logo
Роль Национального банка в регулировании банковской системы в Республике Беларусь

3.1 Особенности денежно-кредитной политики Республики Беларусь

В Республике Беларусь в практике денежно-кредитного регулирования все шире используется инфляционное таргетирование -- ежегодное определение целевого показателя инфляции. Оно зародилось как реакция на утрату эффективности таргетирования денежных агрегатов.

Законодательством Беларуси установлено, что главнейшей задачей Национального банка является выработка и проведение денежно-кредитной (монетарной) политики белорусского государства, направленной на обеспечение внутренней и внешней устойчивости белорусского рубля и поддержание стабильных цен. Для достижения этих целей Национальный банк должен располагать самостоятельностью и автономией среди других властных государственных структур. Мировой опыт свидетельствует, что степень независимости центрального банка влияет на большинство макроэкономических показателей, прежде всего на уровень стабильности цен, а также экономический рост и уровень безработицы. Наиболее независимыми от законодательной и исполнительной властей являются центральные банки Германии, Швейцарии и США. В этих странах на протяжении десятилетий среднегодовой уровень инфляции является весьма низким.

В таблице 3.1 приведена динамика кредитования банковской системой отраслей экономики и населения.

Таблица 3.1 - Динамика кредитования банковской системой отраслей экономики и населения, 2005-2012 гг

Показатель

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Остатки задолженности-всего

9107,4

12496,5

19699,9

29029,8

44830,8

63724,3

88921,1

148020,6

В том числе

Краткосрочные

4737,2

6064,0

9050,4

7041,7

12172,0

17837,7

22209,1

36139,4

В процентах к итогу

52,0

48,5

45,9

24,3

27,2

28,0

25,0

24,4

Долгосрочные кредиты

4370,2

6432,5

10649,2

21988,1

32658,8

45866,6

66712,8

111881,2

В процентах к итогу

48,0

51,5

54,1

75,7

72,8

72,0

75,0

75,6

Просроченная и пролонгированная задолженность по кредитам

265,1

179,2

194,9

183,4

280,6

595,6

653,0

711,0

Примечание. Источник: [13, с. 544].

Из данных таблицы 3.1 прослеживается тенденция к возрастанию доли долгосрочных кредитов в общей структуре выданных кредитов.

При этом доля краткосрочных кредитов снизилась с 52,0% до 24,4%. Имеет место рост просроченной и пролонгированной задолженности по кредитам с 265,1 до 711,0 млрд. руб.

В таблице 3.2 приведена статистика кредитования банковской системой отраслей экономики и населения в национальной валюте

Таблица 3.2 - Кредитование банковской системой отраслей экономики и населения в национальной валюте (на начало года, миллиардов рублей), 2005-2012 гг

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Остатки задолженности

по выданным кредитам - всего

5121,6

7883,4

13058,8

18122,6

30999,1

44911,2

69664,6

89590,4

в том числе:

краткосрочные кредиты

2656,7

3728,4

5731,6

3726,2

8101,6

11228,9

16024,5

16407,9

в процентах к итогу

51,9

47,3

43,9

20,6

26,1

25,0

23,0

18,3

долгосрочные кредиты

2464,9

4155,0

7327,2

14396,4

22897,5

33682,3

53640,1

73182,5

в процентах к итогу

48,1

52,7

56,1

79,4

73,9

75,0

77,0

81,3

Просроченная и пролонгированная задолженность по кредитам

97,0

98,4

122,8

103,2

162,1

382,4

205,4

283,2

Примечание. Источник: [13, с. 514].

Из данных таблицы 3.2 следует, что на протяжении анализируемого периода остатки задолженности по краткосрочным кредитам снижались, а по долгосрочным увеличивались.

Просроченная и пролонгированная задолженность по кредитам выросла с 97 до 283,2 млрд. руб.

В таблице 3.3 приведена динамика остатков задолженности по кредитам по отраслям экономики.

Таблица 3.3 - Остатки задолженности по кредитам банков, выданным отраслям экономики (на начало года, миллиардов рублей), 2005-2012 гг

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Остатки задолженности по выданным кредитам - всего

7165,3

9188,9

14192,9

21009,2

32176,9

47686,1

66122,5

115877,4

в том числе:

промышленность

3261,3

3698,2

5371,5

7791,9

12247,1

19557,4

21556,3

23561,5

сельское хозяйство

1145,7

1667,4

2865,3

4162,4

6936,1

10964,1

11253,6

12563,6

строительство

192,5

248,8

424,8

780,7

1466,4

2153,3

2312,0

2452,1

торговля и общественное питание

656,3

904,2

1521,6

2343,8

3154,8

4552,3

4852,3

5121,3

жилищное и коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения

228,5

277,8

324,1

298,4

238,1

494,7

502,6

532,2

прочие

1681,0

2392,5

3685,6

5632,0

8134,4

9964,3

10022,1

11285,6

Примечание. Источник: [14, с. 515].

Из данных таблицы 3.3 следует, что наибольший объём выданных кредитов приходится на промышленность, почти в 2 раза меньше - на сельское хозяйство. Причём на эти две отрасли приходится больше половины всех кредитов.

При этом имеет место рост остатков задолженностей по выданным кредитам с 7165,3 до 115877,4 млрд. руб.

В таблице 3.4 приведена статистика остатков задолженности по краткосрочным кредитам в разрезе отраслей экономики.

Таблица 3.4 - Остатки задолженности по краткосрочным кредитам банков, выданным отраслям экономики (на начало года, миллиардов рублей), 2005-2012 гг

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Остатки задолженности по краткосрочным кредитам - всего

4083,8

4818,0

6644,7

6888,8

11851,1

17440,6

21624,2

35443,5

в том числе:

промышленность

2343,7

2674,9

3727,9

3704,7

6764,1

9893,1

11236,5

13502,6

сельское хозяйство

256,3

272,4

385,1

505,0

915,5

1436,5

2530,3

2219,9

строительство

102,5

140,0

218,0

187,6

342,3

638,5

806,3

1031,8

торговля и общественное питание

557,1

750,7

1124,1

1037,5

1844,7

2539,5

5085,7

7668,4

жилищное и коммунальное хозяйство

132,6

138,1

127,9

88,6

119,6

306,0

512,3

596,1

прочие

691,6

841,9

1061,7

1365,4

1864,9

2627,0

1060,9

1011,0

Примечание. Источник: [14, с. 516].

Из данных таблицы 3.4 следует, что по краткосрочным кредитам большая доля приходится на промышленность - более половины всех выданных краткосрочных кредитов. Второй по размеру краткосрочных кредитов является отрасль торговли и общественного питания.

При этом место рост остатков задолженностей по выданным кредитам с 4083,8 до 35443,5 млрд. руб.

В таблице 3.5 приведена динамика долгосрочных кредитов по отраслям экономики.

Таблица 3.5 - Остатки задолженности по долгосрочным кредитам банков, выданным отраслям экономики (на начало года, миллиардов рублей), 2005-2012 гг

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Остатки задолженности по долгосрочным кредитам - всего

3081,5

4370,9

7548,2

14120,4

20325,8

30245,5

36294,6

в том числе:

промышленность

917,6

1023,3

1643,6

4087,1

5483,0

9664,4

11597,3

сельское хозяйство

889,4

1394,9

2480,3

3657,5

6020,6

9527,6

11433,1

строительство

90,0

108,8

206,8

593,2

1124,1

1514,9

1817,9

торговля и общественное питание

99,2

153,6

397,5

1306,3

1310,1

2012,8

2415,4

жилищное и коммунальное хозяйство

95,9

139.7

196,1

209,9

118,5

188,6

226,3

прочие

989,4

1550,6

2623,9

4266,4

6269,5

7337,2

8804,6

Примечание. Источник: [14, с. 546].

Из данных таблицы 3.5 следует, что промышленность и сельское хозяйство занимают наибольший удельный вес в структуре выданных долгосрочных кредитов.

При этом место рост остатков задолженностей по долгосрочным кредитам с 3081,5 до 30245,5 млрд. руб.

В таблице 3.6 приведена динамика основных макроэкономических показателей в Республике Беларусь.

Таблица 3.6 - Основные социально-экономические показатели Республики Беларусь за 2002-2011годы

Основные показатели

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Валовой внутренний продукт, трлн.руб.

26138

36565

49992

65067

79267

97165

128829

136790

163011

274282

В % к предыдущему году

105,0

107,0

111,4

109,4

110,0

108,6

110,0

100,2

107,6

105,3

Примечание. Источник: [15].

Увязывая макроэкономические показатели таблицы 3.6 с динамикой учётной ставки и нормативов обязательных резервов можно сделать вывод что понижение учётной ставки и норм обязательного резервирования способствовало экономическому росту в РБ.

Депозиты в иностранной валюте увеличились с 10204,4 млрд. руб. на 1.01.2011 до 15599,1 млрд.руб. на 1.08.2011, причём весь прирост пришёлся на 1 полугодие, а с 1.06 наблюдается сокращение депозитов в иностранной валюте. Существенно увеличилась сумма ценных бумаг выпущенных банками в иностранных валютах с 211,6 млрд. руб., на 1.01.2011 до 960,2 млрд. руб. на 1.08.2011.

Таблица 3.7 - Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования в 2005-2011 годах

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Инвестиции в основной капитал - всего

10783,4

15095,8

20374,1

26053,3

29321,3

31201,2

33521,1

кредитов банков

1541,8

2261,4

3845,4

5242,3

7801,3

8204,2

33496

кредитов банков

14,3

15,0

18,9

20,1

22,1

23,0

25,1

Примечание. Источник: [16].

После начала мирового финансового кризиса условия выдачи кредитов ужесточились.

В Республике Беларусь в 2012 году право на получение льготных кредитов сохраняется для ветеранов боевых действий на территории других государств, для осуществляющих строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек. На льготные кредиты могут рассчитывать трудоспособные совершеннолетних члены семьи нанимателя жилого помещения социального пользования государственного жилого фонда в случае его смерти или выезда на постоянное проживание в другое жилое помещение, не имеющие в пользовании жилого помещения государственного жилого фонда на основании договора найма либо в собственности другого жилого помещения в данном населенном пункте общей площадью 15 кв.м. и более (в г.Минске - 10 кв.м. и более) на одного человека. Данное право также имеют совершеннолетние члены семьи умершего (погибшего, признанного безвестно отсутствующим) нанимателя служебного жилого помещения государственного жилищного фонда; совершеннолетние молодые граждане, являющиеся лауреатами специального фонда президента по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов или специального фонда президента по поддержке талантливой молодежи. На льготные кредиты могут рассчитывать талантливые молодые ученые, которым были назначены стипендии президента Республики Беларусь, судьи и прокурорские работники, а также молодые семьи, имеющие двоих несовершеннолетних детей.