logo
Современное состояние банковской системы Республики Казахстан

2.2 Денежно--кредитная политика

Суть денежно-кредитной политики сводится к тому, что Нацбанк регулирует экономику, определяя конечные и промежуточные цели и используя монетарные инструменты. При осуществлении денежно-кредитной политики выработаны некоторые основополагающие принципы, которые получили название монетарной конституции. К их числу относятся следующие:

эмиссия денег должна быть отделена от бюджетных проблем;

исключается монетизация дефицита государственного бюджета и государственного долга, крайне нежелательно прямое кредитование правительства НБ;

денежно-кредитная политика не должна решать задачи фискальной политики.

Практика показывает, что денежно-кредитная политика может быть успешной при здоровой фискальной политике, ограничении государственных расходов, преодолении дефицита государственного бюджета. Национальным банкам в наиболее развитых странах запрещено финансирование дефицита государственного бюджета.

Неблагополучие фискальной политики вызывает подрыв денежно-кредитной политики и может привести к финансовому кризису.

В экономике могут возникать ситуации, когда граница между фискальной и монетарной политикой становится размытой.

Рынок ценных бумаг в Казахстане в 90-е гг. XX в. в очень малой степени выполнял задачи денежно-кредитной политики. Он использовался в первую очередь для финансирования государственного долга. Государство не в состоянии было собрать достаточные налоги и компенсировало слабость фискальной политики выпуском краткосрочных государственных ценных бумаг. Если денежно-кредитная политика начинает выполнять несвойственные ей функции, то она становится квазиденежно-кредитной политикой.

Эмиссия денег может быть элементом денежно-кредитной или фискальной политики в зависимости от того, какие задачи она решает. Эмиссия денег для монетизации бюджетного дефицита является квазибюджетной политикой. Однако эмиссия, вызванная ростом ВВП, относится к денежно-кредитной политике.[3;284]

Цели денежно-кредитной политики

К конечным целям (таргетам) относится обеспечение экономического роста, полной занятости, стабильности цен и равновесия платежного баланса.

Чтобы выполнить конечные цели Национальные банки обычно устанавливают промежуточные цели (таргеты). К ним относятся показатели, движение которых Нацбанк способен контролировать. Промежуточные таргеты должны предсказуемым образом быть связаны с движением конечных таргетов. На практике идеальных таргетов не существует, приходится выбирать между возможностью контролировать и свойством предсказуемости взаимоотношений промежуточных и конечных таргетов.

Таргетирование предложения денег было широко распространено в конце 70-х - начале 80-х гг. XX в. Считалось, что имеется стабильная связь между ростом предложения денег и темпом инфляции. Однако использование в качестве промежуточного таргета предложения денег имело два недостатка. Во-первых, это вело к изменению ставки процента, поскольку ЦБ не могут одновременно фиксировать предложение денег и ставку процента. Фиксация ставки процента вынуждает ЦБ изменять предложение денег в соответствии с величиной спроса. Если ЦБ предпочитает фиксировать предложение денег, то спрос на деньги регулируется движением ставки процента. Фиксирование ставки процента имеет то преимущество, что позволяет избежать эффекта вытеснения, вызываемого ее повышением. Но в долгосрочном периоде ЦБ может потерять контроль над объемом предложения денег. Считается, что ЦБ не в состоянии точно контролировать этот параметр. Движение ставки процента способно не только дать представление о том, много или мало денег в экономике, но и влиять на объем денежной массы.

Во-вторых, традиционная связь между предложением денег и инфляцией нарушалась частично вследствие финансового дерегулирования и появления новых финансовых инструментов, которые сделали сирое на деньги непредсказуемым.

Следующим промежуточным таргетом является валютный курс. Страны с высоким уровнем инфляции привязывают свою валюту к валюте страны с низким уровнем инфляции. На практике это приводит к тому, что денежно-кредитная политика страны оказывается в подчинении политики страны с низкой инфляцией. Многие развивающиеся страны фиксируют валютный курс по отношению к доллару. Свобода движения капитала через национальные границы приводит к тому, что привязка валютного курса к движению валюты другой страны становится подверженной атакам спекулянтов.

Центральные банки осуществляют валютные интервенции. Они покупают и продают иностранную валюту, чтобы поддержать валютный курс. Однако валютные интервенции не всегда эффективны. Совокупные валютные резервы развитых стран на конец 2001 г. составили 2021,5 млрд долл. Оборот иностранной валюты на мировом валютном рынке составляет 1,2 трлн долл. ежедневно.

Промежуточным таргетом может быть прямо и непосредственно уровень инфляции. Все больше и больше центральных банков используют этот таргет: банки Австралии, Британии, Канады, Новой Зеландии и Швеции.

Европейский Центральный Банк (ЕЦБ) имеет в качестве одной из целей «стабильность цен». Национальный банк Казахстана также стал устанавливать пределы инфляции.

К концу XX в. центральные банки не только пришли к соглашению, что стабильность цен должна быть главной целью денежно-кредитной политики, но многие из них фактически достигли стабильности. Таргетирование инфляции имеет некоторые позитивные черты. Они заключаются в том, что обеспечивается прозрачность, ответственность ЦБ за осуществление денежно-кредитной политики. В то же время определение уровня инфляции в качестве цели денежно-кредитной политики создает определенные трудности. Поскольку реализация денежно-кредитной политики происходит с определенным лагом, ЦБ должны базировать свою политику на долгосрочных прогнозах инфляции, надежность которых невелика.

Ряд экономистов обращает внимание также на то, что инфляционные таргеты базируются на движении потребительских цен. Между тем инфляция затрагивает и цены на товары производственного назначения. Особенно важно для ЦБ принимать во внимание изменение цен на финансовые активы.

Инфляция цен финансовых активов способна привести к кризисной ситуации. Ряд экономистов предлагает таргетировать финансовые переменные непосредственно. Однако в отличие от цены леполагания инфляции очень сложно определить количественные параметры финансовой стабильности. Поэтому трудно предсказать, когда изменение цен финансовых активов начнет угрожать финансовой стабильности.

Одним из важных таргетов в современных условиях является совокупная задолженность в данной стране, включающая долги государства, фирм и населения. Ряд экономистов полагает, что показатель задолженности более точно характеризует состояние финансовой сферы, чем денежная масса или ставка процента. Население и фирмы способны увеличить свой платежеспособный спрос за счет кредитов. Центральные банки не в состоянии непосредственно контролировать объем кредитов. Показатель совокупной задолженности более полно характеризует объем предложения денег, чем традиционные показатели - денежная масса или ставка процента.[3;285]

Проблемы денежно-кредитной политики

Денежно-кредитная политика имеет ряд достоинств. Она относительно свободна от политического давления. Ей присуща определенная гибкость.

В XXI в. осуществление денежно-кредитной политики становится все более сложным делом. Нередко центральные банки в экономической литературе уподобляются средневековым навигаторам. Они действуют в мире с высокой степенью неопределенности, без надежных карт и компасов. Вследствие задержек с публикацией статистических данных они не знают точно, в какой ситуации находится в данный момент экономика. Одним из источников неопределенности являются трудности, связанные со структурными изменениями в экономике (финансовая либерализация, технологические изменения, вызьшающие рост производительности труда). Проблемы возникают в связи с количественной оценкой разрыва между фактическим и потенциальньім ВВП, а также между ним и инфляцией. Практика США и Евросоюза показывает, что превышение фактическим ВВП потенциального на 1% повышает уровень инфляции на 0,25-1%. В Японии воздействие разрыва еще более неопределенно.

Неопределенность также создается потому, что некоторые макроэкономические показатели невозможно измерить. К их числу относятся ожидания. Между тем они играют важную роль в определении цен финансовых активов, валютного курса, курса облигаций, цен на товары и услуги.

Банки первого уровня в последние годы подчеркивают степень неопределенности в формулировании денежно-кредитной политики. Например, определяются высший и низший пределы допустимого уровня инфляции. Прогнозируя будущее развитие экономики, ЦБ разрабатывают варианты поведения макроэкономических показателей. Повышенное внимание к неопределенности объясняется еще и тем, что от ЦБ требуют большей прозрачности в деятельности. Обычная практика количественного определения ценовой стабильности сделала жизненно необходимым для ЦБ разъяснение причин возможной неудачи в достижении объявленных целей.

Центральные банки некоторых стран стремятся уйти от целеполагания денежных агрегатов или валютного курса и ограничиться характеристикой общего направления движения экономики.

В последние два десятилетия состояние неопределенности возросло, благодаря финансовому дерегулированию и финансовым инновациям.

Финансовое дерегулирование привело к тому, что различие между финансовыми институтами стало стираться. Снижение удельного веса коммерческих банков в активах финансовых компаний ослабило воздействие центральных банков на экономику, так как в основном это воздействие осуществлялось через коммерческие банки.

Финансовая революция исказила традиционные формы предложения денег. Население помещало сбережения не в коммерческие банки, а в новые финансовые инструменты, предлагаемые институциональными инвесторами.

Но наиболее сложной оказалась проблема измерения инфляции. Какие цены должны были принимать во внимание центральные банки - должны ли пытаться стабилизировать цены финансовых активов (акций и облигаций) или цены товаров и услуг.

ЦБ во многих странах встретили серьезные трудности в оценке уровня цен финансовых активов, их реакции на изменение став-л процента и других монетарных показателей.

Денежно-кредитная политика в современных условиях сталкивается с очень сложной проблемой. Регулирование экономики, ннаправленное на поддержание стабильности цен, противоречит регулированию деятельности фондовой биржи. Борьба с инфляцией предполагает повышение ставок процента. Однако такое действие способно обрушить фондовый рынок, так как повышение ставок прцента ведет к понижению курсов ценных бумаг. Чтобы подпекать развитие фондового рынка, ЦБ может понизить ставку процента, однако такие действия увеличивают опасность инфляции.

Монетарная политика может быть рестриктивной или экспансионистской. В нервом случае ЦБ повышает ставку процента, ограничивает предложение денег, повышает норму обязательных резервов и ставку рефинансирования. Во втором случае ставка процента снижается, предложение денег возрастает, норма обязательных резервов снижается, происходит понижение ставки рефинансирования.

В Казахстане проведение кредитно-денежной политики полностью находится в компетенции Национального банка. В отличие от России, где Государственная Дума неоднократно пыталась подчинить ЦБ РФ основному монетарному правилу, в Казахстане подобной проблемы нет. Независимость Национального банка Казахстана является важным индикатором рыночного характера экономики. Парламент и Правительство, однако, могут требовать от Национального банка разъяснений или отчета по проводимой кредитно-денежной политике.

Банки первого уровня должны обладать определенной свободой действий и соответствующей гибкостью для реагирования на изменения, конъюнктуры экономики.[3;295]