logo
Электронные системы торгов

1.2 Классификация систем электронных торгов

электронный система биржа торговля

1. Обычный (абсолютный) аукцион - не имеет зарезервированной или минимальной цены, товар продается покупателю за максимальную предложенную цену.

2. Публичный аукцион - для всех участников и посетителей доступны текущая максимальная ставка и история ставок; никаких ограничений, кроме гарантии платежеспособности, на участников не накладывается.

3. Приватный (salted-bid) аукцион - ставка принимается в течение строго ограниченного времени, причем участник имеет право только на одну ставку и не может узнать размер и количество ставок других участников; в конце оговоренного периода определяется победитель или победители.

4. Тихий аукцион - это разновидность приватного аукциона, участник не знает, кто сделал ставку, но может узнать, какова текущая максимальная ставка.

5. Аукцион с минимальной ценой - продавец выставляет товар и определяет минимальную стартовую продажную цену, покупатели же в процессе торгов знают только размет минимальной цены.

6. Аукцион с зарезервированной ценой - отличается от аукциона с минимальной ценой тем, что участники аукциона знают об установленной минимальной цене, но не знают о ее величине; если в процессе торгов минимальная цена не достигнута, то товар остается не проданным.

7. Датский аукцион - начальная цена устанавливается преувеличенно высокой и в процессе торгов автоматически уменьшается, уменьшение цены прекращается после того, как участник-покупатель останавливает аукцион.

Существует несколько общепризнанных категорий, на которые подразделяется электронная коммерция. Как правило, такое размежевание проводится по целевой группе потребителей:

Схема B2B или бизнес-бизнес

Принцип осуществления подобного взаимодействия очень прост: предприятие торгует с другим предприятием. B2B -- одно из наиболее перспективных и активно развивающихся направлений электронной коммерции на сегодняшний день. Интернет-платформы дают возможность значительно упростить проведение операций на всех этапах, сделать торговлю более оперативной и прозрачной. Часто, в таких случаях представитель стороны заказчика имеет возможность интерактивного контроля процесса выполнения заказа путем работы с базами данных продавца. Пример сделки B2B -- продажа шаблонов для сайта компаниям для последующего использования в качестве основы дизайна собственного веб-ресурса компании. Безусловно, сюда относятся любые взаимодействия, включающие в себя оптовые поставки товара или аналогичное выполнение заказов.

Схема B2C или бизнес-потребитель

В этом случае предприятие торгует уже напрямую с клиентом (не юридическим, а физическим лицом). Как правило, здесь речь идет о розничной реализации товаров. Клиенту такой способ совершения коммерческой операции дает возможность упростить и ускорить процедуру покупки. Ему не приходится идти в магазин, чтобы выбрать нужный товар: достаточно просмотреть характеристики на сайте поставщика, выбрать нужную конфигурацию и заказать продукт с доставкой. Коммерсанту же возможности Интернета позволяют оперативнее отслеживать спрос (помимо экономии на помещении и кадрах). Примеры этого вида торговли -- традиционные Интернет-магазины, направленные на целевую группу непосредственных потребителей товаров. В конце 2000-х начала развитие так называемая социальная коммерция, или сфера продаж товаров и услуг в социальных сетях.

Схема С2С или потребитель-потребитель

Такой способ осуществления электронной коммерции предполагает совершение сделок между двумя потребителями, ни один из которых не является предпринимателем в юридическом смысле слова. Интернет-площадки для подобной торговли являются чем-то средним между рынком-толкучкой и колонкой объявлений в газете. Как правило, коммерция по схеме С2С осуществляется на сайтах Интернет-аукционов, приобретающих все большую популярность в наше время. Для клиентов таких систем основное удобство заключается в несколько более низкой цене товара, по сравнению с его стоимостью в магазинах.

Схематично эти виды торговли можно изобразить следующим образом:

Рисунок 1- Виды торговли

Помимо описанных выше наиболее распространенных схем электронной коммерции, существует и несколько других. Они не столь популярны, но, все же, применяются в некоторых специфических случаях. Речь идет о взаимодействии, как предпринимателей, так и потребителей с государственными структурами. В последнее время многие операции по взиманию налогов, заполнению анкет, форм для заказа поставок, работа с таможней стали проводиться при помощи интернет-технологий. Это позволяет значительно облегчить работу государственных служащих с одной стороны и дать возможность плательщикам избавиться от некоторой доли бумажной волокиты -- с другой.

Системы электронных торгов получили свое развитие как в коммерческом (B2B), так и в государственном (B2G) секторах. Серьезную роль в развитии электронных торговых площадок сыграло формирование законодательной базы государственных закупок. Поскольку открытые аукционы в электронной форме (электронные торги) были законодательно определены как один из видов размещения государственных заказов еще в 2005 году, это повлекло за собой стремительный рост решений и технологий в сегменте B2G.

Не смотря на то, что коммерческие закупки не подчиняются законодательным регламентам, технологическая база электронных торгов B2G и B2B сегментов отличается не сильно. Кроме того, рынок программного обеспечения для проведения электронных аукционов в коммерческом и государственном секторах формируют практически одни и те же поставщики и разработчики решений.

В настоящее время наиболее востребованы электронные площадки, которые могут обеспечить большинство закупочных процессов: сбор потребностей, планирование и проведение торгов, квалификационный отбор поставщиков, анализ ценовой конъюнктуры рынка, применение ЭЦП (электронной цифровой подписи) и пр. Фактически системы электронных торгов постепенно переходят с уровня электронных торговых площадок на уровень полномасштабных систем управления торгово-закупочной детальностью.

Результаты использования систем электронных торгов:

- снижение влияния человеческого фактора на процессы закупочной деятельности;

- повышение прозрачности закупочных процессов;

- повышение точности планирования за счет обеспечения достоверного анализа потребностей в товароматериальных ценностях;

- повышение качества и оперативности закупок;

- снижение закупочных цен и оптимизация бюджетных расходов компании-заказчика;

- реализация системы конкурентных закупок (выбор альтернативных товаров и поставщиков);

- обеспечение достоверной оценки ценовой конъюнктуры рынка;

- анализ экономической эффективности закупочной деятельности.

Рынок электронной торговли бурно развивается, захватывая всё больше аудитории не только в мегаполисах, но и населённых пунктах поменьше. Аудитория, вовлечённая в интернет-коммерцию, растёт, тратит больше денег онлайн и выбирает все больше категорий товаров.

Согласно разработанной правительством РФ целевой программе "Информационное общество (2011-2018 гг.)", одним из приоритетных направлений является информационное развитие регионов и повышение доступности интернета для всех слоев населения.

Ожидается существенный рост увеличения объемов Интернет-коммерции, особенно в таких областях, как путешествия, розничная торговля, финансы, тематическая реклама, а также в компьютерном секторе.

Ведущими мировыми электронными аукционами на сегодняшний день являются - FreeMarkets, TradeOut, AsseTrade. Но самый большой в мире электронный аукцион - американский онлайновый аукцион Bay, на котором продаются самые разнообразные товары - от самолетов и подводных лодок до автографов кинозвезд. Крупнейший онлайновый аукцион в России - Molotok.Ru.

В связи с перспективностью аукционной деятельности в Интернет сейчас особой популярностью пользуются различные теории аукционов, которые становятся одним из наиболее модных разделов экономический науки.

Системы автоматизации государственного заказа

Развитие систем автоматизации государственного и муниципального заказа в России имеет большую историю и напрямую связано с законодательными изменениями и новыми регламентами работы в отношении системы государственных закупок.

Для участия в электронных аукционах необходимо пройти регистрацию на официальной торговой площадке и получить электронную цифровую подпись. Проведение электронных торгов происходит следующим образом: государственным заказчиком на электронной торговой площадке (ЭТП) размещается техническое задание с конкретной заявкой на покупку. Организации, которые заинтересованы в поставке товаров или услуг в рамках этого заказа, вносят свои коммерческие предложения, с указанием начальной стоимости, по которой они организуют поставку или предоставят услуги. Поставщики, в процессе проведения электронного аукциона, зарегистрированы под определенными номерами и до окончания торгов неизвестно, кто вносит свои предложения. После начала электронного аукциона поставщики начинают торг по государственному заказу, предлагая каждый свою цену и постепенно опуская ее. Победителем является тот номер, которым была предложена самая низкая цена.

Если победитель по каким-либо причинам откажется выполнить условия государственного заказа, право на выигрыш конкурса переходит ко второму участнику, который предложил самую низкую цену, а первый подлежит дисквалификации. Преимуществами проведения торгов в электронном виде являются: -- анонимность участников во время проведения торгов, что гарантирует исключение предвзятости государственного заказчика; -- конфиденциальность и надежная защита документов или какой-либо другой информации, касающейся проведения торгов; -- электронная регистрация каждого действия участников, что дает возможность при необходимости быстро восстановить историю любого из проведенных торгов; возможность для поставщиков принимать участие в торгах, находясь в любой точке земного шара; -- кратчайшие по времени сроки проведения аукциона; -- экономия средств на организацию и проведение торгов; -- оперативное получение информации о поступлениях новых заявок от заказчиков, о ходе процедуры и об итогах проведения электронных аукционов. Применение электронной цифровой подписи (ЭЦП) на специальном цифровом носителе, которая является полным аналогом собственноручной подписи на бумажном документе, является гарантией высокой степени защиты электронных документов от подделок или от внесения исправлений. Наличие электронной цифровой подписи подтверждает подлинность информации, и имеет юридическую силу электронного документа при участии в электронных торгах или любой другой деловой переписке.

В настоящее время повсеместно проводится систематическое обучение всех желающих процедуре проведения электронных аукционов, где изучается их определение, законодательство, применимое к этой сфере, процесс участия, преимущества и недостатки проведения торгов в электронном виде, а так же проводится анализ различных возможных нюансов, связанных с участием в аукционе.

ЭТП для размещения Государственного заказа отобраны Минэкономразвития РФ и ФАС РФ в рамках специальной процедуры и располагают функционалом для проведения открытых аукционов в электронной форме и действуют по регламенту, жестко определенному законодательством Российской Федерации. Согласно приказаМинэкономразвития России от 26 октября 2009 г. № 428 и приказа Минэкономразвития России и ФАС России от 14 ноября 2009 г. № 466/763 к 1 января 2010 года был осуществлен отбор пяти электронных торговых площадок:

ООО «РТС-тендер»

ЗАО «Сбербанк- АСТ»

ОАО «Единая электронная торговая площадка»

ГУП «Агентство по государственному заказу РТ»

ЗАО «ММВБ -- Информационные технологии»

Согласно действующему законодательству, все процедуры по размещению государственных и муниципальных заказов в форме открытых аукционов в электронной форме постепенно переходят на электронные торговые площадки, определенные Правительством Российской Федерации. Размещение государственных заказов для федеральных нужд по другим формам закупок доступно на Официальном сайте Российской Федерации. А в скором времени для заказчиков всех уровней - федерального, регионального и муниципального начнет свою работу Общероссийский официальный сайт, который будет объединять все процедуры размещения государственных заказов (за исключением электронных аукционов).

Несмотря на существование официальных сайтов для обеспечения процедурной части системы государственных закупок, большинство заказчиков продолжает использовать и внедрять системы электронных торгов. Это связано с необходимостью автоматизировать процессы планирования и анализа закупочной деятельности, включая формирование плана-графика торгов и подготовку отчетности об эффективности государственного заказа.

Рисунок 2 - Виды торговых площадок

Коммерческие электронные торговые площадки разделяются на независимые (общедоступные) и частные (корпоративные) площадки, принадлежащие конкретным организациям.

Корпоративные торговые площадки ориентированы на крупных заказчиков с большими объемами закупок и широким номенклатурным перечнем товаров и услуг. Такие площадки позволяют не только использовать в структуре закупочной деятельности электронные аукционы, но и обеспечивают информационное сопровождение всех процессов материально-технического снабжения - планирование закупок, проведение конкурсов и аукционов, квалификационный отбор поставщиков, отчетность и анализ закупочной деятельности.

Общедоступные площадки имеют другое назначение - они, как правило, формируют информационное пространство для эффективного взаимодействия поставщиков и заказчиков в рамках конкретной отрасли, хотя сейчас достаточно эффективны и многие межотраслевые проекты. Основное преимущество таких площадок - широкая клиентская база за счет грамотного позиционирования и продвижения, постоянно расширяющийся каталог продукции и большое количество участников. В результате работы на таких площадках достаточно легко получить выгодные предложения и условия поставки.

Электронные аукционы являются частью нового типа рынков - электронных торговых площадок (ЭТП), целью которых является сведение покупателей и продавцов.

На электронных аукционах цена не фиксирована. Источники доходов онлайновых, то есть электронных, аукционов - комиссия за трансакции и реклама. Это достаточно перспективная сфера электронной коммерции. Многие компании используют электронные аукционы в качестве инструмента маркетинговой оценки, позволяющего определить первоначальный спрос и рыночную цену в отношении нового продукта.

Интернет-аукционы классифицируются на основании их разделения по направлению роста или убывания ставок.

Ставки могут увеличиваться от минимальной до максимальной или, наоборот, уменьшаться от первоначально максимальной до определяемой неким способом выигрышной минимальной.