Время рассмотрения кредитной заявки;

• Степень дифференциации кредитных продуктов;

• Квалификация персонала;

• Автоматизация кредитной работы;

• Наличие адекватной методики оценки кредитных рисков;

• Качественный состав основных клиентов банка;

• Привлекательность условий кредитования;

• Деловая репутация банка.

Внешние факторы или возможности и угрозы рынка также значительно влияют на стратегию, проводимую банком. На данной таблице представлены основные показатели, влияющие на конкурентную позицию банка.

Рис. 2. Перечень основных факторов внешней среды кредитной организации.

Таким образом, сочетание внутренних и внешних факторов определяет выбор стратегии банка (см. приложение 1).

Определение конкурентной стратегии сегодня не менее важно, чем формулировка миссии, подсчет доли рынка и иных показателей, составляемых организацией. На основании принятой стратегии развития строится вся дальнейшая деятельность банка от разработки нового продукта до выбора корпоративного стиля помещения. Несмотря на большое количество различных трактовок, и классификаций стратегий, большинство авторов сходится на выделении трех составляющих: корпоративная стратегия, конкурентная (деловая) и функциональная стратегии. Первая сродни миссии банка и поэтому не выбрана в качества объекта исследования. Операционные (или функциональные) стратегии банка динамично развиваются на современном рынке, поэтому их рассмотрение - это отдельная тема для научных исследований.

Данная работа сфокусирована именно на особенностях деловых стратегий банка для раскрытия методологической сущности данного понятия.