logo
Социально-экономическая сущность страховой защиты

Введение

Страхование - одна из самых древнейших категорий общественно-экономических отношений. Основной предпосылкой, обусловившей появление социального страхования, была и остается рисковая природа человеческого существования. Тема социальной защиты населения не теряет совей актуальности и сейчас, так как значительную часть населения страны составляют социально незащищенные группы, нуждающиеся в постоянной поддержке со стороны государства.

Социальное страхование представляет собой универсальную финансовую систему, позволяющую компенсировать действие рисков за счет перераспределения национального дохода в пользу отдельных групп населения с учетом меры социального риска и трудового вклада в формирование национального дохода. [5] Размер индивидуальных выплат определяется с учетом личного вклада каждого в общий фонд. Социальное страхование не является коммерческим. Все доходы, поступающие в фонд должны направляться на социальные цели. Как известно, социальное страхование в России появилось немного позже, чем в западных странах. Обязательное социальное страхование работников в России было введено 2 июня 1903 г. императором Николаем II, принявшим "Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств на предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности". Эта дата считается официальным днем основания системы социального страхования в России. Позже, в 1912 году, были приняты первые законы - "Об обеспечении рабочих на случай болезни" и "О страховании рабочих от несчастных случаев".

Послереволюционные положения о социальном обеспечении трудящихся не нашли своей полной реализации и обеспечение занятого на предприятиях населения осуществлялось, в основном, в виде натурального продовольственного и вещевого довольствия.

С 1922 года социальное страхование трудящихся стало осуществляться за счет обязательных страховых взносов, которые уплачивались предприятиями. В 1929 году государственное социальное страхование обрело единый бюджет. В 1931 году при реорганизации социального страхования была введена выплата пособий непосредственно на предприятиях, положившая начало зачетному принципу (в счет уплаты страховых взносов), начато финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха в специализированных учреждениях (санатории, пансионаты, дома отдыха), а также финансирование детских оздоровительных лагерей. С 1933 года социальное страхование перешло под управление советских профсоюзов.

Новый этап в развитии социального страхования в Российской Федерации начался в трудной экономической обстановке перехода к рыночным отношениям.

С 1 января 1991 года на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года 600/9-3 "О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР" был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 года № 101 было утверждено Положение о Фонде, которое с последующими изменениями и дополнениями, действует и в настоящее время. [11]

Экономический аспект страховой защиты заключается в создании страховых фондов за счет средств лиц, страхующих свою жизнь и здоровье от различного рода социальных рисков, с целью возмещения ущерба тем, кто принимал участие в формировании этих фондов. То есть компенсация ущерба пострадавшим осуществляется за счет взносов лиц, участвовавших в формировании конкретных страховых фондов.

Исходя из вышеизложенного целью данной работы является:

· выявление сущности социального страхования;

· определение механизма работы органов социальной защиты в РФ;

· установление экономической сущности социального страхования и источников его финансирования в РФ.

Также планируется провести анализ деятельности Федерального фонда обязательного социального страхования, Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ.

социальная защита страхование внебюджетный