logo
Страхование в системе финансовых отношений

2. Анализ страхового рынка в республике Беларусь

Страхование является защитным экономическим механизмом, направленным на поддержание производства и качества жизни людей. Современный этап развития страхового рынка Республики Беларусь начался в 2001 году и характеризуется устойчивостью функционирования в результате стабилизации ситуации в экономике страны, а также качественных структурных изменений, обусловленных введением новых видов обязательного страхования.

Развитию страхового рынка Республики Беларусь способствовало принятие указов Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530, от 25 августа 2006 г. № 534 "О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 143, 1/7870) и от 19 мая 2008 г. № 280 "О включении страховых взносов по видам добровольного страхования, не относящимся к страхованию жизни, в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг)" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 121, 1/9719), а также постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. № 1750 "Об утверждении Порядка инвестирования и размещения страховыми организациями средств страховых резервов" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 5, 5/24459).

Развитие страхового рынка осуществляется в трех ключевых его сегментах - обязательном страховании, добровольном страховании ином, чем страхование жизни (далее - общее страхование), и добровольном страховании жизни. При этом развитие обязательного страхования зависит главным образом от проводимой государством политики.

В Республике Беларусь так же, как и Российской Федерации, в настоящее время отсутствует жёсткое законодательное закрепление организационно-правовой формы для страховых компаний, в отличие, например, от банковского сектора, где предусмотрено создание банка лишь в форме акционерного общества или унитарного предприятия. Хотя на первоначальном этапе развития страхового дела в Республике Беларусь, согласно Закону о страховании, страховщиками могли выступать лишь государственные страховые организации, акционерные страховые общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью.

Страховой рынок как часть финансово-кредитной сферы является объектом государственного регулирования и контроля в целях обеспечения его стабильного функционирования.

Страхование регулируется Гражданским кодексом РБ (глава 48 "Страхование"), Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530, иными нормативно-правовыми актами.

Согласно Положению о страховой деятельности в Республике Беларусь, Правила, установленные в данном Положении, применяются к отношениям по страхованию в Республике Беларусь с участием граждан Республики Беларусь, иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, в том числе иностранных и международных, а также Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц, иностранных государств, если иное не определено в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.

Государственное регулирование страховой деятельности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Национальным собранием Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством финансов.

Государственное регулирование страховой деятельности производится путем определения:

- основных направлений государственной политики в области страховой деятельности;

- порядка осуществления страховой деятельности в Республике Беларусь;

- процедур регистрации, реорганизации и ликвидации страховых организаций, страховых брокеров и объединений страховщиков;

- порядка лицензирования страховой деятельности;

- правил и принципов страхования, перестрахования, тарифной политики;

- требований к формированию, размещению, использованию страховых резервов и других фондов, обеспечивающих финансовую устойчивость страховых организаций.

Президент Республики Беларусь:

- определяет основные направления государственной политики в области страховой деятельности;

- вводит новые виды обязательного страхования;

- ежегодно определяет размер отчислений, порядок и направления использования средств фондов предупредительных (превентивных) мероприятий по добровольному страхованию жизни, медицинских расходов, обязательным видам страхования, за исключением обязательного государственного страхования, обязательного страхования ответственности за неисполнение обязательств по договорам создания объектов долевого строительства, обязательного страхования ответственности коммерческих организаций, осуществляющих риэлтерскую деятельность, за причинение вреда в связи с ее осуществлением;

- согласовывает республиканские программы развития страховой деятельности, порядок инвестирования и размещения средств страховых резервов, принятие в собственность Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц долей в уставных фондах, простых (обыкновенных) или иных голосующих акций страховых организаций;

- устанавливает размеры страховых взносов и страховых тарифов по обязательным видам страхования, в том числе ежегодно по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, лимиты ответственности по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

- осуществляет иные полномочия.

Совет Министров Республики Беларусь в пределах своей компетенции:

- по согласованию с Президентом Республики Беларусь утверждает порядок инвестирования и размещения средств страховых резервов;

- по согласованию с Президентом Республики Беларусь издает решения о принятии в собственность Республики Беларусь долей в уставных фондах, простых (обыкновенных) или иных голосующих акций страховых организаций;

- в соответствии с законами и актами Президента Республики Беларусь принимает нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере страхования, осуществляет иные полномочия в области государственного регулирования страховой деятельности.

Министерство финансов в пределах своей компетенции:

- принимает нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере страхования, в том числе в целях обеспечения единообразного ведения страховщиками учета и отчетности, формирования страховых резервов;

- проводит государственную политику в области страховой деятельности;

- осуществляет государственную регистрацию страховых организаций, страховых брокеров и объединений страховщиков;

- выдает страховым организациям и страховым брокерам специальные разрешения (лицензии) на осуществление страховой деятельности;

- выдает белорусским страховым организациям или белорусским страховым брокерам разрешения на создание обособленных подразделений, в том числе за пределами Республики Беларусь, а также на участие в создании организаций за пределами Республики Беларусь для осуществления деятельности в области страхования, включая страховых брокеров, либо на приобретение долей (акций) в уставных фондах таких организаций;

- обобщает практику страховой деятельности, дает страховым организациям, страховым брокерам, объединениям страховщиков разъяснения по вопросам применения законодательства о страховании, разрабатывает предложения о совершенствовании этого законодательства;

- представляет Республику Беларусь в международных организациях по вопросам страховой политики;

- осуществляет иные функции государственного регулирования страховой деятельности.

В целях обеспечения соблюдения требований законодательства о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховых организаций и государства Министерством финансов и его территориальными органами осуществляется государственный надзор за страховой деятельностью на территории Республики Беларусь.

Министерство финансов в пределах своей компетенции осуществляет:

1. надзор за соблюдением страховщиками, страховыми посредниками и объединениями страховщиков требований законодательства о страховании;

2. надзор за выполнением страховыми организациями и страховыми брокерами законодательства об оплате труда;

3. контроль за финансовым состоянием и финансовыми результатами деятельности страховых организаций, в том числе за соблюдением:

- установленных законодательством нормативов, включая норматив расходов на ведение дела;

- минимального размера уставного фонда;

- соотношений между финансовыми активами и принятыми страховыми обязательствами;

- платежеспособности и финансовой устойчивости;

- структуры и размеров тарифных ставок по видам обязательного страхования, включая размеры отчислений в гарантийные фонды и фонды предупредительных (превентивных) мероприятий;

4. другие функции.

При осуществлении государственного надзора за деятельностью страховых организаций Министерство финансов вправе в установленном порядке:

1. проводить проверки соблюдения страховыми организациями, обособленными подразделениями, а также страховыми посредниками требований законодательства о страховании;

2. давать страховым организациям, страховым брокерам обязательные для выполнения предписания об устранении выявленных нарушений;

3. применять к страховым организациям, страховым брокерам, их должностным лицам санкции за нарушения законодательства о страховании;

4. принимать решения о приостановлении или прекращении действия у страховых организаций и страховых брокеров специальных разрешений (лицензий) на осуществление страховой деятельности;

5. обращаться в хозяйственный суд с заявлением об экономической несостоятельности (банкротстве) страховой организации, страхового брокера;

6. получать от страховых организаций, страховых брокеров установленную отчетность по страховой и посреднической деятельности по страхованию, а также иную информацию об их финансово-хозяйственной деятельности, необходимую для выполнения функций надзора за страховой деятельностью, обращаться за получением такой информации в иные государственные органы, банки, небанковские кредитно-финансовые организации, к другим юридическим и физическим лицам;

7. при необходимости назначать обязательную аудиторскую проверку, привлекать для участия в ней экспертов за счет средств страховой организации, страхового брокера;

8. осуществлять иные действия в соответствии с законодательством.

Согласно Гражданскому кодексу Республики Беларусь, страхование осуществляется на основании договоров страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).

По договору страхования одна сторона (страховщик) обязуется при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или третьему лицу (выгодоприобретателю), в пользу которого заключен договор, причиненный вследствие этого события ущерб застрахованным по договору интересам в пределах определенной договором суммы (страховой суммы), а другая сторона (страхователь) обязуется уплатить обусловленную договором сумму (страховой взнос, страховую премию).

По договору страхования могут быть, в частности, застрахованы:

1) риск причинения вреда жизни или здоровью страхователя либо другого названного в договоре гражданина, а также достижение ими определенного возраста или наступление в их жизни иного предусмотренного договором страхового случая (статья 820) - личное страхование;

2) риск утраты (гибели) или повреждения имущества, находящегося во владении, пользовании, распоряжении страхователя или иного названного в договоре выгодоприобретателя (статья 821), либо ущерба их имущественным правам, в том числе риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам (статья 822) - имущественное страхование;

3) риск ответственности по обязательствам, возникшим в случае причинения страхователем вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц (статья 823), или ответственности по договору (статья 824) - страхование ответственности.

На данный момент в Беларуси действуют 25 страховых организаций (их полный перечень представлен в Приложении А), в том числе четыре - осуществляющие виды страхования, относящиеся к страхованию жизни, и одна - специализирующаяся исключительно на перестраховании. Наибольшее количество страховых организаций (11, или 44%) зарегистрировано в форме закрытых акционерных обществ, 8 страховых компаний являются унитарными предприятиями (в том числе и крупнейший страховщик - Белгосстрах), 4 компании функционируют как открытые акционерные общества, ещё две - зарегистрированы в качестве обществ с ограниченной ответственностью.

Контрольные пакеты акций 8 страховых организаций принадлежат государству. При этом для государственных компаний установлено преимущественное, по сравнению с частными, положение. Так, п.1.1 Указа Президента Республики Беларусь "О страховой деятельности" установлено, что государственные органы, государственные юридические лица, а также юридические лица, на решения которых может влиять государство, владея контрольным пакетом акций, осуществляют страхование своих имущественных интересов по видам страхования, не относящимся к страхованию жизни только у страховых организаций - государственных юридических лиц либо юридических лиц, в уставных фондах которых более 50 процентов долей (простых (обыкновенных) или иных голосующих акций) находятся в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц [11]. Кроме того обязательным страхованием в Республике Беларусь вправе заниматься лишь государственные страховые организации.

В Республике Беларусь 12 страховых организаций создано с участием иностранного капитала. При установленной Правительством квоте участия иностранного капитала в совокупном уставном фонде страховых организаций на уровне 30% фактически доля иностранного капитала составляет 2,4%. Кроме того на рынке страховых услуг Беларуси работают 6 страховых брокеров [10].

Таким образом, анализ правовых форм ведения бизнеса в страховой сфере показал, что более высокий уровень развития экономики в странах Западной Европы обусловил большее многообразие форм организации страхового дела. Вместе с тем национальными законодательствами большинства государств установлен чёткий перечень организационно-правовых форм, в которых допускается регистрация страховых компаний, среди них наиболее часто встречается акционерное общество. В государствах СНГ, за исключением Казахстана и Кыргызской Республики, не устанавливаются жёсткие требования к форме организации страховых компаний. В Республике Беларусь с точки зрения количества страховщиков преобладают закрытые страховые общества, а наибольший объём страховых взносов концентрируется страховыми организациями, созданными в форме республиканских унитарных предприятий. Доля иностранного капитала в уставных фондах страховщиков в Республике Беларусь остаётся незначительной.

Отмеченная структура рынка страхования в Республике Беларусь отражает ряд проблем, сложившихся в данном секторе, (доминирование государственной формы собственности, невысокий интерес со стороны иностранных инвесторов и др.). Анализу данных проблем, а также поиску путей и направлений совершенствования страхового дела в Республике Беларусь и посвящён заключительный раздел настоящей работы.

Основные показатели деятельности страховых организаций за 2012 год приведены в Приложении А.

За январь-август 2013 года взносы страховых организаций республики по прямому страхованию и сострахованию составили 4 364,6 млрд рублей. Прирост страховых взносов за январь-август 2013 года по сравнению с аналогичным периодом 2012 года составил 1 614,5 млрд рублей, или 58,7% в текущих ценах.

По добровольным видам страхования за январь-август 2013 года страховые взносы составили 2 524,1 млрд рублей, что на 1 175,6 млрд рублей больше по сравнению с аналогичным периодом 2012 года.

Страховые взносы по обязательным видам страхования за январь-август 2013 года - 1 840,5 млрд рублей, что на 438,9 млрд рублей больше по сравнению с аналогичным периодом 2012 года.

Удельный вес добровольных видов страхования в общей сумме страховых взносов составляет 57,8% (за январь-август 2012 года - 49,0%).

За январь-август 2013 года выплаты страхового возмещения и страхового обеспечения в целом по республике составили 1 772,2 млрд рублей и превысили данный показатель за аналогичный период 2012 года на 463,5 млрд рублей. Уровень страховых выплат в общей сумме страховых взносов за январь-август 2013 года составил 40,6% (за аналогичный период 2012 года - 47,6%).

За январь-август 2013 года страховыми организациями перечислено в бюджет и внебюджетные фонды 458,9 млрд рублей (за январь-август 2012 года - 302,2 млрд рублей), из них 273,7 млрд рублей - налоги и неналоговые платежи в бюджет, 185,2 млрд рублей - платежи во внебюджетные фонды (за январь-август 2012 года - 170,5 млрд рублей и 131,7 млрд рублей соответственно).

Среднесписочная численность штатных работников страховых организаций республики по состоянию на 01.09.2013 составила 9 052 человека (на 01.09.2012 - 9 006 человек) [9].

Для определения основных направлений совершенствования организации страхового дела в Республике Беларусь на современном этапе обозначим ключевые проблемы в отрасли, решение которых будет способствовать её дальнейшему развитию. Среди них наиболее значимыми, по-нашему мнению, представляются:

1) низкая степень охвата белорусского рынка страхованием. Объем востребованных страховых услуг в Беларуси - один из самых низких в Европе. Так, если в Западной Европе сбор страховых премий составляет свыше 600 долларов на душу населения, в соседних Польше и России - 220-230 долларов, то в Беларуси - всего 44 доллара [13];

2) недостаток средств у основной массы потенциальных клиентов и низкая страховая культура населения и руководства предприятий. Высокая инфляция, девальвация в 2011 году также оказали негативное влияние на спрос на страховые услуги. Повышение страховой культуры населения в настоящее время происходит в основном за счет его участия в отношениях со страховыми компаниями по поводу обязательных видов страхования. Что же касается предприятий, то еще со времен СССР государство покрывало производственные потери субъектов хозяйствования за счет бюджета и иных источников. Таких видов страхования, как страхование имущества предприятий и страхование рисков, не существовало вовсе. Многие руководители предприятий (в основном государственной формы собственности) не рассматривали и не рассматривают до сих пор страхование как инструмент, обеспечивающий непрерывность процесса производства. Стоит добавить, что в последнее время ситуация несколько изменилась в лучшую сторону;

3) приоритетное развитие обязательных видов страхования (более 50%). В течение 2007 января-августа 2012 гг. наблюдалась тенденция к снижению доли обязательного страхования в общем объеме страховых взносов, однако оно несущественно (см. рисунок 1). В этой связи следует расширить перечень добровольных видов страхования, которые могут включаться в себестоимость (например, страхование предпринимательских рисков), а также создать привлекательные условия добровольного страхования для населения;

Рисунок 1 Динамика доли взносов от обязательного и добровольного страхования в общей сумме страховых взносов, %

Примечание - Источник: собственная разработка на основе статистических данных [8].

4) недостаточная капитализация страхового рынка. Необходимы стимулы к повышению капитализации страховой отрасли. Первый шаг в этом направлении был сделан путем увеличения требований к минимальному уставному фонду страховщиков. Далее, на наш взгляд, следует обеспечить доступ иностранных инвесторов к накопительным рисковым видам страхования (страхование жизни и дополнительной пенсии), а также отменить либо увеличить норматив расходов по обслуживанию полиса (в настоящее время он составляет 35% от суммы собранных страховых премий [6, c.46]), так как этих средств не всегда достаточно для покрытия расходов. Страховые организации вынуждены покрывать эту разницу за счет собственной прибыли, а не списывать на затраты, что приводит к снижению уровня рентабельности;

5) неравные условия ведения бизнеса для государственных и частных страховщиков, фактически монопольное доминирование БРУСП "Белгосстрах", на долю которого по состоянию на 1.07.2012 приходилось более половины всех поступивших взносов по договорам прямого страхования и сострахования [10]. Требуется создать условия добросовестной конкуренции для страховщиков как государственной, так и частной формы собственности. Равные условия для ведения бизнеса приведут к росту конкуренции, повышению качества обслуживания страхователей, приходу иностранных инвесторов и, следовательно, к росту самого страхового рынка.

Таким образом, страхование регулируется Гражданским кодексом РБ (глава 48 "Страхование"), Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530, иными нормативно-правовыми актами. Государственное регулирование страховой деятельности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Национальным собранием Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством финансов.

В сфере развития страхового рынка в Республике Беларусь наиболее актуальным видится достижение следующих стратегических целей:

1) укрепление устойчивости функционирования страхового рынка;

2) повышение доверия к страховым организациям со стороны национальных и иностранных инвесторов;

3) максимальное приближение к международным стандартам осуществления надзора за страховыми организациями, определенным Международной ассоциацией органов страхового надзора (IAIS).

Достижению указанных целей будет способствовать решение основных задач, включающих:

1) повышение капитализации страховых организаций за счет внутренних и внешних источников;

2) обеспечение стимулирования спроса на страховые услуги, преимущественно по видам добровольного страхования;

3) формирование среды добросовестной конкуренции;

4) совершенствование законодательства о страховании;

5) переход на риск-ориентированный надзор и оценку уровня достаточности капитала страховых организаций на основе принципов, разработанных Международной ассоциацией органов страхового надзора;

6) развитие инфраструктуры страхового рынка и информационных технологий [7, с.15].