Сравнительный анализ механизмов функционирования рынков ценных бумаг России и США

курсовая работа

2.3 Особенности управления рынком ценных бумаг у регуляторов, и активами у профессиональных участников рынка ценных бумаг

Данный пункт в курсовой достаточно важен, так как на рынке ценных бумаг происходит постоянное взаимодействие, двусторонняя связь между профессиональными участниками с одной стороны и контролирующими органами с другой.

Наиболее крупными подразделением Комиссии являются Управление корпоративных финансов, Управление по регулированию рынка и Управление по надзору за законодательством.

Управление корпоративных финансов рассматривает отчеты и документы, предоставляемые компаниями. Основная его задача - поддержание стандартов раскрытия информации. Ежегодно Комиссия получает и обрабатывает более 12 млн страниц документов от 28 тысяч эмитентов, организаторов торговли, брокеров и дилеров и инвестиционных консультантов (через систему EDGAR). Поэтому у Комиссии огромный штаб аналитиков, который осуществляет основную работу по анализу и оценке компаний. При этом особо тщательно они проверяют первые публичные выпуски.

Управление по регулированию рынка занимается вопросами проверки фондовых бирж и инвестиционных институтов. Работает в тесном контакте с региональным управлением.

Широта действий, которые комиссия может предпринять в отношении любого участника рынка ценных бумаг, является сильным инструментом надзора. Она может приостановить торговлю той или иной ценной бумагой на срок до 10 дней и закрыть биржу на срок до 90 дней. Комиссия вправе снять с листинга любую ценную бумагу. Брокеры-дилеры или консультанты могут быть лишены права работать на рынке (временно или навсегда).

Следует также отметить, что Комиссия всегда действует очень осторожно в отношении какого-либо высказывания. Обычно, когда какая-то информация попадает в поле зрения Комиссии, проводится неформальное расследование путем опроса свидетелей. Если расследование указывает на то, что нарушение было совершено, сотрудники комиссии запрашивают у ее руководства формального приказа о начале расследования.

Поэтому необходимо отметить, что аппарат контроля и надзора комиссии работает достаточно слаженно и жестко.

В России после реформы 2004 г была упразднена Федеральная Комиссия по ценным бумагам и создана Федеральная служба по финансовым рынкам [2]. Ее полномочия были если не сужены, то конкретизированы. Основными функциями являются осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпусков ценных бумаг, а также регистрация проспектов ценных бумаг. Второй функцией является раскрытие информации на рынке ценных бумаг. И третьей является осуществление функций по контролю и надзору в отношение эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и саморегулируемых организаций.

Хотя ФСФР и выглядит как мегарегулятор финансовых рынков, она первоначально не имела права осуществлять нормативно-правое регулирование, а должна была заниматься лишь контролем, надзором и лицензированием. Это долгое время привносило на российские рынки ценных бумаг нестабильность. Но затем данная поправка была внесена в закон, которая возвратила ФСФР правомочный контроль над изданием нормативно-правовых актов. В настоящее время также ведется дискуссия о присоединение Центрального Банка к ФСФР, что, на мой взгляд, не является целесообразным, так как орган будет очень раздут и их взаимодействие всегда будет вызывать внутренние проблемы. Законодательство должно быть в этом случае также очень четко и подробно прописано.

Данным органам подчиняются и ориентируются на них все профессиональные участники рынка ценных бумаг. К ним также относятся весь менеджмент данных участников.

Принципиальным отличием данной сферы в США и в России отсутствие полноценного опыта как в сфере управления рынками, так и в сфере управления активами в самих компаниях. Этот дисбаланс является одной из главных проблем российского рынка ценных бумаг. Инвестиционные компании, пенсионные фонды, инвестиционные банки имеют давнюю историю, богаты опыт. Они знают какие направления выбирать, где найти высококвалифицированных менеджеров и сотрудников. В нашей стране существуют все элементы, но они не полностью адаптированы ко всем условиям, не достаточно устойчивы во время нестабильности. Одной из видимых проблем является отсутствие как таковой обособленной образовательной базы в данной области.

На сегодняшний день менеджер в инвестиционной компании - это тот, от которого зависит судьба средств инвесторов, но не в полной степени, так как мы уже говорили о других независящих от него рисков. Из этого можно выделить набор характеристик, которыми менеджер должен обладать:

* Умение принимать решения;

* Способность разрабатывать и выбирать стратегию, соответствующую ситуации;

* Умение правильно анализировать информацию;

* Осведомленность в экономической, политической, социальной системах общества;

* Психологически- эмоциональная устойчивость.

Данные характеристики являются фундаментальными для всех менед-жеров в сфере управления денежными средствами, независимо от иерархической принадлежности в компании.

Как следствие, можно сказать, что квалифицированный и подготовленный кадровый и руководящие составы, а также четко проработанной и надежной стратегии являются гарантом сохранения средств инвесторов.

В данном пункте специально указано на то, что регулирующие и регулируемые стороны обладают определенными особенностями, которые влияют тем или иным образом на развитие рынка ценных бумаг. В данном случае видно, как в сфере регулирования, так и в сфере самих участников наблюдается существенное отставание российских элементов от американских коллег.

Таким образом, необходимо сделать выводы из второй главы.

Определили показатели, по которым проводится сравнительный анализ рынков ценных бумаг США и России. В результате этого было выявлено, что количество национальных листинговых эмитентов России в разы меньше чем у США и представлено в основном компаниями нефтегазового сектора. Но так имеется положительная динамика в росте эмитентов, то следует ожидать качественных изменений на российском рынке ценных бумаг.

Средства институциональных инвесторов крайне малы, что представлено в анализе. Это является замедляющим фактором роста российского рынка ценных бумаг, в частности привлечения долгосрочных инвестиций и нехватки средств и отсутствия инициативы вложений в основной капитал.

В США основным контролирующим органом рынка ценных бумаг является Комиссия по ценным бумагам и биржам. Наиболее крупными подразделением Комиссии являются Управление корпоративных финансов, Управление по регулированию рынка и Управление по надзору за законодательством.

В России после реформы 2004 г была упразднена Федеральная Комиссия по ценным бумагам и создана Федеральная служба по финансовым рынкам. Данный орган до сих пор существенно реформируется и наделяется более широкими полномочиями.

В США профессиональные участники рынка ценных бумаг имеют полноценный опыт в сфере управления в отличии от российских участников. Также одна из проблем является отсутствие эффективного взаимодействия между контролирующими органами и контролируемыми.

Делись добром ;)