Рынок банковских карт в России: анализ и перспективы развития

дипломная работа

1.1 История и этапы технологического развития банковских карт

Предшественниками современных банковских карт были карточки, которые выпускали крупные американские отели, нефтяные компании и магазины в начале ХХ века. Эти товарные карточки имели два назначения - следить за счетом клиента и обеспечить механизм записи его покупок. Их появление было логическим продолжением оплаты в рассрочку.

С 1914 года торговые предприятия стали выпускать карточки для самых богатых клиентов, чтобы привязать их к своей сети магазинов и продавать им наиболее дорогие товары. В начале 1920-х нефтяные компании стали выпускать "карты учтивости" (courtesy cards), с помощью которых водители могли делать покупки на любой бензоколонке. В 1928 году начался выпуск Charga-Plates, пластинок с выбитым адресом. В следующие 30 лет крупные компании предложили такие нововведения, как минимальная месячная плата, плата за финансовые услуги, 30-дневный период отсрочки по платежам - и все ради максимального дохода от операций по картам.

Жесткая конкуренция заставила компании пойти на значительные расходы и начать эмиссию кредитных карт. В 1936-м году растущая индустрия авиаперевозок, возглавляемая American Airlines, предложила собственную кредитную схему, получившую название Universal Air Travel Plan (UATP). Сначала выпускалась купонная книжка против депозита клиента, а затем кредитный план развился в операцию, схожую с операцией по кредитной карте.

Эра современной универсальной кредитной карты началась в 1949 году с образования Diners Club.А. Блумингдейл, Ф. Макнамара и Р. Снайдер представили план нового типа карт. Эта карта, став универсальной, позволяла бы делать покупки в торговых точках по всей стране. Важным пунктом плана было введение третьей стороны в кредитных операциях. Diners Club становилась посредником между покупателем и фирмой, обеспечивая кредит одному и другому и беря плату за услуги. Со стартовым капиталом всего в 75 тысяч долларов, Блумингдейл, Макнамара и Снайдер начали свое дело. Прибыль они предполагали получать с фирмы-продавца, которая должна была давать им 7 % скидки с суммы покупки, а также с владельца карты в виде ежемесячной платы (процент за неоплаченную часть баланса был впоследствии введен компаниями банковских кредитных карт).

Однако потенциальные клиенты не спешили становиться держателями карты, пока ее не стали принимать повсюду. Продавцы же не хотели участвовать в этой программе, поскольку не видели спроса на карты. Их также не устраивал размер скидки за кредит, которую требовала Diners Club. Еще одним препятствием для универсальных карт стало сопротивление со стороны авиакомпаний, нефтяных компаний и крупных торговых фирм, выпускавших свои карты. Они не желали давать скидку третьей стороне и боялись, что новая карта ослабит их отношения с клиентами.

Несмотря на трудности, основатели Diners Club были уверены в успехе. После войны в Америке начался бурный рост индустрии кредита. Впервые большая часть американцев стала зарабатывать больше, чем это требовалось для основных нужд. За Diners Club появились T&E (Travel&Entertainment) - компании карт, занимающиеся туризмом и развлечениями. К 1957 г. в США было уже 26 банков-эмитентов банковских карт, в программах которых участвовало 754 тыс. держателей и около 11 тыс. торговцев. Объем платежей составлял 400 млн. долл. в год [7, с.18].

В 1958 г. American Express, крупнейшая компания дорожных чеков, и Carte Blanche одновременно вышли на рынок универсальных кредитных карт. В этом же году первый и второй банки страны - Bank of America и Chase Manhattan Bank также приступили к операциям с кредитными картами. Однако Сhase Manhattan был вынужден продать свои операции в 1962 г. Причинами этого были сложности при передаче информации, мошенничество и злоупотребления. Основным же препятствием в этом бизнесе стало отсутствие единой общенациональной сети, что особенно било по мелким банкам, развивавшим локальный рынок карт.

Объем операций с BankAmericard в 1961-1967 гг. возрос с 75 до 335 млн. долларов, количество держателей карт увеличилось с 1 до 2,7 млн. человек, число участвующих в программе торговцев - с 35 до 83 тыс. В 1966 г. Bank of America начал выдавать лицензии другим банкам на проведение операций с картами BankAmericard. К 1970 г. уже 3300 банков стали участниками новой системы. К ней примкнули и некоторые крупные зарубежные банки.

Решение о расширении операций на всю страну встретило противодействие других крупных банков и привело к образованию в 1967 году второй национальной системы карт, получившей название Interbank Cards Association - ICA). Эту ассоциацию отличало то, что ее участники на первых порах обладали самостоятельностью в решении оперативных вопросов. На их карточках принадлежность к ассоциации обозначалась буквой "i". Затем, однако, последовала неизбежная стандартизация и централизация контроля. Банки перешли к выпуску единой карты - Master Charge. В 1970 г. три четверти участников ICA выпускало эту карточку.

В конце 1960-х Bank of America и Interbank провели совместную кампанию рассылки карт по почте. За короткое время число держателей карт увеличилось на миллионы. Одновременно происходил стремительный рост числа фирм, связанных с национальными системами карт. Это заставило банки, выпускавшие независимые карты, присоединяться к одной из двух национальных систем. К 1978 году более 11 тысяч банков присоединились к одной или к двум системам. Годовые продажи достигли 44 млрд. долларов, 52 млн. американцев владели по крайней мере двумя банковскими картами [7, с. 20].

Возникла необходимость в разработке правил, регулирующих деятельность банков с картами. Федеральная комиссия США по торговле в 1970 году приняла решение запретить рассылку по почте не затребованных клиентом карт. В 1972 г. Федеральная резервная система США стала первым учреждением, регулирующим индустрию карт. Закон 1973 года обеспечил защиту владельцев карт от несанкционированного использования счетов и информации по картам. В 1977 г. было запрещено использование расовой принадлежности, пола, вероисповедания, национального происхождения или супружеского положения в качестве критерия для разрешения или отказа в кредите.

Americard поменяла имя на VISA в 1976 году. Цель - международное признание. MasterCharge в 1980 году стала MasterCard. С 1969 по 1981 год число банков, присоединившихся к MasterCard увеличилось с 4461 до 12504, присоединившихся к VISA - с 3751 до 12518 [7, с.22]. Первоначально и VISA и MasterCard запрещали практику выпуска банком обеих карт. Однако под давлением судебных властей, обвинявших компании в нарушении антитрестовского законодательства, банки получили право выпускать две карты одновременно.

Число карт VISA в 1980 г. достигло 73 млн., а годовой объем операций - 1 млрд. долларов. К 1991 году в обороте находилось 105 млн. карт VISA, а объем операций достиг 171 млрд. долларов. Быстрыми темпами росли и масштабы операций MasterCard: в 1980 г. - 55 млн. карт, объем операций - 10,4 млрд. долларов, в 1990 г. - 90 млн. карт и 99 млрд. долларов [7, с.24].

Конкуренция возрастала и в T&E индустрии. Обладая превосходящими ресурсами, American Express быстро обошла своих конкурентов Diners Club и Carte Blanche. К 1970 у нее было в два раза больше клиентов, чем у первой и в четыре раза больше, чем у второй. В середине 70-х разрыв еще больше увеличился: держателей карт American Express было в 7,5 раз больше, чем у Diners Club и в 10 раз больше, чем у Carte Blanche. Клиенты не видели смысла иметь более одной карты T&E - и ей становилась American Express. Diners Club и Carte Blanche были куплены CityBank, способным серьезно соперничать с American Express. Несмотря на это, у последнего сейчас в 12 раз больше клиентов, чем Diners Club и Carte Blanche вместе взятых.

Развитие карточных операций в Европе повторяет процесс становления американской системы платежных карт. Кредитные карты существовали здесь с начала 1950-х, когда British Hotel & Restaurant Association выпустила карту BHR. Среди американских компаний, действовавших в Европе, доминировала Diners Club.

В 1966 г. Barclay bank заключил соглашение с Americard о сотрудничестве, что позволило использовать инфраструктуру американской ассоциации для введения Barclaycard в международный оборот. В начале 1970-х гг. другие банки Великобритании - National Westminster, Lloyds и Midland bank, обеспокоенные успехами Barclay bank, приступили к организации второй общенациональной сети кредитных карт. Учрежденная ими компания Joint Credit Card Company Ltd выпустила в 1972 г. карту Access. Немного позднее этой компанией было заключено соглашение с MasterCard в Великобритании, а Access начала приниматься в торговых учреждениях-контрагентах MasterCard во многих странах мира.

MasterCard была менее успешной в Японии. JCB-банк, дочернее предприятие American Express, возглавлял рынок, имея в два раза больше клиентов, чем VISA и MasterCard вместе взятые. Япония, несмотря на поздний старт индустрии карт, обошла к 1980 г. все европейские страны и вышла на второе место после США по количеству карт.

Ассоциация MasterCard явилась разработчиком ряда технических и организационных новинок, которые были впоследствии переняты другими компаниями банковских карт. В частности, она первой в 1983 г. поместила на карте лазерную голограмму, что затруднило подделку и существенно повысило надежность карт. В 1984 г. ассоциация ввела в эксплуатацию две мощные коммуникационные системы, обеспечивающие обмен информацией и осуществление расчетов: Banknet (авторизация и денежные расчеты для 5 млн. торговых предприятий) и сеть электронных терминалов в торговых точках "МАРР" (MasterCard Point-of-Sale-Programm) с мощностью 11 млн. операций в день. В 1987 г. ассоциация купила крупнейшую в Северной Америке сеть банкоматов Cirrus. В 1988 г. MasterCard подписала соглашение о сотрудничестве с Eurocard International, переименованной впоследствии в Europay International. Этот шаг позволил MasterCard значительно расширить количество участников системы и сферу применения карт, что усилило ее конкурентные позиции в европейском регионе и других частях мира.

Europay International была образована в сентябре 1992 года в результате слияния трех компаний - Eurocard International, Eurocheque International и Eurocheque International Holdings. В капитале компании участвуют финансовые институты 22 стран Европы. Она специализируется на предоставлении участникам платежных услуг по расчетам банковскими картами и еврочеками. Соглашение с MasterCard создало объединенную инфраструктуру, включающую банки, предприятия торговли, банковские автоматы и электронные терминалы.

В 1994 г. карты MasterCard выпускали и обслуживали 21,7 тысяч банков и финансовых организаций во всех частях мира. Так, в Канаде их было 626, в Европе - 7691, в Латинской Америке - 339, 314 в Азии и 96 - в странах Африки. Сегодня количество ассоциированных торговых предприятий и учреждений сервиса, принимающих карты ассоциаций MasterCard и Europay, достигает 12 млн. (в Европе - 3 млн.). Общий годовой объем операций составил в 2007 году 320,6 млрд. долларов, а количество карт в обращении - 227,9 млн. (из них около 100 млн. - карты системы Europay) [28, с.11].

Структура управленческих органов международных карточных ассоциаций определяется масштабами их деятельности. Так, VISA имеет несколько дирекций, каждая из которых отвечает за деятельность ассоциации в определенном районе мира. MasterCard имеет единый совет директоров, но треть мест в нем принадлежит иностранным финансовым институтам. Эта ассоциация располагает представительствами в семи европейских странах. Международные системы активно проводят операции между собой.

Итак, банковские карты занимают серьезное место в мировых платежных системах. При этом платежные схемы с участием карт имеют принципиальные различия.

Делись добром ;)