logo
Страхование в системе финансовых отношений

3. Основные направления и перспективы развития страхового рынка республики Беларусь

Одним из важнейших условий обеспечения устойчивого развития и функционирования страхового рынка, роста его емкости является увеличение собственного капитала страховых организаций. Основными направлениями реализации данной задачи являются:

1) повышение статуса и привлекательности на международном уровне страховых организаций за счет стимулирования притока средств инвесторов и постепенного снятия ограничений по доступу иностранного капитала на страховой рынок республики;

2) создание благоприятных условий функционирования для страховых организаций всех форм собственности;

3) повышение требований к минимальному размеру уставных фондов страховых организаций.

В возмещении ущерба и смягчении последствий наступления чрезвычайных событий должны участвовать лица, ответственные за причиненный вред, страховые организации и государство. Для этого необходимо выстроить систему взаимодействия между ними, распределив доли ответственности за причинение вреда между участниками этой системы и определив размеры выплат, которые могут быть произведены с учетом наличия договора страхования и размера выплаты (ущерба).

В части развития добровольного страхования, относящегося к страхованию жизни, в первую очередь требуется дальнейшее совершенствование системы налогообложения, мотивирующей граждан на страхование жизни и юридических лиц - на осуществление страхования жизни сотрудников.

Совершенствование системы налогового стимулирования предусматривает изучение вопросов возможности применения налоговых вычетов по подоходному налогу для физических лиц, заключивших долгосрочные договоры добровольного страхования жизни, добровольного страхования дополнительной пенсии, а также рассмотрение возможности отмены ограничений по включению в состав затрат на производство товаров (работ, услуг) страховых взносов по долгосрочным договорам добровольного страхования жизни, добровольного страхования дополнительной пенсии, заключенным нанимателями в пользу своих работников.

Кроме того, необходимо, с одной стороны, проводить политику, направленную на повышение страховой культуры населения и восприятие страховых организаций как надежных защитников при чрезвычайных ситуациях, а с другой стороны - страховым организациям обеспечивать высокие стандарты качества предоставляемых услуг.

Основными направлениями обеспечения стимулирования спроса на страховые услуги, преимущественно по видам добровольного страхования, являются:

1) совершенствование порядка оказания финансовой помощи юридическим и физическим лицам в случае наступления чрезвычайных ситуаций, природных и техногенных катастроф путем активного использования механизмов страхования;

2) внедрение механизма страховой защиты в инвестиционные программы, в том числе осуществляемые с участием иностранного капитала;

3) совершенствование системы налогообложения для граждан и субъектов хозяйствования, использующих инструменты страховой защиты;

4) информирование субъектов хозяйствования и населения о страховых продуктах, правах потребителей страховых услуг и их защите;

5) повышение качества и расширение спектра страховых услуг с условием максимальной защиты прав и интересов потребителей страховых услуг [12].

Состояние конкурентной среды на страховом рынке призвано способствовать повышению качества страховых услуг, снижению их стоимости, активному внедрению новых страховых продуктов. Для развития конкурентной среды на страховом рынке целесообразно осуществление мероприятий, направленных на создание равных возможностей для государственных и частных страховых организаций, а также на расширение присутствия иностранного капитала на отечественном страховом рынке.

Формирование конкурентной среды является комплексной задачей и предполагает реализацию следующих мер:

1) поэтапная либерализация национальной системы страхования и перестрахования;

2) повышение уровня открытости информации о деятельности страховых организаций;

3) построение системы рейтинговых оценок страховых организаций для стимулирования неценовой конкуренции между ними.

Развитие страхового законодательства должно осуществляться путем создания единой системы законодательных актов в сфере страхования, определения четких условий взаимодействия страхователей и страховых организаций, предоставления всем субъектам страховых отношений возможности защищать свои права в равной мере.

Рост роли страхования будет сопровождаться повышением требований к надежности и устойчивости страховых организаций. При этом основное внимание должно уделяться степени их подверженности рискам, с которыми они сталкиваются в своей деятельности.

Главная задача развития страхового надзора, обеспечивающего повышение финансовой стабильности страхового рынка, - расширение системы требований, определяющих допустимые параметры рисков, принимаемых страховыми организациями.

Основные направления реализации задачи перехода на риск-ориентированный надзор и оценку уровня достаточности капитала страховых организаций:

1) определение ключевых рисков, присущих страховому рынку, с учетом изучения основных подходов и методов их анализа в соответствии с международными нормами;

2) сбор и систематизация данных, необходимых для определения показателей, позволяющих количественно оценить уровень подверженности страховых организаций рискам;

3) поэтапный переход на международные стандарты финансовой отчетности;

4) разработка методологической базы по расчету показателей финансовой устойчивости;

5) внедрение в практику анализа специальных методов и алгоритмов оценки рисков на страховом рынке (стресс-тестирование);

6) оценка уровня достаточности собственных средств на основе рискового подхода и расчета экономического капитала (с использованием принципов платежеспособности, разработанных Международной ассоциацией органов страхового надзора).

Кроме того, следует повысить ответственности за несоблюдение страховыми организациями законодательства в части выполнения нормативов безопасного функционирования. Рост объемов полученных страховых взносов и повышение капитализации страхового рынка должны сопровождаться соответствующим развитием его инфраструктуры, повышением квалификации специалистов страхового дела, а также совершенствованием информационных технологий.

Развитие информационных технологий в страховании будет направлено на повышение эффективности деятельности страховых организаций, а также на расширение спектра страховых услуг, предоставляемых клиентам. В этих целях необходимо:

1) развитие сети подразделений страховых организаций, непосредственно осуществляющих реализацию страховых продуктов;

2) совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере страхования, а также проведение тематических конференций, семинаров, направленных на повышение профессионального уровня участников страхового рынка;

3) создание и развитие информационно-аналитических систем, предоставляющих возможности проведения маркетинговых исследований страховых организаций и рынка в целом, а также внедрение современных технологий в процесс продажи страховых продуктов.

Реализация перечисленных мероприятий позволит уменьшить нагрузку на бюджет Республики Беларусь в части возмещения непредвиденных потерь, вызванных факторами природно-техногенного характера не за счет бюджетных средств. Кроме того по мере стабилизации экономической ситуации в Республике Беларусь возможным станет привлечение на долгосрочной основе в национальную экономику сбережений населения и организаций путем увеличения охвата страхователей по видам добровольного страхования, и прежде всего относящихся к страхованию жизни.

Таким образом, в ходе анализа организации страхового дела в Республике Беларусь на современном этапе были выявлены такие проблемы, как низкая глубина рынка страхования, невысокий имущественный интерес у страхователей; приоритетное развитие обязательных видов страхования, недостаточная капитализация страхового рынка, неравные условия ведения бизнеса для государственных и частных страховщиков, фактически монопольное доминирование БРУСП "Белгосстрах". Для решения названных проблем целесообразно повысить капитализацию страховых организаций за счет внутренних и внешних источников; обеспечить стимулирования спроса на страховые услуги, преимущественно по видам добровольного страхования; сформировать среду добросовестной конкуренции; продолжить совершенствование законодательства о страховании; перейти на риск-ориентированный надзор и оценку уровня достаточности капитала страховых организаций на основе принципов, разработанных Международной ассоциацией органов страхового надзора, а также развивать инфраструктуру страхового рынка и информационных технологий.