logo
Современная банковская система РФ

1.1 Основные этапы развития банковской системы РФ

Банковская система является неотъемлемой частью экономики любого государства, так как банки представляют собой структурную, основную единицу сферы денежного обращения. Банки организуют денежный оборот и кредитные отношения, финансируют различные области экономики, осуществляют страховые операции, производят всевозможные операции с ценными бумагами, посреднические сделки и управление имуществом. Банки являются и источником кредитов для органов управления, домашних хозяйств, источником краткосрочного заемного капитала предприятий. Банковские депозиты представляют главный источник денег для транснациональных операций и инструмент государства по стабилизации экономики.

Банки являют собой финансовый институт, предоставляющий широкий спектр услуг, относящийся к кредитам, сбережениям, платежам. Банк - это юридическое лицо, которое осуществляет банковскую деятельность, в том числе, привлекает денежные средства юридических и физических лиц, размещая их на условиях срочности, платности и возвратности, осуществляет расчетные операции. В основе банковской деятельности лежит идея функционирования как специфического предприятия.

Эволюция развития банковской системы России происходила на протяжении длительного периода времени и переживала определенные изменения, пока не сформировалась ее нынешняя структура. Проследим основные этапы этого эволюционного развития.

Зарождение российских банков уходит в эпоху Великого Новгорода (XII-XV вв.). Уже в то время осуществлялись банковские операции, принимались денежные вклады, выдавались кредиты под залог и т.д.

До 1861 г. банковская система России была представлена, в основном, дворянскими банками и банкирскими фирмами. Первые кредитовали помещиков под залог их имений, вторые - промышленность и торговлю. Процветало ростовщичество, функционировали фондовые биржи.

После отмены крепостного права банковская система России получила бурное развитие: был создан государственный банк, возникли общества взаимного кредита.

До начала первой мировой войны и октябрьской революции, Россия имела развитую кредитную систему, которая включала: Государственный банк, коммерческие банки, общества взаимного кредита, городские общественные банки, учреждения ипотечного кредита, кредитную кооперацию, сберегательные кассы, ломбарды.

Ведущая роль принадлежала Государственному банку и акционерным банкам. Общества взаимного кредита и городские общественные банки осуществляли кредитование средней и мелкой торгово-промышленной буржуазии. В состав учреждений ипотечного кредита входили два государственных земельных банка, 36 губернских и городских кредитных обществ. Земельные банки предоставляли преимущественно долгосрочные кредиты помещикам и зажиточным крестьянам. Губернские и городские кредитные общества выдавали ссуды под залог земли и городской недвижимости.

В 1917 г., в результате национализации, были конфискованы акционерные капиталы частных банков, которые перешли в государственную собственность, что в свою очередь привело к образованию государственной монополии на банковское дело. Впоследствии произошло слияние бывших частных банков и Госбанка России в единый Государственный банк РСФСР, ликвидированы ипотечные банки и кредитные учреждения, обслуживающие среднюю и мелкую городскую буржуазию и, в конце концов, были запрещены операции с ценными бумагами.

В период НЭП вместе с развитием товарных отношений и рынка произошло частичное возрождение разрушенной в годы революции и гражданской войны кредитной системы. Однако процесс возрождения воспроизвел только два уровня, которые представлены на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Организационная структура кредитной системы в послереволюционной России

Из данных рисунка 1.1. легко заметить, что в период НЭП монопольное положение занимал Госбанк. Вместе с тем существовала разветвленная сеть коммерческих банков и кредитных учреждений, находящихся в частной и коллективной собственности.

Однако в 30-е годы произошла очередная реорганизация кредитной системы, следствием которой стало ее чрезмерное укрупнение и централизация [7].

Вместо разветвленной кредитной системы остался лишь один уровень, который был представлен Госбанком, Строительным банком, Банком для внешней торговли и системой сберкасс. За рамки кредитной системы была вынесена система страхования. Банковская система была органически встроена в командно-административную модель управления и находилась в административном подчинении у правительства и, прежде всего, у министерства финансов. Таким образом, в СССР сложилась банковская система, основанная на следующих принципах: государственная монополия на банковское дело; слияние всех кредитных организаций в единый общегосударственный банк, сосредоточение в нем всего денежного оборота страны.

Реорганизация банковской системы 1987 года носила прежний административный характер. Банки продолжали базироваться на прежней единой форме собственности государства.

На первом этапе монополию четырех банков сменила олигополия нескольких. В новую банковскую систему вошли: Госбанк, Агропромбанк, Промстройбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк и Внешэкономбанк. Из них были вновь созданы только Агропромбанк и Жилсоцбанк, остальные оказались прежними банками, лишь реорганизованными и переименованными. Данная реформа проводилась в отсутствии новых экономических механизмов. Банки по-прежнему субсидировали предприятия и отрасли, скрывая их низкую рентабельность, т.к. не существовало выбора кредитного источника.

Второй этап банковской реформы в СССР относится к 1988-1990 гг. Этот этап отмечен отходом от монополизма, так как были созданы первые коммерческие банки на паевых и кооперативных началах. Первый такой банк появился в августе 1988 г., когда был принят Закон о кооперации в СССР, предусматривающий возможность создания кооперативных банков и ТОО на паевых началах. Через два года Госбанк СССР зарегистрировал 400 коммерческих и кооперативных банков.

1.2 Современное состояние банковской системы Российской Федерации

Третий этап банковской реформы, по нашему мнению, начался 2 декабря 1990 г. с принятием Законов «О Центральном банке Российской Федерации» [1] и «О банках и банковской деятельности» [2], а также принятию ряда нормативных документов по регулированию деятельности коммерческих банков.

В результате этих действий была создана двухуровневая банковская система в Российской Федерации, которая представлена на рис. 1.2.

Кредитная система, как и любая отрасль народного хозяйства, нуждается в соответствующей организации звеньев, иерархичности структуры. Как правило, выделяются центральный управленческий орган, а также низовые или функциональные органы.

В соответствии с функциональной специализацией, объемом и количеством предоставляемых отдельной хозяйственной единицей кредитно-финансовых услуг, ядро кредитной системы составляет банковская система, на которую падает основная нагрузка по кредитно-финансовому обслуживанию хозяйственного оборота, а единым органом, координирующим деятельность кредитных институтов, является Центральный (эмиссионный) банк, выполняющий функции управления процессами организации кредитно-расчетного и финансового обслуживания хозяйства.

Однако, прямое и непосредственное воздействие и регулирование, контрольные и надзорные функции Центральный банк выполняет только по отношению к банковским учреждениям, а также иным институтам, специализирующимся на чисто банковских операциях и имеющим соответствующую лицензию Центрального банка. На остальные звенья кредитной системы Центральный банк и его учреждения могут оказывать только косвенное воздействие.

Рис. 1.2. Структура кредитной системы России на современном этапе

В настоящее время в России становление двухуровневой банковской системы идет по двум направлениям: с одной стороны, созданы коммерческие банки и различные финансовые организации, выполняющие кредитные функции, с другой - усиливается роль контролирующего и регулирующего их деятельность Центрального банка, который работает не с хозяйствующими субъектами, а с коммерческими банками.

Взаимоотношения между этими уровнями строятся на двух принципах: нормативно регулирующая деятельность Центрального банка не противоречит законодательству о банках; Центральный банк административно не вмешивается в текущую деятельность коммерческих банков.

Началу четвертого этапа качественных преобразований банковской системы России, по нашему мнению, послужило принятие Федеральных законов Российской Федерации от 27 июня 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» и от 3 февраля 1996 года № 17-ФЗ «О внесении изменений и дополнений» в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» (с изменениями от 31 июля 1998 г., 5 и 8 июня 1999 г., 19 июня и 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г.). [7]

Существующая двухуровневая банковская система страны предопределяет наличие определенных функций у организаций, составляющих ее уровни. Таких как:

Центральный (эмиссионный) банк занимает особое место, выполняя роль главного координирующего и регулирующего органа всей банковской системы страны.

Центральный банк (ЦБ) осуществляет следующие функции [1]:

- монопольно выпускает деньги в обращение;

- хранит временно свободные средства и обязательные резервы других банков, т.е. выполняет роль «банк банков»;

- выполняет роль «кредиторов последней инстанции», т.е. предоставление кредита только в случае его недоступности на приемлемых условиях в другом месте, в основном на краткосрочные нужды;

- осуществляет безналичные расчеты в общенациональном масштабе;

- ведет кассовое исполнение бюджета и кредитует государство;

- регулирует курс национальной валюты и координирует зарубежную деятельность частных банков своей страны;

- хранит централизованный золотой и валютный запас;

- устанавливает экономически обоснованные лимиты и нормативы деятельности банков, в т.ч. официальной ставки ЦБ по кредитам;

- проводит научные исследования;

- определяет правовые основы и принципы функционирования кредитно-финансовых институтов, рынков краткосрочных и долгосрочных кредитных операций, а также видов платежных документов, обращающихся в стране;

- формирует эффективный механизм денежно-кредитного регулирования экономики.

Наделение ЦБ указанными полномочиями позволяет обеспечить эффективное функционирование двухуровневой банковской системы. Для реализации перечисленных функций ЦБ, необходима обширная сеть региональных учреждений и центральный аппарат.

Главная задача кредитно-денежной политики ЦБ - поддержание стабильной покупательной силы национальной валюты и обеспечение эластичной системы платежей и расчетов.

В то же время, политика ЦБ является одной из важнейшей частей регулирования всей экономики государства. Во второй половине ХХ века сложился «магический четырехугольник» целей регулирования экономики: обеспечение стабильных темпов экономического роста, стабильной национальной валюты, занятости и равновесия платежного баланса. В последние годы к ним добавилась задача достижения экологического равновесия.

Достижение этих целей Центральный банк осуществляет с помощью следующих основных инструментов кредитно-денежной политики:

- дисконтной политики (изменение учетной ставки);

- изменение норм обязательных резервов;

- операции на открытом рынке;

- контроль за денежной массой.

Дисконтная политика, или изменение учетной ставки, представляет собой изменение своеобразной цены дополнительных ресурсов, предоставляемых ЦБ остальным банкам.

В случае «перегрева» конъюнктуры и ускорения роста цен ЦБ проводит политику «дорогих денег», повышает учетную ставку и тем самым сокращает спрос на кредиты со стороны коммерческих банков, а, следовательно, и их клиентов и уменьшает количество денег в обращении, снижает рост цен, замедляет инвестиции и рост производства и может провоцировать рост безработицы.

Повышение учетной ставки свидетельствует об ожесточении кредитной политики. И, наоборот, при «охлаждении» конъюнктуры, стагнации производства и увеличении безработицы, ЦБ проводит либеральную или экспансионистскую кредитно-денежную политику: снижает учетную ставку, удешевляет кредиты и расширяет их, а, значит, увеличивает количество денег в обращении, стимулирует инвестиции и рост производства, сокращая при этом и безработицу.

Другим важным инструментом кредитно-денежной политики Центрального банка являются обязательные резервы, которые кредитные учреждения должны хранить в ЦБ.

В Российской Федерации, начиная с 1 мая 2006 года, Положением ЦБ РФ от 30 марта 2006 года, устанавливаются следующие нормы отчислений в фонд обязательных резервов: по счетам до востребования и срочным обязательствам коммерческого банка до 30 дней - 18 %, по срочным обязательствам свыше 30 дней до 90 дней - 14 %, свыше 90 дней - 10 %. [11].

С 11 января 2007 года Центральный банк России издает указания № 731-У «Об изменениях нормативов обязательных резервов кредитных организаций и Сберегательного банка Российской Федерации и проведения внеочередного регулирования размера обязательных резервов» по состоянию на 1 января 2004 года. Этим указанием устанавливаются следующие нормативы обязательных резервов депонируемых в Центральный банк России по привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте в размере 10 %., по денежным средствам физических лиц, привлеченным во вклады (депозиты), в валюте Российской Федерации - в размере 7 %, которые действуют без изменений до настоящего времени [12].

Суть регулирования этим рычагом сводится к тому, что в случае «перегрева» конъюнктуры и нежелательного роста цен ЦБ увеличивает нормы обязательных резервов и сокращает возможности кредитования, а значит, и размеры денежной массы, сдерживает рост производства и цен. И наоборот, снижение нормы приводит к «подогреву» экономики с вытекающими из этого последствиями. Однако, перегиб в регулировании резервирования (повышение и так уже завышенных процентов обязательных резервов) может привести к нежелательным последствиям, а не к тому, что действительно необходимо в экономической и финансовой ситуации страны.

Несмотря на всю важность этих двух инструментов, не они сегодня «делают погоду» в кредитно-денежной политике ЦБ. Дело в том, что механизм применения их довольно громоздок, требует большой работы в каждом кредитном учреждении, носит разовый, а в случае с обязательными резервами - принудительный характер. Это иногда ведет к отрицательным последствиям.

Главным инструментом кредитно-денежной политики ЦБ во многих странах становятся операции на открытом рынке. Суть этого инструмента состоит в покупке или продаже ценных бумаг ЦБ за свой счет. Покупая ценные бумаги, ЦБ увеличивает количество денег в обращении, продавая, - изымает часть их из обращения.

Операции на открытом рынке приобретают решающее значение в силу того, что это - более гибкий инструмент регулирования по сравнению с политикой дисконта и обязательных резервов. Он носит сугубо добровольный характер и, как правило, перманентный - в зависимости от состояния экономики и кредитно-денежного рынка.

С помощью указанных инструментов ЦБ удается в определенной степени влиять и управлять инфляцией. Но одними только этими инструментами победить инфляцию невозможно. Тем более что российская инфляция имеет глубокие, специфические корни: глубокие диспропорции нашей экономики; преобладание отраслей, добывающих сырье и производящих средства производства; огромный дефицит государственного бюджета, ошибки в проведении экономических реформ. Поэтому, усилия ЦБ по стабилизации цен, конечно важны, но совершенно недостаточны для того, чтобы победить этот пока самый страшный недуг нашей экономики. Более того, сама кредитная система страны оказалась заложницей инфляции и не может функционировать нормально.

Коммерческие (не эмиссионные) банки - это второй уровень банковской системы и в то же время это - костяк кредитной системы, который концентрирует основную часть ее кредитных учреждений. Их деятельность довольно велика, поэтому их еще называют универсальными банками. Сегодня коммерческие банки способны предложить клиенту до 200 видов разнообразных банковских продуктов и услуг.

В последнее время банки все активнее осуществляют нехарактерные для них операции, внедряясь в нетрадиционные для банков сферы финансового предпринимательства, включая лизинг, факторинг, форфейтинг и иные виды кредитно-финансового обслуживания.

Деятельность специализированных банков ориентирована на предоставление, в основном, одного - двух видов услуг для большинства своих клиентов. Все специализированные банки можно классифицировать на основании критерия специализации (рис. 1.3.).

Четкое разграничение специализации банков является необходимым, так как оно принципиальным образом влияет на характер деятельности банка, определяет особенности формирования активов и пассивов, построение баланса банка, а также специфику организации работы с клиентурой [8].

Рис. 1.3. Классификация специализированных банков

В настоящее время в банковской системе России наблюдается сокращение числа банков. За 2011 год число действующих банков сократилось на 33 единицы и на 1 января 2012 года составило 922 единиц. Для сравнения, в 2010 году число банков, покинувших рынок, равнялось 52 единицам, а в 2009 - 51 (таблицы 1.1. и 1.2., рис. 1.4.).

Таблица 1.1.

Число банков

На 01.01.12

На 01.01.11

На 01.01.10

На 01.01.09

Действующие кредитные организации

978

1012

1058

1108

Из них банки

922

955

1007

1058

И банковские КО

56

57

51

50

Число кредитных организаций с иностранным участием

230

220

226

221

Из них со 100%

76

80

82

76

И свыше 50%

37

31

26

26

Таблица 1.2.

Динамика числа банков

Изменение за 2011 год

Изменение за 2010 год

Изменение за 2009 год

Изменение за 2008 год

Действующие кредитные организации

-34

-46

-50

-28

Из них банки

-33

-52

-51

-34

И банковские КО

-1

+6

+1

+6

Число новых КО

+3

+1

+9

+12

Число кредитных организаций с иностранным участием

+10

-1

+5

+19

Из них со 100%

-4

-1

+6

+13

И свыше 50%

+6

+1

0

+3

Число присоединенных банков

+17

+19

+14

+5

Рис. 1.4. Число действующих банков в РФ

В 2012 году может быть отозвано больше лицензий, чем в 2011, так как с 1 января 2012 года вступило более жесткое требование по объему собственного капитала. Еще за два месяца до вступления его в законную силу в России было 150 банков с объемом собственного капитала, не отвечающим новым требованиям (более 180 млн. руб.).

Наибольшее количество банков находится в центральном федеральном округе (57,8%) (рис. 1.5.).

Рис. 1.5. Региональная структура банков на 1 января 2012 года

В 2011 году общий объем активов кредитных организаций вырос на 23,1% или на 7,82 трлн руб. в абсолютных величинах. Темпы роста, показанные в 2011 году, были намного больше, чем в предыдущие два года - в 2010 году активы увеличились на 15%, а в 2009 - всего на 5%. Однако до кризиса ежегодный рост активов был на уровне 30-50%. Всего в 2011 году рост активов наблюдался у 85% всех работающих в стране банков (рис. 1.6.и 1.7.).

Рис. 1.6. Объем активов в банковской системе России

Рис.1.7. Темпы роста активов

На 1 января 2012 года совокупный объем активов российских банков составил 41,6 трлн руб. При этом отношение банковских активов на начало 2012 года к ВВП за 2011 год составило 76,6%, против 75,9% по итогам 2010 года.

Структура активов российских банков в 2011 году претерпела достаточно сильные изменения. В первую очередь можно отметить резкий рост ссудной задолженности с 65,6% на 1 января 2011 года до 69% к концу года. Эта новая тенденция, так как в 2010 году доля ссудного портфеля в активах заметно снижалась. Также в 2011 году была заметна тенденция сокращения ликвидных активов. Если на 1 января 2011 года в денежных средствах банки хранили 2,7% активов, то на 1 января 2012 года - только 2,3%. Объем средств на счетах в ЦБ РФ за год сократился на 0,8 процентного пункта (таблица 1.3.).

Таблица 1.3.

Структура активов

1.01.12

1.01.11

Изменение в 2010 году в п. п.

1.01.10

1.01.09

Денежные средства, драгоценные металлы и камни

2,3%

2,7%

-0,4

2,7%

3,0%

Счета в Банке России

4,2%

5,4%

-1,2

6,0%

7,4%

Корреспондентские счета в банках

2,4%

2,5%

-0,1

2,9%

4,4%

Ценные бумаги, приобретенные банками

14,9%

17,2%

-2,3

14,6%

8,4%

Кредиты и прочие ссуды

69,0%

65,6%

-3,4

67,5%

71,2%

Основные средства, нематериальные активы

2,3%

2,6%

-0,3

2,7%

1,9%

Прочие активы

4,9%

4,0%

0,9

3,6%

3,7%

В 2011 году общий объем кредитов, депозитов и других размещенных средств российских банков увеличился на 29,6% или на 6,56 трлн руб. в абсолютных величинах. Темпы роста кредитов оказались заметно выше темпов роста активов, что и предопределило рост этого компонента в структуре активов с 65,6% на 1 января 2011 года до 69,0% на 1 января 2012 года. На 1 января 2012 года объем суммарного кредитного портфеля российских банков составил 28,7 трлн руб., при этом на кредиты нефинансовым организациям приходилось 61,8% кредитного портфеля. Задолженность физических лиц перед банками составила 5,56 трлн руб., что в структуре кредитного портфеля составляет 19,4% (рис. 1.8.).

Рис. 1.8. Объем кредитного портфеля в банковской системе России

В 2011 году пассивы банковской системы России выросли на 23,1% или на 7,82 трлн руб. в денежном эквиваленте. И если в 2010 году основной прирост был увеличением привлеченных денежных средств у населения, то в 2011 году заметную роль играли юридические лица и средства, привлеченные у ЦБ (табл.1.4).

Таблица 1.4.

Структура пассивов

1.01.12

1.01.11

Изменение в 2010 году в п. п.

1.01.10

1.01.09

Фонды и прибыль банков

11,9%

12,8%

-0,9

12,8%

11,1%

Средства, полученные от Банка России

2,9%

1,0%

1,9

4,8%

12,0%

Средства организаций на расчетных, текущих и прочих счетах

12,8%

14,3%

-1,5

13,1%

12,6%

Депозиты юридических лиц

20,1%

17,9%

2,2

18,6%

17,6%

Средства на счетах физических лиц

28,5%

29,0%

0,5

25,4%

21,1%

Выпущенные долговые обязательства

3,7%

4,0%

-0,3

3,9%

4,0%

Кредиты, депозиты и иные средства, полученные от других банков

11,0%

11,1%

-0,1

10,6%

13,0%

Прочие пассивы

9,1%

9,9%

-0,8

10,8%

8,6%

Рекордной для банковской системы России в 2011 году стала полученная прибыль по итогам года. Тем самым продолжилась тенденция, взявшая свое начало в 2010 году, когда прибыль фактически утроилась по сравнению с результатом 2009 года. По итогам 2011 года банки России заработали 848 млрд руб., что на 247 млрд руб. или в 1,5 раза больше результата 2010 года, и на 643 млрд. руб. или в 4 раза больше результата 2009 года (рис. 1.9.).

банковский операция контроль кредитный

Рис. 1.9. Прибыль российских банков

2. Деятельность и функции Центрального банка РФ