logo
Банковские конкурентные стратегии

1.2 Сущность и особенности банковской конкуренции

В данной работе мы будет говорить о стратегии как о методологическом инструменте, позволяющем организации обеспечить конкурентное преимущество на целевых рынках.

Естественно, конкуренция на рынке банковских услуг существенно отличается от конкуренции на иных финансовых рынках.

Во второй половине XX в. усилилась тенденция, в соответствии с которой банки начинают играть принципиально новую роль, превращаясь из скромных посредников в могущественных контролеров и регуляторов общественной жизни.

Пояснением к изложенному тезису может послужить справедливая мысль Ю.В. Шишкова о том, что в современных развитых странах с рыночной экономикой "вся частная финансово-кредитная сфера тысячами путей сращивается с быстро разрастающейся сферой государственных финансов. В этой всеобщей финансовой интеграции, в этом круговороте денежного капитала, в который вовлечены все без исключения частные предприятия, кредитно-финансовые учреждения и государство, отчетливо вырисовывается властвующее и руководящее ядро уже не в виде дуумвирата: монополистического промышленного и банковского капиталов, как было в начале века, а в качестве триумвирата: банковский капитал плюс. промышленный капитал плюс капитал. государства Маркова О.М. и др. Коммерческие банки и их операции: Учебное пособие. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008. ".

Таким образом, отличительной чертой конкуренции в банковской сфере является ее неразрывная взаимосвязь не только с экономикой, но и с политикой. При этом качество этой взаимосвязи определяется исходя из уровня соответствующего банковского рынка. Иными словами, международная банковская конкуренция напрямую затрагивает вопросы международной политики, конкуренция между кредитными организациями внутри страны непосредственным образом влияет как на внутреннюю, так и на внешнюю политику данного государства и т.д.

Во-вторых, конкуренция, осуществляемая на рынке банковских услуг, имеет более выраженный социальный характер, чем конкуренция на иных финансовых рынках. Особая социальная значимость конкуренции на рынке банковских услуг, по сравнению с иными финансовыми рынками, является следствием того, что банковская сфера вовлекает в свою орбиту не только всех без исключения юридических лиц, но и подавляющее большинство социально активных граждан.

Кроме того, одна из особенностей конкуренции на рынке банковских услуг, отличающая его от иных сегментов финансового рынка, проявляется в существовании такой специфической формы банковской конкурентной борьбы, как участие в финансово-промышленных группах (в работе данная форма конкуренции рассмотрена не будет).

ФПГ - это не организационно-правовая форма, а статус, который присваивается после рассмотрения установленного комплекта документов. И главной сущностной особенностью этого статуса является обязательное присутствие в финансово-промышленной группе банковской организации.

Конкуренция в банковском деле также характеризуется "узостью поля" конкурентной борьбы. Это обусловлено известной ограниченностью перечня предоставляемых банковских услуг и является следствием правового оформления банковской деятельности как исключительного вида деятельности, не допускающего совмещения с производственной, торговой и страховой деятельностью.

И наконец, конкуренция между кредитными организациями происходит в условиях беспрецедентно широкого и жесткого по сравнению с иными финансовыми рынками регулирующего воздействия со стороны государства, в том числе в условиях более жесткого банковского надзора.

Современный подход к определению банковской стратегии и к выделению ее основных типов носит название комплементарного подхода. Стратегические решения в рамках данной концепции, должны образовывать систему взаимосвязанных решений, охватывающих все подразделения и уровни управления банком.

Наиболее широкая стратегия, охватывающая деятельность банка в целом, - корпоративная стратегия (стратегия товарно-рыночных инвестиций). Она сродни миссии компании.

Решения принимаются на уровне высшего руководства, они носят инвестиционный характер. Высшее руководство периодически обязано принимать принципиальные решения по поводу доходности и структуры своего портфеля, - какие бизнесы приобретать и создавать, развивать и поддерживать, а какие сокращать и ликвидировать.

конкурентная стратегия банковская операционная

В рамках данной стратегии должна учитываться возможность выхода на мировые рынки и развитие международных отношений. Корпоративная стратегия является совокупность из трех составляющих: профиль, масштаб и структура.

Выбор профиля банка как специализированного или универсального финансового института строится на определении, в первую очередь, категории продуктов и рынков. Банку необходимо правильно позиционировать свой бизнес. Другими словами, принять решение о том, какие виды продуктов и услуг он собирается предлагать и каким категориям клиентов. При выборе рынков он дожжен рассмотреть местоположение и риски инвестирования.

Также важно определение продуктового и рыночного портфелей. Широкий портфель дает возможность противостоять спаду в данном секторе, а также использовать преимущества других сфер. Узкий - концентрировать внимание и развивать профессиональные знания в узкой сфере деятельности.

Высшее руководство сталкивается с необходимостью установления инвестиционных приоритетов и направлений корпоративных ресурсов в наиболее привлекательные сферы деятельности или прекращения некоторых видов деятельности как нерентабельных, а также с вопросами укрепления существующих деловых позиций, приобретением новых бизнесов, созданием стратегических альянсов Лукьяненко В. Инвестиционные стратегии иностранных банков при выходе на новые рынки // Человек и труд. - 2008. - № 11. .

Соответственно, можно выделить следующие виды корпоративных стратегий:

· Стратегия роста (экспансии). Рост банка возможен за счет внутренних и внешних источников. К внутренним источникам относится создание и изменение продуктов и услуг. Внешние источники - это диверсификация и поглощение новых бизнесов. Основной стимул поглощения для банка - возможность быстрого выхода на новые сегменты рынка или предоставление новых продуктов на существующих рынках. Слияния и поглощения являются эффективной стратегией и в тех случаях, когда инициирующий их банк испытывает недостаток в квалифицированном персонале или стремиться избежать дополнительных расходов для создания собственного подразделения.

· Стратегия стабилизации (стратегия паузы) - ограничение банком масштабов деятельности, переход к медленному контролирующему развитию. Данная стратегия предполагает концентрацию внимания высшего руководства банка на сокращение издержек для повышения эффективности деятельности.

· Стратегия экономии. В данном случае, банк вынужден проводить широкую реорганизацию своего бизнеса, продажу его части. Это ведет к уменьшению масштабов деятельности (downsizing), сокращению штата, усилении специализации.

· Стратегия восстановления представляет собой своеобразный симбиоз второй и третьей стратегий. Она применяется банками, находящимися в сложной, неблагоприятной финансовой обстановке.

Второй тип стратегий - конкурентные (деловые) стратегии. Решения и основанные на них действия направлены на сохранение и усиление конкурентных преимуществ отдельных бизнес-единиц на выбранных рынках. Данные стратегии определяются в рамках общей корпоративной стратегии и создаются для подразделений. В основе разработки деловых стратегий лежит концепция родовых (генетических) стратегий М. Портера Портер Е. Майкл. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. :

Стратегия дифференциации - создание у покупателя чувства убежденности, что продукт компании превосходит подобный продукт конкурентов.

Стратегия лидерства по издержкам (минимизации издержек) основывается на том, что достигнув низких затрат на производство, компания может получить высокие прибыли при низких ценах.

Стратегия фокусирования - перенесение стратегии дифференциации или лидерства на узкопрофильные сегменты рынка.

Во второй части данной работы, конкурентные стратегии будут рассмотрены более подробно.

И третий тип стратегий - функциональные или операционные стратегии (поддерживающие стратегии). Операционные стратегии разрабатываются ключевыми операционными подразделениями банка, связанными с оказанием отдельных видов специализированных услуг (кредитные карты, инвестиционные операции, ипотечные кредиты, пенсионные планы и т.д.) или обслуживанием отдельных категорий клиентов.