Анализ хозяйственной деятельности АО "Жилстройсбербанк"

отчет по практике

3. Депозитные операции

Основные направления деятельности Банка:

1) прием вкладов от участников системы жилищных строительных сбережений;

2) выдача займов на улучшения жилищных условий;

3) инвестиционная деятельность по управлению временно свободными средствами Банка.

В настоящее время банк предлагает своим клиентам 4 вида тарифных программ, позволяющих после накопления 50% от договорной суммы получить жилищный заем.

Таблица 2. Программы ЖСС

Наименование

Бастау

Оркен

Кемел

Болашак

Срок накопления ЖСС

3-3,5 года

5,5 лет

8,5 лет

15 лет

Ставка вознаграждения по вкладам в ЖСС

2% годовых

Ставка вознаграждения по жилищному займу

5% годовых

4,5% годовых

4% годовых

3,5% годовых

Срок предоставления жилищного займа

до 6 лет

до 10 лет

до 15 лет

до 25 лет

Примечание - составлено автором на основе источника [2]

В целом тарифные программы Банка имеют ряд рыночных преимуществ. Во-первых, сравнительно низкие процентные ставки по займам, Во-вторых, фиксированные процентные ставки на весь период накопления и кредитования. Кроме того, Банк предлагает универсальную возможность объединения. деления, уступки договора о жилищных строительных сбережениях.

В отчетном периоде Банк продолжил обслуживание договоров. заключенных по ранее действовавшим тарифным программам, заключение новых договоров по которым в настоящее время не осуществляется,

Повышению интереса населения страны к системе ЖСС при решении своих жилищных вопросов способствовало проведение активной маркетинговой кампании по осведомлению населения о преимуществе и потенциале системы жилстрой сбережений, в рамках которой:

-размещено видеороликов на телевидении - 35765 выходов;

-размещено аудиороликов на радио - 10636 выходов;

-размещено 69 информационных материалов на 46 билбордах;

-проведено 4 акции: «Второй договор вдвое дешевле», «Растем вместе», «Жас Отау».

Рассмотрим структуру действующих ЖСС в разрезе тарифных программ по заключенным договорам за 2012г (по количеству) (рисунок 7) [2, с.3].

Рисунок 7. Тарифные программы ЖСС, в %

Из данного рисунка видно, что в структуре тарифных программ большую часть занимает программа «Бастау» 76%, затем программа «Оркен» 15%, программа «Кемел» 7% и программа «Болашак» 2% от общего количества.

Интерес со стороны населения к системе ЖСС также связан с участием в:

-реализации Программы 2011-2014годы:

-реализации государственной программы 2020 годы.

На сегодняшний день Банк предлагает предоставляет займы по жилищному, промежуточному, предварительному займу. Жилищный заем - целевой заем, предоставляется при накоплении в течение 3-х и более лет 50% от суммы, планируемой клиентом на улучшение жилищных условий по ставкам вознаграждения от 3,5% процентов годовых, сроком использования до 25 лет.

При выполнении данных условий, вкладчик заполняет заявление на выплату договорной суммы согласно условиям его договора о жилищных строительных сбережениях.

Основной жилищный заем - самый недорогой и, таким образом, самый выгодный продукт в линейке тарифных программ банка как по оплате платежей, так и переплате вознаграждения банку в целом.

Промежуточный жилищный заем - целевой заем, предоставляется сразу с момента внесения/накопления 50% от суммы, планируемой клиентом на улучшение жилищных условий, по ставке вознаграждения 8,5% годовых, сроком использования до 25 лет.

Учитывая ежемесячный платеж и переплату по данному виду кредита, промежуточный жилищный заем на ряду с рыночными условиями кредитования через банки второго уровня является наиболее приемлемым и выгодным продуктом на улучшение жилищных условий.

Нельзя не брать во внимание, что заемщику банка необходимо полностью подтвердить свою платежеспособность, то есть требования к кредитоспособности заемщика по сравнению с коммерческими банками выше.

Предварительный жилищный заем - целевой заем, предоставляется Банком вкладчику в пределах договорной суммы по ставке вознаграждения 11% процентов годовых, в целях улучшения жилищных условий, без условия погашения основного долга до получения договорной суммы в соответствии с законодательством Республики Казахстан по вопросам жилищных строительных сбережений, внутренними документами Банка и условиями отдельного договора банковского займа, сроком использования до 23,5 лет.

Данный вид займа позволяет вкладчику банка оформить кредит на улучшение жилищных условий без предварительного накопления сбережений на вкладе не ожидая окончания срока согласно тарифной программе.

Здесь надо учитывать, что переплата по предварительному виду займа будет выше. Хотя по сравнению с коммерческими банками данный заем все равно будет являться недорогим минимум в два раза.

Единственный недостаток предварительного жилищного займа является предоставление заемщиком дополнительного обеспечения в виде жилой недвижимости либо первоначального взноса в размере 50% от стоимости приобретаемой недвижимости. Ведь не каждый вкладчик для покупки в ипотеку первой квартиры имеет еще и дополнительный залог, а накопить половину от стоимости недвижимости не каждой семье предоставляется возможным.

Основная привлекательность займов АО «Жилстройсбербанк Казахстана» - это гарантирование низкой ставки вознаграждения в течение всего срока, на который предоставляется заем. Банк функционирует вне рынка ссудного капитала и, соответственно, в относительной независимости процентной политики банка от конъюнктуры ставок вознаграждения финансового вознаграждения финансового рынка. Это позволяет банку предоставлять кредиты по низким процентным ставкам, выплачивая по сберегательным вкладам также невысокие проценты.

Наличие целенаправленной системы финансирования мероприятий по улучшению жилищных условий влечет за собой последовательное развитие жилищного сектора РК. Банк является участником системы гарантирования депозитов (рисунок 8) [1, с.5].

Рисунок 8. Динамика депозитной базы и кредитного портфеля Банка

Из данного рисунка видно, что депозитная база Банка в 2010 году составила 26,15 млрд.тенге, в 2011 г составила 39,67 млрд.тенге, в 2012году составила 72,56 млрд.тенге, по сравнению с прошлым годом рост составил 83%. Также кредитный портфель Банка за отчетный период по сравнению с 2011 годом вырос на 28% и достиг показателя 86,38 млрд.тенге.

Число вкладчиков АО «Жилстройсбербанк Казахстан» значительно растет. АО «Жилстройсбербанк Казахстана» является членом АО «Казахстанская фондовая биржа» по категориям «В», «К» и «Р» с правом участия в торгах иностранной валютой, государственными и негосударственными эмиссионными ценными бумагами включенными в список Биржи, а также ценными бумагами Международных финансовых организаций.

Система жилищных строительных сбережений является качественно новой системой кредитования мероприятий по улучшению жилищных условий населения в РК. Казахстан - первая страна на территории СНГ, где начата реализация принципов и условий данной системы, предназначенной, в первую очередь, для населения со средними и ниже среднего доходами.

Начало внедрению системы жилищных строительных сбережений в Казахстане положил Закон Республики Казахстан «О жилищных строительных сбережениях в Республике Казахстан» от 7 декабря 2000 года.

А в 2003 году на основании постановления Правительства Республики Казахстан от 16 апреля 2003 года №364 «О создании жилищного строительного сберегательного банка» в целях совершенствования и повышения эффективности долгосрочного финансирования жилищного строительства и развития системы ипотечного кредитования было создано Акционерное общество «Жилищный строительный сберегательный банк Казахстана». Единственным акционером Банка является акционерное общество «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына».

Для Республики Казахстан формирование системы жилищных строительных сбережений является одним из приоритетных направлений жилищной политики. Оно создает условия для строительства и приобретения жилья в собственность на рынке и улучшения жилищных условий и ориентировано на наиболее экономически активную часть населения.

В мае 2006 года было подписано Агентское Соглашение между АО «Жилстройсбербанк Казахстана» и АО «Казпочта».

Также Банк получает комиссионные доходы от различных видов услуг, которые он оказывает клиентам. Комиссионные доходы могут быть разделены на следующие категории:

-Комиссионные доходы, полученные за оказание услуг в течение определенного периода времени. Комиссии за обязательства по предоставлению кредитов.

-Комиссионные доходы от оказания услуг по совершению операций. Комиссионные, полученные за проведение или участие в переговорах по совершению операций от лица третьей стороны, признаются после завершения такой операции. Часть комиссионных, связанные с определенными показателями доходности, признаются после выполнения соответствующих критериев Банка.

В ноябре 2012 года международное рейтинговое агентство Moodys присвоило АО «Жилстройсбербанк Казахстана» долгосрочный рейтинг по депозитам в национальной валюте «Ваа2», краткосрочный рейтинг по депозитам в национальной валюте «Prime-2», рейтинг финансовой устойчивости банка (BFSR) «Е+». Прогноз по всем рейтингам - «стабильный».

В целях обеспечения устойчивости и эффективности работы в Банке функционирует комплексная система управления основными банковскими рисками, которая обеспечивает идентификацию, оценку, анализ принимаемых Банком рисков, контроль их объема и структуры.

На сегодняшний день, динамично развивающийся банк официально представлен во всех крупных и отдельных малых промышленных городах Казахстана. АО «Жилстройсбербанк Казахстана» является членом АО «Казахстанская фондовая биржа» по категориям «В», «К» и «Р» с правом участия в торгах иностранной валютой, государственными и негосударственными эмиссионными ценными бумагами включенными в список Биржи, а также ценными бумагами Международных финансовых организаций.

Основной стратегической целью развития Банка является повышение конкурентоспособности Банка путем увеличения доли участников системы жилстройсбережений до 16% к экономически активному населению и увеличение и поддержание показателя рентабельности собственного капитала на уровне не менее 5,7%.

Для достижения стратегических целей необходима реализация стратегий по финансовому развитию, маркетингу и корпоративному/операционному управлению, а также стратегии развития потенциала, являющихся неотъемлемой частью настоящей Долгосрочной стратегии.

Стратегические финансовые цели, планируемые к достижению к концу 2020 года:

1.Рост прибыльности деятельности Банка;

2.Увеличение/ поддержание показателей рентабельности;

3. Поддержание качества активов и эффективности управления активами и пассивами.

Маркетинговая стратегия. Маркетинговая политика Банка включает в себя процессы планирования производства банковского продукта, исследования рынка банковских услуг, налаживания коммуникаций, установления цен, организации продвижения банковского продукта с учётом потребительских предпочтений клиентов Банка. Стратегической маркетинговой целью является предложение востребованного, конкурентоспособного и рентабельного для Банка продукта, направленного на удовлетворение потребностей населения Казахстана.

Ключевыми факторами успеха деятельности Банка, развитие которых позволит Банку достичь указанной цели, должны стать:

- совершенствование банковских продуктов, обеспечивающих выгодные для клиента условия приобретения жилья и оптимальные тарифы;

- эффективная реклама, то есть своевременное фокусирование рекламно-разъяснительной деятельности на информировании клиентов о ключевых отличительных и привлекательных особенностях продуктов Банка;

- расширение региональной и агентской сети с целью обеспечения обслуживания увеличивающего притока населения в систему ЖСС.

Стратегическая цель Банка в области развития бизнес - процессов заключается в обеспечении реализации долгосрочных маркетинговых и финансовых целей путем своевременного планирования и автоматизации процессов и развития эффективной, оптимальной структуры управления.

Ключевыми факторами успеха деятельности Банка, развитие которых позволит достичь указанной цели, должны стать:

- эффективные внутренние бизнес - процессы, позволяющие оперативно и качественно обслуживать клиентов Банка;

- повышение уровня автоматизации процессов Банка, в особенности процессов по взаимодействию с клиентами.

Банк постоянно ведет работу в направлении улучшения качества ссудного портфеля. Кредиты, предоставленные банком, подразделяются по качеству в зависимости от соблюдения заемщиком сроков платежей по кредиту, положения заемщика, взаимоотношений банка с заемщиком, кредитной истории обеспечения кредита и степени его надежности и ликвидности.

Таким образом, Банк осуществляет активное управление уровнем достаточности капитала с целью защиты от рисков, присущих его деятельности. Достаточность капитала банка контролируется с использованием, помимо прочих методов, коэффициентов, установленных уполномоченным органом при осуществлении надзора за деятельностью банка.

Делись добром ;)