Цели и инструменты денежно–кредитной политики Банка России

дипломная работа

I. ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ БАНКА РОССИИ

Со времен появления первых банков кредитно - денежное и финансовое хозяйство многих стран находится в процессе постоянных структурных изменений: перестраивается кредитная система, возникают новые виды финансово - кредитных институтов и операций, модифицируется система взаимоотношений банков и финансово - кредитных институтов. Существенно меняется и деятельность банков: растет их самостоятельность и значение в экономике; расширяются функции; изыскиваются пути повышения эффективности банковского обслуживания клиентов; идет поиск оптимального разграничения сфер деятельности и функций специализированных финансово - кредитных учреждений; разрабатывается новое банковское законодательство в соответствии с задачами современного этапа хозяйственного развития. Во всем этом немаловажную роль играют центральные банки.

Свою историю Центральный банк Российской Федерации ведет с середины XIX века. На сегодняшний день можно выделить главную задачу Банка России - обеспечение стабильности национальной денежной единицы, которая невозможна без реализации единой государственной денежно - кредитной политики. Центральный банк РФ регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.

В современном мире денежно - кредитная политика становится одной из наиболее значимых форм государственного регулирования экономики. О ее роли в жизни общества выдающийся ученый, лауреат Нобелевской премии по экономике 1970 г. П. Самуэльсон еще в 1951 г. Писал так: «…с помощью соответствующей денежно - кредитной политики… возможно избежать эксцессов бума и резкого спада, рассчитывать на здоровый экономический рост».

Денежно - кредитная политика - это часть единой государственной макроэкономической политики, предполагающая целенаправленное воздействие на денежно - кредитную систему преимущественно рыночных инструментов с целью создания для экономического роста в стране.

Проводниками денежно-кредитной политики в развитой экономике выступает ряд институтов, которые можно условно разделить на две группы:

· Институты, основным назначением которых и является проведение денежно - кредитной политики от имени государства. Практически во всех странах мира, в том числе и для России, это Центральный банк;

· Институты, косвенно участвующие в процессе проведения денежно - кредитной политики. В данную группу можно отнести министерства финансов, казначейства, Федеральные службы по финансовым рынкам России и целый ряд аналогичных организаций.

Главная роль среди названных институтов отводится Центральному банку, так как именно он разрабатывает основные направления единой государственной денежно - кредитной политики и координирует ее реализацию.

Конечными целями денежно-кредитной политики являются:

· Обеспечение стабильности цен;

· Полная занятость трудоспособного населения;

· Рост реального объемного производства;

· Устойчивый платежный баланс страны.

Для достижения поставленных стратегических целей Центральный банк может проводить политику денежно кредитной рестрикции либо денежно кредитной экспансии.

Политика денежно - кредитной рестрикции направлена на сжатие денежной массы и рассматривается как один из основных компонентов антиинфляционного регулирования экономики. Выделяют два варианта такой политики. Денежно - кредитная рестрикция может осуществлять путем непосредственного воздействия на величину денежной массы и кредитного оборота. Второй вариант - косвенное регулирование масштабов безналичного оборота денег, которое осуществляется, прежде всего, посредством повышения процентных ставок. Большим недостатком денежно - кредитной рестрикции является увеличение стоимости обслуживания внешнего и внутреннего долга и дефицита бюджета вследствие роста реального процента.

В случае необходимости стимулирования экономического роста, деловой активности в обществе монетарные власти проводят политику денежно - кредитной экспансии, характеризующуюся снижением процентных ставок, направленную на предотвращение паники среди вкладчиков и оттока сбережений из банка. Необходимо отметить, что следствием проведения денежно - кредитной экспансии в долгосрочной перспективе может стать усиление инфляционных процессов.

Таким образом, и рестрикция, и экспансия могут иметь крайне негативные последствия для экономики страны: от спада производства и «денежного голода» до раскручивания инфляционной спирали.

Выделяют структурную и конъюнктурную денежно - кредитные политики. Структурная денежно кредитная политика предусматривает развитие определенных отраслей государством. Такой вид регулирования оправдал себя в условиях кризисной послевоенной экономики. Современная практика денежно - кредитного регулирования подразумевает воздействие не на конкретных участников рынка, а на рынок в целом, т.е. на его конъюнктуру. Конъюнктурная денежно - кредитная политика предполагает использование в основном рыночных инструментов: процентных ставок, операций на открытом рынке, депозитных операций и т.д. Характер применения данных инструментов определяется выбранной стратегией денежно - кредитной политики.

В соответствии со ст. 35 главы VII Закона о Банке России приведены основные инструменты и методы денежно-кредитной политики:

1) процентные ставки по операциям Банка России.

Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки. ( Ст. 37)

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования).

Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования обязательных резервов в Банке России устанавливаются Советом директоров.

Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций.

Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России. Указанный штраф не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения. На обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, взыскания не обращаются. После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, перечисляются на счет ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного управляющего и используются в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

При реорганизации кредитной организации порядок переоформления ее обязательных резервов, ранее депонированных в Банке России, устанавливается в соответствии с нормативными актами Банка России.

3) операции на открытом рынке;

Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.

4) рефинансирование кредитных организаций;

Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций.

Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России.

5) валютные интервенции;

Под валютными интервенциями Банка России понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

6) установление ориентиров роста денежной массы;

Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

7) прямые количественные ограничения;

Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

Банк России вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации.

8) эмиссия облигаций от своего имени.

Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.

Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Банка России, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов. (в ред. Федерального закона от 18.06.2005 N 61-ФЗ)

Согласно ст. 45 Закона о Банке России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря - основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. (приложение № 1)

Предварительно проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики представляется Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год включают следующие положения:

концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, проводимой Банком России;

краткую характеристику состояния экономики Российской Федерации;

прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году;

количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленных Банком России на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки;

сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики Российской Федерации на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием;

прогноз основных показателей платежного баланса Российской Федерации на предстоящий год;

целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики, заявляемые Банком России на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов;

основные показатели денежной программы на предстоящий год;

варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъюнктуры;

план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.

Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и принимает соответствующее решение не позднее принятия Государственной Думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год.

Т.О. основной целью Центрального банка при реализации денежно - кредитной политики является выбор оптимальной модели денежно - кредитного регулирования, обеспечивающей достижение конечных целей и не несущей в себе разрушительного влияния на экономику.

Делись добром ;)