logo
Эффективность функционирования коммерческого банка

1.3 Законодательное регулирование функционирования коммерческих банков в Российской Федерации

Содержание банковской деятельности сводится к формированию денежных отношений, при которых временно свободные денежные средства юридических, физических лиц, так же государства аккумулируются банками и другими кредитными учреждениями для последующего предоставления кредитов юридическим и физическим лицам на условиях возвратности и платности [23, c.69].

Деятельность коммерческих банков специфична:

Коммерческие банки осуществляют свою деятельность на основе привлеченных ресурсов, включая средства населения. До 90% пассивов коммерческих банков (источников ресурсов) формируется за счет привлечения средств клиентов. И только порядка 10-15% пассивов коммерческих банков составляет собственный капитал (УК + нераспределенная прибыль + различные фонды целевого назначения); наличие у коммерческих банков значительного объема привлеченных ресурсов вызывает необходимость особого регулирования и контроля за деятельностью коммерческих банков со стороны государства, так как стабильное состояние банковской системы обеспечивает в целом стабильное развитие экономики. Поэтому со стороны Центрального Банка РФ (Банка России) осуществляется систематический контроль и надзор за деятельностью коммерческих банков.

Контроль проявляется в том, что коммерческие банки ежедневно представляют в Банк России ежедневный консолидированный баланс [23, c.91].

Надзор со стороны Банка России предусматривает ежемесячный анализ выполнения каждым коммерческим банком экономических нормативов в соответствии с инструкцией ЦБ РФ № 110И от 2004 г. «О регулировании деятельности коммерческих банков», а так же в инспекционной проверке не менее одного раза в год деятельности каждого коммерческого банка с выездом по месту нахождения банка.

В целях недопущения кризиса в банковской системе банковская деятельность во всех развитых странах строго регламентируется законодательством.

Взаимоотношения субъектов при совершении кредитных, депозитных, расчетных операций регламентируется нормами права [23, c.112].

Анализ нормативных правовых актов РФ, регулирующих банковскую деятельность, а также научной литературы позволяет выделить следующие направления государственного регулирования этой сферы деятельности:

а) нормотворчество, в процессе которого устанавливаются правовые нормы, регулирующие организацию и принципы функционирования банковской системы РФ, порядок создания, регистрации и лицензирования кредитных организаций; порядок банковской деятельности, банковского надзора и контроля;

б) регистрация и лицензирование деятельности конкретных кредитных организаций, филиалов и представительств иностранных банков, оформление разрешений на использование иностранного капитала при создании кредитных организаций в России, согласование сделок с долями (акциями) кредитных организаций;

в) банковское регулирование с использованием инструментов и методов денежно-кредитной политики;

г) проведение государственного контроля и надзора за банковской системой и банковской деятельностью;

д) принятие судами судебных решений по вопросам банковской деятельности, банкротства, ликвидации кредитных организаций, назначения арбитражных управляющих [25].

Таким образом, осуществление государственного надзора и контроля над банковской системой и банковской деятельностью является одним из важнейших направлений государственного регулирования банковской деятельности, нацеленной на обеспечение надежности и эффективности функционирования банковской системы [25].

Задачи государства состоят, с одной стороны, в предоставлении банком большей самостоятельности, с другой стороны, не дать банкам ущемить интересы государства и отдельных юридических и физических лиц. Нормативно - правовое регулирование банковской деятельности осуществляется:

- Конституция РФ;

- Гражданский кодекс РФ;

- Федеральный закон № 395-1 от 02.12.1990 «О банках и банковской деятельности»;

- Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

- Федеральный закон от 25.02.1999 N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;

- Федеральный закон от 23.12.2003 N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» [29].

Конституция РФ имеет высшую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ. Законы и другие правовые акты, принимаемые в РФ не должны противоречить Конституции РФ. Конституция содержит ряд важных для банковского права норм:

1) она устанавливает, что правовое регулирование банковской деятельности должно осуществляться только федеральными законами. Правовое регулирование банковской деятельности на уровне субъектов федерации не допускается, так как согласно ст. 71 Конституции РФ установление правовых основ единого финансового рынка, валютная, таможенное, кредитное регулирование, денежное, эмиссия находится в исключительном ведении РФ.

2) Конституция РФ содержит нормы, регулирующие денежно-кредитную систему РФ в целом, а именно:

- устанавливают денежную единицу РФ (рубль); введение и эмиссия др. денег в РФ не допускается. Денежная эмиссия осуществляется исключительно ЦБ РФ. При этом Конституция закрепляет принцип независимости Банка России от других государственных органов власти при осуществлении своей основной функции - защите и обеспечении устойчивости национальной валюты.

3) ст. 103 Конституции РФ устанавливает порядок назначения на должность и освобождения от должности председателя Банка России [25].

Банковское дело как вид предпринимательства регулируется нормами гражданского права. В частности ГК РФ определяет организационно-правовые формы юридических лиц, что касается и кредитных организаций, устанавливает понятие и содержание договора банковского вклада, банковского счета, кредитного договора, ответственность сторон, обеспечение возврата кредита, вводит понятие банковская тайна и т.д.

В регулировании банковской деятельности важное место занимает ФЗ и подзаконные нормативные акты, то есть указы Президента РФ, которые конкретизируют федеральные законы по деятельности банка [25].

Федеральный закон № 395-1 от 02.12.1990 «О банках и банковской деятельности» - главный федеральный закон о банках и банковской деятельности, дает понятия «кредитная организация», «банк», «небанковская кредитная организация», «банковская группа», «банковский холдинг», «банковские операции», «вклад», «вкладчик», устанавливает величину минимального уставного капитала банка, квалификационные требования к руководителям банка, содержит нормы о регистрации кредитных организаций и их лицензировании, а также основания для отзыва лицензии у банка, особенности реорганизации и ликвидации банков. Этот закон, безусловно, должен знать каждый банковский работник [25].

Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» - закон о Центральном банке РФ, устанавливает функции ЦБ РФ, описывает органы управления Банка России, требования к отчетности Банка России, определяет денежную единицу России, основные инструменты и методы денежно-кредитной политики, права ЦБ РФ на осуществление отдельных операций, а также касается норм банковского регулирования и банковского надзора [25].

Основную массу подзаконных нормативных актов регулирующих банковскую деятельность принимает Банк России, в виде положений и инструкций ЦБ РФ.

Банковское законодательство России, динамично развивающееся уже почти полтора десятилетия, не стоит на месте. Хотя надо сказать, что процесс принятия новых правовых документов становится все сложнее. Нередко даже на внесение, казалось бы, незначительных изменений в ту или иную статью действующего закона уходят многие месяцы согласований. Тем не менее, российские парламентарии продолжают принимать серьезные законодательные решения, совершенствуя правовую базу в интересах эффективной деятельности финансовых институтов.

В своей работе по совершенствованию банковского законодательства ЦБ РФ руководствуются, прежде всего, Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на определенный срок. В то же время, поскольку жизнь не стоит на месте, возникает необходимость внесения в действующие законы изменений, не предусмотренных стратегией [25].