logo
Анализ эффективности управления кредитными операциями коммерческого банка

1.3 Организация процесса кредитования: особенности управления

Процесс кредитования является сложной процедурой, состоящей из нескольких взаимодополняемых стадий, пренебрежение каждой из которых чревато серьезными ошибками и просчетами.

Первая стадия кредитного процесса - программирование, заключается в оценке макроэкономической ситуации в стране в целом, региона, работы потенциальных заемщиков, в частности, анализа отраслевой динамики выбранных направлений кредитования, проверке готовности персонала банка - кредитора к работе с различными категориями ссудополучателей, принятия ряда внутрибанковских нормативных документов.[13]

Руководство банка принимает меморандум кредитной политики на конкретный период (обычно 1 год). В этом документе излагаются: основные направления кредитной работы банка на предстоящий период, конкретные показатели кредитной деятельности (нормативы и лимиты), обеспечивающие необходимый уровень рентабельности и защищенности от кредитных рисков;

- соотношение кредитов и депозитов;

- соотношение собственного капитала и активов;

- лимиты сегментов портфеля активов банка в целом;

- клиентские лимиты:

- для акционеров (пайщиков);

- для старых, с определенной историей взаимоотношений клиентов;

- для новых клиентов;

- для не клиентов банка.

- требования по проведению работы с обеспечением (виды залогов, маржа в оценке);

- требования по документальному оформлению и сопровождению кредита;

- планируемый уровень кредитной маржи и механизмы принятия решений его изменения.

Следующим внутрибанковским нормативным документом является положение "О порядке выдачи кредитов", где отражается:

- организация кредитного процесса;

- перечень требуемых документов от заемщика и стандарты подготовки проектов кредитных договоров;

- правила проведения оценки обеспечения.

Только после принятия этих документов, регламентирующих кредитный процесс можно говорить о внутренней готовности банка к работе ко второй основной стадии кредитования.

Вторая стадия - предоставление банковской ссуды.[13]

В соответствии с разработанными и принятыми у каждого банка направлениями отбора сотрудники кредитного подразделения осуществляют прием заявок на получение ссуды. В зависимости от видов кредитования (инвестиционное, краткосрочное, кредитование юридических лиц, кредитование физических лиц, как потребительское, так и бизнес - кредитование частных предпринимателей) к заявке на кредит идет получение и подбор необходимой документации. Здесь сотрудник кредитного подразделения должен проводить экономический анализ предоставленной документации, сделать выводы о рыночной возможности и привлекательности проведения кредитуемой операции. При проведении такой работы от сотрудника кредитного подразделения требуются навыки и умения экономиста, специалиста по маркетингу, знания макроэкономики, отраслевых и региональных тенденций развития народного хозяйства.

На основе проведенного анализа требуется выбрать наиболее оптимальный метод кредитования, вид ссудного счета, срок кредитования, провести переговоры о величине и виде ссудной ставки, о способе погашения ссуды.

Важнейшей завершающей процедурой стадии предоставления кредита является подготовка и заключение кредитного договора.

Третья стадия кредитного процесса - контроль за использованием кредита.

Использование ссуды означает направление выделенных банком средств на завершение платежей по обязательствам хозяйственно - финансовой деятельности. Важнейшее условие использования ссуд - эффективность кредитного мероприятия, позволяющая обеспечить поступление денежной выручки и прибыли для погашения долга банку и уплаты процентных денег.

Главная цель этой стадии кредитного процесса - обеспечение регулярной выплаты процентов по долгу и погашения ссуды.

Разумеется, по каждой ссуде существует риск непогашения из-за непредвиденного развития событий. Банк может проводить политику выдачи кредитов только абсолютно надежным заемщикам, но тогда он упустит много прибыльных возможностей. В то же время, если возникнут трудности с погашением кредита, обойдется банку очень дорого. Поэтому разумная кредитная политика направлена на обеспечение баланса между осторожностью и максимальным использованием всех потенциальных возможностей доходного размещения ресурсов.

Имеются многочисленные тревожные сигналы, позволяющие заподозрить, что финансовое положение заемщика ухудшается, и что выданный ему кредит может быть не погашен в срок. Эти тревожные сигналы обнаруживаются путем:

анализа финансовых отчетов;

личных контактов с должником;

сообщений третьих лиц;

сведений из других отделов банка.

Банк должен обратить внимание на:

снижение коэффициента ликвидности;

непропорциональный рост краткосрочной задолженности;

рост просроченных долгов;

снижение объема продаж;

замедление оборачиваемости запасов.[13]

Для банка важно постоянно поддерживать персональные контакты с клиентами, посещать компанию и ее филиалы, встречаться с руководящими кадрами, позволяет выявить наличие неустановленного оборудования. Банковских работников должны насторожить такие факты, как:

резкое изменение отношений с банком, нежелание сотрудничать;

потеря важных клиентов;

плохое составление финансовых отчетов;

принятие необоснованного риска;

замена ключевых сотрудников;

запросы о компании со стороны новых ее кредиторов;

слабый операционный контроль.

Банк должен действовать без промедлений, так как если заемщик задержит платежи торговым кредиторам, страховой компании, налоговым органам, то будет наложен арест на имущество, и банк окажется в длинной очереди кредиторов, требующих возмещение долга.

Первый при выявлении проблемной ссуды шаг - объективная проверка сложившейся ситуации. Необходимо уяснить позицию заемщика (хочет ли он исправить положение, можно ли доверять, способно ли руководство компании восстановить прибыльность). Кроме того, необходимо учесть и позицию банка, много ли у него безнадежных долгов. Если, много то не следует ввязываться в дорогостоящую операцию судебного взыскания и предложить уладить дело миром, аннулировав часть оставшегося долга.[13]

Затем кредитный работник банка должен организовать встречу с представителем компании и обсудить сложившееся положение. При этом необходимо предпринять попытку к сотрудничеству, независимо от того решил ли банк продолжать работу с клиентом или ликвидировать ссуду.

Если удастся убедить клиента, что положение можно исправить, следует наметить план действий, который может включать:

- продажу активов;

- сокращение накладных расходов;

- изменение маркетинговой стратегии;

- смену руководства и назначение новых лиц на ключевые посты.

Другое решение может заключаться в продаже банком залога. Для этого следует, прежде всего, проверить документы и установить, что банк действительно имеет безусловное право распоряжаться залогом. Затем необходимо выяснить, каковы возможности реализации залога: обычно это дорогостоящая и отнимающая время процедура. Идеальный вариант - сотрудничество с заемщиком в продаже залога.

Четвертая стадия кредитного процесса - возврат банковской ссуды.

Возврат ссуд означает обратный приток денежных средств в банки и уплату соответствующей сумы процентов. Возврат ссуд является венцом всей проведенной работы кредитного подразделения и ответом на вопрос, насколько качественно и профессионально сработали сотрудники на всех предшествующих стадиях кредитного процесса.

Если должник без проблем возвращает ссуду и уплачивает проценты по ней, то остается только закрыть кредитное дело (досье) и иметь в виду на будущее этого заемщика как перспективного и уже имеющего положительную кредитную историю в данном банке.

Если происходит невозврат ссуды и неуплата процентов, то тогда всем сотрудникам кредитного подразделения банка предстоит провести колоссальную работу по ликвидации этого проблемного кредита, а затем должен обязательно пройти анализ совершенных ошибок в процессе принятия решения о выдаче кредита и его использования. А вот в случае принятия качественного обеспечения кредита, позволяющего быстро провести его реализацию и погашение сумы основного долга, процентов по нему, штрафов и пени за просрочку, можно говорить о закрытии проблемного кредита при возникновении любой кризисной ситуации.

Вот здесь и происходит проверка квалификации оценщиков, удобства выбранной схемы принятия обеспечения в банк. В банке всегда существует конкретный источник погашения имеющегося долга, этот источник представляет собой форму обеспечения возвратности кредита.

Трудности с погашением ссуд чаще всего возникают не случайно и не сразу, а в процессе, который развивается в течение определенного времени. Опытный работник банка может еще на ранней стадии заметить признаки зарождающегося процесса финансовых трудностей, испытываемых клиентом, и принять меры к исправлению ситуации и защите интересов банка. Эти меры следует принять как можно раньше, прежде чем ситуация выйдет из под контроля и потери станут необратимыми.[13]

При этом следует учесть, что убытки банка не ограничиваются лишь неуплатой долга и процентов. Ущерб, наносимый банку, значительно больше, и он может быть связан с другими обстоятельствами, которые тоже приходится учитывать:

подрывается репутация банка, так как большое число просроченных и непогашенных кредитов приведет к падению доверия вкладчиков, инвесторов и так далее;

увеличатся административные расходы, поскольку проблемные ссуды требуют особого внимания кредитного персонала и непроизводственного расходования времени на поддержание статус-кво;

повысится угроза ухода квалифицированных кадров из-за снижения возможностей их стимулирования в условиях падения прибыльности операций;

средства будут заморожены в непродуктивных активах;

возникает опасность встречного иска должника к банку, который может доказать, что требование банка об отзыве ссуды привели его на грань банкротства.

Все эти потери могут дорого обойтись банку и намного превысить прямой убыток от непогашения долга.

Особо остановимся на основных причинах возникновения трудностей с погашением ссуд:

Ошибки, допущенные персоналом банка при рассмотрении кредитной заявки, разработке условий соглашения и последующем контроле. Наиболее часто встречаются следующие нарушения:

- недостаточно строгое отношение к заемщику (например, одобрение заявки из дружеских соображений);

- непрофессионально проведенный финансовый анализ;

- плохое структурирование ссуды как следствие недостаточного знакомства кредитного работника с потребностями предприятия, спецификой отрасли;

- недостаточное обеспечение ссуды (например, завышенная оценка залога)

- ошибки в документальном оформлении ссуды (пропуск в договоре важных условий, обеспечивающих интересы банка);

- плохой контроль над заемщиком в период погашения ссуды (отсутствие обследований компании, проверок обеспечения).

Неэффективная работа компании, получившей ссуду:

- слабое руководство;

- ухудшение качества продукции и вытеснение ее с рынка;

- неэффективный маркетинг из-за отсутствия плана рекламной компании, ошибок в оценке будущих рынков;

- слабый контроль за финансами компании (рост дебиторской задолженности, накладных расходов).

Кроме того, важную роль могут сыграть факторы, которые не находятся под контролем банка: ухудшение экономической конъюнктуры, политические сдвиги, изменение законодательства, технологические прорывы.

Важная роль в проведение кредитных операций принадлежит кредитным ресурсам. Без наличия временно свободных кредитных ресурсов осуществление кредитных операций просто невозможно. Поэтому особенности управления кредитными операциями, а также их дальнейший анализ будем рассматривать через особенности управление кредитными ресурсами.[13] кредитный операция коммерческий банк

Весь процесс управления можно разделить на четыре укрупненные стадии:

- планирование

- организация

- реализация

- контроль

Планирование - решает задачу определения целей развития банка и конкретных путей их реализации на различных уровнях детализации и временных отрезках его деятельности.[15]

Обязательными элементами планирования являются:

гибкость и индикативность, то есть возможность быстрого регулирования плана при неожиданных изменениях рыночной ситуации;

тщательно продуманный и организованный процесс контроля над выполнением плановых показателей (мониторинг текущей деятельности), который нацелен не только на регистрацию факта невыполнения плана, но и на определение реальных причин невыполнения и неиспользованных потенциальных возможностей;

альтернативность планирования: составление многовариантного плана для оперативного реагирования на изменения рыночной ситуации;

встроенность системы планирования в организованную структуру банка, предполагающее участие менеджеров всех уровней управления в составлении планов и контроле над его выполнением;

ориентация стратегии развития и отдельных планов на максимизацию финансовых результатов.

В идеале каждое решение банковских менеджеров должно обуславливаться следующими факторами:[15]

1. задачами, которые решает банковская организация;

2. прогнозируемым и текущим состоянием внешней среды: экономической ситуацией в целом, состоянием рынков, на которых действует банковская организация;

3. внутренними возможностями банка: состоянием его активов и пассивов, возможностями и квалификацией банковского персонала;

4. принципами делегирования полномочий руководителям различных уровней, то есть степенью децентрализации процесса управления.

Каждый из этих факторов, в свою очередь, так или иначе, определяется в процессе банковского планирования. На различных его этапах:

1. определяются генеральные направления и приоритеты перспективного развития банка, локальные цели и задачи;

2. разрабатываются банковские продукты, пользующиеся спросом на рынке;

3. согласовываются конкретные планы, разрабатываемые для решения стратегических задач и внедрения перспективных банковских услуг, с достигнутым потенциалом и структурными ограничениями на операции банка;

4. определяются пути достижения оптимальных финансовых результатов при ограничении риска;

5. уточняются и корректируются перспективные плановые показатели с учетом изменяющихся внутренних и внешних условий;

6. согласовываются текущие решения о проведении конкретных операций банка с цель поддержания его текущей ликвидности и платежеспособности;

7. осуществляется структурирование организации и планирования персонала, которые обязаны определить систему полномочий и ответственности за выполнение плановых показателей обеспечить оперативное взаимодействие подразделений банка в процессе выполнения плана и сформировать персонал необходимой квалификации для решения перспективных и текущих задач банка.

Планирование оптимальной структуры источников ресурсной базы коммерческого банка осуществляется в настоящее время в условиях отсутствия на рынке ликвидных и доходных финансовых инструментов, снижения доверия к банкам со стороны населения, сужения рынка межбанковских кредитов. Вопросы наращивания ресурсной базы и обеспечения ее стабильности посредством эффективного управления пассивами, достижения оптимального соответствия структуры пассивов структуре активов приобретают особую остроту и актуальность.[15]

Организация - это распределение и координация трудовых функций, необходимых для достижения поставленных целей. Организация, как функция управления, обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности управляемой системы на всех ее иерархических уровнях. В частности она должна определить организационную структуру банка с распределением полномочий и ответственности сотрудников на всех уровнях, организовать прямые и обратные связи, предполагающие возможность оценки результатов выполнения распоряжений, отдаваемых вышестоящими инстанциями, и изменения ранее определенных заданий в зависимости от текущей и прогнозируемой рыночной ситуации (что означает регулирование в кибернетическом смысле этого слова). Для этого изначально на административном уровне (то есть с закреплением соответствующих обязанностей), на информационном уровне (с созданием соответствующего документооборота и технологий), на методологическом уровне, на уровне технологии выполнения отдельных операций и их отражения в учете должен быть закреплен такой порядок деятельности банка, при котором реализуется стандартный управленческий цикл: планирование - выполнение плана - контроль - планирование и т.д.

Реализация - претворение политики банка в действие предполагает принятие управленческих решений и реализацию комплекса мер в соответствии с планом на основе оперативного анализа, создание благоприятных условий в коллективе и мотивацию деятельности работников банка, подбор кадров.

Здесь осуществляется управление формированием средств банка в соответствии с плановым масштабом деятельности. Этот процесс можно назвать управление пассивами. Управление осуществляется в интересах получения большей прибыли и поддержания банковской ликвидности. Управление пассивами направлено на управление депозитными и недепозитными источниками.

Контроль - это выявление достигнутых результатов деятельности. Он предполагает определение стандартов и норм для достижения результатов, измерение полученных результатов, корректировка результатов. Контроль осуществляется на всех этапах управления деятельности банка и позволяет сопоставить результат с планом, выявить резервы роста и пути более эффективного использования кредитных ресурсов.[15]

Таким образом, можно сказать, что кредитный риск для банков складывается из сумм задолженности заёмщиков по банковским ссудам, а также из задолженности клиентов по другим сделкам. Компании тоже могут подвергаться определенному кредитному риску в своих операциях с банком. Если компания имеет много свободных средств, которые она помещает на банковский депозит, то при возникновении риска ликвидации банка компания потеряет большинство своих вкладов.