logo
Сущность и виды пассивных операций коммерческого банка

2.1 Общая характеристика ОАО АВБ

ОАО Банк АВБ создан в Тольятти в 1988 году и является одним из крупнейших универсальных региональных банков Приволжского Федерального округа. Банк включен в Систему страхования вкладов, имеет международные рейтинги.

Региональная сеть представлена в Поволжском регионе, в городах Тольятти, Самара, Новокуйбышевск, Сызрань, Ульяновск, Димитровград, а также в Москве, Воронеже, Рязани, Чебоксарах, Новочебоксарске, Оренбурге, Набережных Челнах, Йошкар-Оле. За рубежом работает международный филиал в Республике Кипр.

В 2006 году банк стал лауреатом Национальной банковской премии в номинациях «Лучший региональный банк» в Приволжском федеральном округе и «За эффективное управление банком». В 2007 году Банк АВБ стал победителем в номинации «За активное участие в реализации приоритетных национальных проектов: финансирование ипотеки». 12 декабря 2007 года на торжественной церемонии вручения Национальной банковской премии бронзового льва получила президент банка Елена Петровна Казымова.

Банк АВБ - это универсальный банк, предлагающий своим клиентам максимально широкий спектр финансовых услуг, имеющий разветвленную региональную сеть и репутацию ответственной и стабильной организации. Многолетний опыт работы позволил Банку АВБ сформировать значительный клиентский портфель и установить партнерские отношения с крупнейшими региональными корпоративными клиентами.

За последние годы получен положительный опыт участия в государственных программах поддержки малого и среднего предпринимательства, субсидирования процентных ставок по автокредитам, поддержки молодых семей, а также в программе «Ипотека для молодых учителей». Удалось наладить устойчивые связи с ведущими международными финансовыми структурами.

Коллектив Банка АВБ был и остается его основным активом и конкурентным преимуществом. Высокопрофессиональная команда менеджеров и специалистов позволяют Банку АВБ предлагать качественные банковские продукты и осуществлять обслуживание клиентов на высоком уровне.

Наличие широкой клиентской базы свидетельствует о доверии Банку АВБ, а также об актуальности и конкурентоспособности предлагаемых продуктов. В то же время возрастающая потребность в финансовых услугах требует от Банка АВБ расширения активных продаж.

Разветвленная региональная сеть (по состоянию на ноябрь 2012 года Банк АВБ представлен 31 офисом в 6 регионах Российской Федерации и филиалом в Республике Кипр) способствует формированию существенной клиентской базы и позволяет диверсифицировать ее по региональному признаку. Вместе с тем наличие широкой филиальной сети усложняет контроль качества обслуживания клиентов, повышает операционный риск и увеличивает операционные издержки.

Банк АВБ накопил значительный опыт участия в инвестиционных проектах совместно с крупнейшими региональными корпоративными клиентами (в том числе строительство торгово-развлекательных центров и жилых комплексов). Реализация Банком данных проектов позволила увеличить объемы кредитного портфеля и расширить клиентскую базу (в том числе в розничном секторе за счет реализации ипотечных программ). Однако концентрация кредитов в строительном секторе привела к возникновению зависимости от рыночных изменений в данном сегменте и снижению рентабельности кредитных операций в период кризиса.

Развитие социально-экономической ситуации в Российской Федерации в среднесрочной перспективе предполагает:

· Повышение инвестиционной привлекательности страны, в том числе для международных ритейлеров.

· Создание новых и развитие существующих предприятий в сфере малого и среднего бизнеса.

· Продление государственных программ субсидирования ставок по кредитам.

· Повышение уровня жизни населения и потребительской активности.

· Повышение конкурентоспособности отечественного автомобилестроения.

· Усиление конкуренции в банковском секторе.

Вышеназванные факторы закономерно приведут к развитию следующих тенденций:

· Рост спроса на жилье.

· Рост спроса на автотранспорт отечественного производства.

· Увеличение потребности в финансировании со стороны малого и среднего предпринимательства.

· Увеличение потребности в коммерческих площадях для размещения офисов в торгово-развлекательных центрах.

· Повышение доступности кредитов для населения, субъектов среднего и малого бизнеса.

Учитывая вышеперечисленные тенденции и достигнутый уровень развития, Банк АВБ видит следующие возможности:

· Усиление позиций в обслуживании субъектов малого и среднего предпринимательства по всему спектру банковских услуг за счет развития продуктового предложения.

· Увеличение объемов кредитного портфеля в розничном секторе.

· Рост ресурсной базы с одновременным снижением стоимости и диверсификацией.

· Завершение финансируемых инвестиционных проектов.

Вместе с тем развитие Банка АВБ в обозначенной перспективе будет происходить под влиянием следующих факторов:

· Замедление темпов экономического развития, связанное с кризисными явлениями в мировой экономике.

· Усиление рыночных позиций крупных конкурентов.

· Конкуренция со стороны новых участников рынка - банков, объединенных с федеральными сотовыми операторами и крупными торговыми сетями.

Миссия Банка повышать доступность всего спектра финансовых услуг, продвигая культуру высокотехнологичного банковского сервиса в качестве «опорного банка» для предпринимателей и «банка семейного обслуживания для населения».

Обеспечивать достижение целей акционеров и защиту их интересов, прежде всего за счет реализации профессионального, честного и доброжелательного подхода в работе с любым клиентом в регионе обслуживания Банка.

Развивать профессиональный и творческий потенциал сотрудников за счет внедрения передовых банковских технологий и реализации инновационных подходов к обслуживанию клиентов.

Осознавая свою миссию, Банк АВБ определяет базовые ценности, являющиеся основой корпоративной культуры:

· Порядочность, ответственность, уважение к закону и традициям.

· Надежность, доброжелательность и открытость.

· Результативность, профессионализм и социальная активность.

Стратегической целью на период до 2018 года Банк АВБ определяет для себя повышение эффективности и устойчивости бизнес-модели.

Приоритетные направления развития бизнеса:

· Изменение структуры пассивной базы в сторону увеличения доли корпоративных клиентов. В части вкладов населения - ограниченный прирост с повышением диверсификации в разрезе регионов и клиентских групп.

· Изменение структуры активной базы в сторону увеличения высокодоходной составляющей -- кредитов населению и субъектам МСП. При этом формирование кредитных портфелей должно преимущественно происходить в соответствии со стандартами рефинансирования (ОАО «МСП Банк», АИЖК, Банк России и другие финансовые институты).

· Увеличение непроцентной прибыли за счет развития услуг, предоставляемых на комиссионной основе, предполагающего:

· расширение перечня предоставляемых сервисов;

· упрощение доступа к услугам за счет использования каналов дистанционного обслуживания.

Реализация тарифной политики дифференцированно для каждого клиентского сегмента в соответствии с определенными бизнес-задачами и актуальной конъюнктурой рынка. Развитие сети продаж на основе принципов повышения эффективности, снижения операционных расходов и значительного увеличения клиентской базы в розничном сегменте. А кроме того обеспечения мобильности и технологичности сети продаж.

Банк АВБ продолжит реализовывать клиентоориентированную модель бизнеса, позволяющую полностью удовлетворять потребности клиента в банковских услугах при поддержании рентабельности операций на достаточном уровне. Банк АВБ определяет для себя следующие клиентские секторы и основные задачи для взаимодействия:

· Розничный сектор - население и субъекты микро и малого бизнеса, к которым возможно применение унифицированного подхода к обслуживанию.

Задачи

· Интенсификация взаимодействия с существующей клиентской базой и привлечение новых клиентов, в том числе, за счёт реализации концепции «банка семейного обслуживания».

· Формирование кредитного портфеля.

· Индивидуальный сектор - субъекты малого и среднего бизнеса, а также крупные частные клиенты, с потребностью в полном спектре банковских услуг и обслуживанием на индивидуальных условиях.

Задачи

· Интенсификация взаимодействия с существующей клиентской базой и привлечение новых клиентов в рамках реализации концепции «опорного банка».

· Формирование ресурсной базы.

· Продвижение «зарплатного» обслуживания, в том числе, как инструмента увеличения клиентской базы в розничном сегменте.

· Развитие частного банковского обслуживания.

· Корпоративный сектор - субъекты крупного бизнеса, государственные и муниципальные органы власти.

Задачи

· Интенсификация взаимодействия с клиентской базой в части привлечения средств.

· Разработка индивидуальных решений на гибких условиях в рамках реализации концепции «банка уникальных сделок».

Банк АВБ будет предоставлять полный спектр качественных банковских услуг, в том числе с участием организаций-аутсорсеров. При этом продуктовые предложения формируются отдельно для каждого клиентского сегмента. При разработке продуктов Банк АВБ будет обеспечивать возможность их эффективного продвижения по различным каналам продаж с минимальными временными и материальными затратами. Банк АВБ будет применять следующие подходы по формированию продуктовых предложений для определенных клиентских сегментов:

· Розничный сектор

· Формирование продуктовых линеек на принципах открытой архитектуры с интегрированием программ лояльности и применением пакетного подхода на основе комплексной оценки потребностей клиентов.

· При развитии продуктового портфеля приоритет будет отдаваться кредитным продуктам и услугам на комиссионной основе, предоставляемым, в том числе по дистанционным каналам обслуживания, и с предложением решений по автоматизированному финансовому планированию.

· Тарифное регулирование будет направлено на поддержание конкурентоспособности продуктового портфеля с обеспечением повышения рентабельности операций.

· Индивидуальный сектор

· Продуктовые линейки для субъектов бизнеса будут формироваться индивидуально для каждого клиента в зависимости от специфики деятельности и потребностей в банковском обслуживании.

· При разработке продуктовых предложений приоритет будет отдаваться развитию продуктов, обеспечивающих привлечение средств, и расширению перечня услуг, предоставляемых на комиссионной основе, в том числе консалтинговых с элементами комплексного финансового планирования, унифицированных решений в части казначейского контроля и внешнеэкономической деятельности.

· В работе с крупными частными клиентами Банк будет повышать лояльность клиентов посредством развития частного банковского обслуживания с предложением комплексных решений по финансовому планированию.

· Банк АВБ будет использовать преимущества филиала в Республике Кипр в части привлечения средств и обслуживания внешнеэкономической деятельности.

· Тарифное регулирование будет осуществляться исходя из комплексной оценки по клиенту в целом.

· Корпоративный сектор

· Разработка и обслуживание индивидуальных решений на гибких условиях в части управления средствами клиентов, комплексного финансового планирования и внешнеэкономической деятельности.

· Обслуживание отдельных направлений деятельности или финансирование отдельных проектов на индивидуальных условиях с учетом специфики бизнеса клиента и его потребностей в банковских услугах.

· Тарифное регулирование будет осуществляться индивидуально для каждого клиента.

Банк АВБ будет развивать каналы продаж, обеспечивающие эффективное взаимодействие с клиентами и повышение востребованности услуг. При этом ставится задача по обеспечению оперативного управления процессами продаж с одновременным снижением операционных расходов.

Для реализации поставленных задач предполагается осуществить перевод региональной структуры в формат сети продаж и создать единую фронт-линию общения клиентов с Банком, объединяющую площадки прямого и удаленного взаимодействия.

Увеличение количества точек продаж будет обеспечено преимущественно за счет открытия новых мобильных операционных офисов и дальнейшего развития агентской сети продаж.

Банк АВБ будет осуществлять обслуживание клиентов преимущественно в традиционных регионах присутствия, обеспечивая при этом возможность развертывания мобильной сети обслуживания в иных регионах. В регионах присутствия планируется открытие удаленных точек продаж в формате автоматизированных офисов в населенных пунктах, не охваченных сетью продаж Банка.

Банк АВБ сохранит свое присутствие в Республике Кипр. Наличие филиала в Еврозоне, действующего на основании лицензии, выданной Центральным банком Кипра, служит привлекательным инструментом размещения средств и позволяет обеспечить эффективное обслуживание внешнеэкономических операций. Банк будет активно развивать сотрудничество с малыми и средними региональными банками путем расширения перечня предлагаемых продуктов и сети контрагентов, действуя в качестве банка-аутсорсера. При этом Банк АВБ будет использовать все свои лицензионные, в том числе специальные, и профессиональные возможности по организации внешнеторгового финансирования, банковского консалтинга, операций с драгоценными металлами и других услуг.

Итак, Банк АВБ - Первый банк Поволжья, создан в Тольятти в 1988 году. Генеральная лицензия № 23 выдана Госбанком СССР, перерегистрирована под № 23 в ЦБ РФ 15.08.08г. Банк включен в Систему страхования вкладов, имеет международные рейтинги и является одним из крупнейших универсальных региональных банков ПФО. Это универсальный финансовый институт, имеет лицензии на совершение всех видов операций, работает по всем направлениям бизнеса.