logo
Центральный Банк России как мегарегулятор финансового рынка

3. Зарубежный опыт

Функции центрального банка, который проводит денежно-кредитную политику и следит за банками, и регулятора, осуществляющего надзор за финансовыми рынками и их участниками, традиционно разделены. В США, например, первую функцию осуществляет Федеральная резервная система, а вторую -- Комиссия по ценным бумагам и рынкам и Комиссия по срочной биржевой торговле. Правда, банки являются активными участниками рынка ценных бумаг, и после кризиса регуляторы заговорили о том, что их действия на рынках могут подорвать их финансовое положение в целом , поэтому ФРС надо дать больше функций по осуществлению контроля за банками.

В Германии за банками следит Бундесбанк, а денежную политику для этой и еще 16 стран еврозоны проводит Европейский центральный банк (его также предлагается наделить функциями панъевропейского банковского). За рынком, соответственно, следит Федеральное управление финансового надзора (BaFin). Вместе с тем, отмечается на сайте Бундесбанка, обе организации совместно осуществляют функции банковского надзора: «Банковский надзор не вмешивается в операции банков, но устанавливает регулирующие нормы для их деятельности». BaFin, подконтрольное министерству финансов, было образовано в 2002 г. путем объединения управлений по банковскому и страховому надзору, а также по надзору за рынком ценных бумаг, в 2003 г. получило дополнительные функции по осуществлению контроля над кредитоспособностью финансовых институтов.

В Италии, Испании и Франции также действуют собственные регуляторы рынка ценных бумаг и центробанки. В Китае -- Комиссия по регулированию рынка ценных бумаг и Народный банк Китая, в Австралии -- Комиссия по ценным бумагам и инвестициям и Резервный банк.

Если вопросы надзора за финансовым сектором и находятся в ведении только одной организации, то скорее это финансовый регулятор, а не ЦБ. Именно так обстоят дела в Швейцарии и Канаде, которые относительно безболезненно пережили кризис (особенно вторая, в первой правительству все-таки пришлось помогать банку UBS). В Швейцарии Управление по надзору за финансовым рынком осуществляет надзор как за всеми финансовыми компаниями, включая банки, так и за рынком ценных бумаг, тогда как национальному банку оставлены лишь функции денежной политики и контроля денежного обращения. В Канаде единственный регулятор банков -- Офис суперинтенданта по финансовым институтам, который также является основным регулятором страховых, трастовых, кредитных и пенсионных организаций. За рынком следят администраторы по ценным бумагам канадских провинций, объединенные в ассоциацию.

Среди крупных экономик, пожалуй, единственный пример организационного объединения центрального банка и финансового регулятора -- Великобритания. Там также действовали Банк Англии и Управление финансовых услуг (FSA), мегарегулятор финансового сектора, созданный лейбористами по закону от 2000 г. Однако в 2010 г. новое правительство консерваторов решило ликвидировать FSA. Его полномочия должны быть распределены между тремя агентствами. Независимым будет лишь одно из них -- Управление по контролю над финансовой деятельностью (оно защищает потребителей финансовых продуктов и следит за финансовыми рынками), два других войдут в Банк Англии.

Великобритания является международным финансовым центром. В этой стране сосредоточено большое количество финансовых организаций. Поэтому для Великобритании вопрос регулирования и ограничения вознаграждения в финансовых организациях стоит достаточно остро.

Стало однозначно, что регулирование финансового рынка в Великобритании надо менять. И один из ключевых пунктов таких изменений -- это система вознаграждения в финансовом секторе.

Основная цель введения Правил о вознаграждении -- поддержать доверие и стабильность на финансовом рынке путем исключения стимулов для неоправданного риска, который берут на себя некоторые финансовые организации, а в конечном итоге защитить интересы и права потребителей на финансовом рынке. Не все финансовые организации были довольны введением Правил о вознаграждении. Некоторые компании выдвигали определенные контраргументы против необходимости Правил о вознаграждении. Среди этих аргументов были следующие:

ѕ не все компании в равной степени затронуты кризисом;

ѕ реформа системы вознаграждения может повлечь для финансовых организаций потерю наиболее ценных сотрудников;

ѕ имплементация Правил о вознаграждении повлечет дополнительные затраты для финансовых организаций.

Однако, несмотря на все эти контраргументы Правила о вознаграждении все-таки были приняты. Устанавливаются требования к раскрытию информации о вознаграждении Комиссии по финансовым услугам и устанавливаются стандарты практики раскрытия информации о вознаграждении акционерам компании. Комиссия по финансовым услугам контролирует соблюдение финансовыми организациями Правил о вознаграждении.

Таким образом, на настоящий момент в Великобритании действует двойная система регулирования финансового рынка и это выражается в том, что принята система мегарегулятора в стране, но несмотря, на это все же некоторые компании все же управляются саморегулированием.