Тенденции функционирования и особенности российского рынка акций

курсовая работа

2.2 Анализ расходов бюджета Республики Бурятия

Органы власти субъектов РФ обеспечивают развитие социальной и экономической инфраструктуры, социальную защиту населения и развитие местной промышленности.

Анализ расходов Республики Бурятия за 2008 год, сгруппированных в соответствии с функциональной классификацией, показал несоответствие назначенной величины расходных полномочий с их кассовым исполнением. В соответствии с утвержденным бюджетом уровень расходов превышает уровень доходов. Т.е. ожидаемый дефицит бюджета составил 2078042,2 тыс. руб. Но по итогам года проблема нехватки финансовых ресурсов была решена. Во-первых, доходная часть, как показал проведенный анализ доходов, была увеличена за счет налоговых поступлений. Во-вторых, было произведено сокращение финансирования многих сфер деятельности региона, в частности национальной экономики, области здравоохранения, социальной политики. Общий объем урезания затрат составил 2029696,8 тыс. руб. в абсолютном выражении. Темп снижения - 6,8%. Наглядно расхождение между фактическим исполнением расходов с нормативом по отдельным видам расходов представлен на рисунке 4.

Рисунок 4. - Основные разделы расходов республиканского бюджета

Республики Бурятия за 2008 год

На рисунке 5 очень хорошо видна роль региональных властей в разных областях общественной жизни.

Максимум приходится на расходы, связанные с предоставлением межбюджетных трансфертов. Они составляют 40% бюджета Республики Бурятия, и направлены на финансирование мероприятий, связанных с реализацией региональных программ с целью решения задач в области промышленности, энергетики, сельского хозяйства, образования, культуры, здравоохранения, социальной политики.

Рисунок 5. - Расходы республиканского бюджета Республики Бурятия

за 2008 год

Одним из приоритетных направлений использования бюджетных средств является социальная политика. В 2008 г. объем средств, выделяемый на социальную защиту граждан, был выделен не в полном размере. Сокращения финансирования составило 550405,3 тыс. руб. или 11%. Но следует отметить, что данные меры не затронули систему пенсионного обеспечения (см. Прил. 2, табл. 2, с. 36).

Недостаточно было произведено вливания ресурсов в национальную экономику. Предполагалось, что на экономическое развитие региона будет направлено 11,8% средств бюджета, но, по сути, оказалось только 10%. Экономия отмечается по всем статьям - дорожное хозяйство на 694077,4 тыс. руб., сельское хозяйство на 20150,3 тыс. руб., содержание водных ресурсов было недофинансировано на 9865 тыс. руб., транспорт на 3534,2 тыс. руб. (см. рис. 6).

Рисунок 6. - Расходы республиканского бюджета Республики Бурятия

на национальную экономику за 2008 год

Хотя на самом деле сохранение такой тенденции может привести к значительным проблемам в экономике региона, в частности это может выразиться в ослаблении транспортной инфраструктуры республики, упадке сельского хозяйства, лесопромышленного комплекса.

На содержание органов государственной власти и управления в 2008 г. было запланировано выделить 5,6%, но исполнено из них было только 4,9%. Был уменьшен объем расходов на судебную власть в размере 446,2 тыс. руб., на обслуживание государственного и муниципального долга на 1427 тыс. руб. Кроме того, запланированное создание резервных фондов в этом году в сумме 300025,8 тыс. руб. не было осуществлено.

Значительная экономия затронула и систему здравоохранения, физической культуры и спорта. Размер ее составил 594717,8 тыс. руб. Плановый показатель был недовыполнен на 17% Расчеты автора на основе данных Закона Республики Бурятия «Об исполнении республиканского бюджета за 2008 год» №982- IV от 13.07.09 // minfin.e-baikal.ru. Сокращение было достигнуто путем уменьшения расходов на приобретение медикаментов и перевязочных средств, медицинского оборудования, снижения затрат на капитальный ремонт зданий медицинских учреждений.

Аналогичная ситуация сложилась и в сфере образования. Были урезаны учебные расходы, расходы на приобретение соответствующего оборудования, инвентаря и на капитальный ремонт зданий, расходы на текущее содержание общеобразовательных учреждений, на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. По данным Госкомстата, количество учебных заведений в Бурятии и число учащихся ежегодно снижается. Это может быть результатом недостаточной технической оснащенности учебных заведений и слабых перспектив на получение качественного образования в республике.

Финансирование охраны окружающей среды не занимает и 0,5% в общей структуре расходов бюджета. Это один из немногих показателей, по которому наблюдался перерасход средств, выделенных из бюджета. Обусловлено это целью сохранения естественного растительного и животного мира региона, а также охраны особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Байкал».

Анализируя расходы на обеспечение национальной безопасности и правоохранительной деятельности, можно сказать, что региональные власти заинтересованы в поддержке законности и правопорядка в республике, а также в защите населения и территории от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечении пожарной безопасности. На долю этих расходов приходится почти 5% совокупных бюджетных расходов.

В итоге, проанализировав структуру расходов бюджета Республики Бурятия, можно сказать, что в рассматриваемом 2008 году удалось избежать ожидаемого бюджетного дефицита. Положительное сальдо составило 906979,2 тыс. руб. Но какой ценой это было достигнуто - усилением налогового бремени и сокращением расходов по большинству социально значимых статей. Недостаточное инвестирование в национальную экономику, недофинансирование мероприятий по благоустройству территории и улучшению инфраструктуры может стать причиной экономической отсталости региона. Экономия на социальной политике, системе здравоохранения и образования может резко сказаться на уровне жизни населения республики, его здоровье и качестве образования.

Делись добром ;)