Анализ специфики и сущности тенденции развития нормативно-правовой базы о государственном обязательном страховании

курсовая работа

1.5 Развитие обязательного страхования в субъектах Российской Федерации (на примере Республики Башкортостан)

Страхование как экономический институт в регионах формируется под влиянием общероссийских и внутрирегиональных экономических факторов. Вполне закономерным является тот факт, что лидерами по количеству компаний, объемам страховых взносов и страховых выплат являются регионы-лидеры по социально-экономическому развитию. Здесь не встретить депрессивных и кризисных территорий, бедных сбережениями и накоплениями.

Согласно данным Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, по уровню социально-экономического развития в 2000 г. (при выведении комплексной оценки учитывались 13 социально-экономических показателей) Республика Башкортостан относилась к регионам с развитием выше среднего (в данную группу вошло 25 субъектов) и находилась на 14 месте среди 89 субъектов РФ.

По оценке рейтинга потребительского потенциала регионов России, проведенной Академическим центром «Российские исследования» и консалтинговым агентством «Эксперт-регион», Республика Башкортостан занимала 4 место по потребительскому потенциалу среди 89 субъектов РФ

Несмотря на достаточно высокий уровень социально-экономического положения, Республика Башкортостан не входила в число регионов-лидеров по развитию страхования. При построении рейтинга не использовались данные по поступлениям инорегиональных компаний и приведены сведения только по совокупным сборам страховщиков, зарегистрированных в конкретных субъектах Российской Федерации. Например, известно, что в Томской области (она занимает в данном рейтинге 24 место) в 2001 г. инорегиональными и местными страховщиками было собрано больше страховых сборов, чем в РБ - 2 088 млн руб. Также известно, что в Пермской области (17 место в данном рейтинге) общая сумма, собранная региональными компаниями и филиалами, составила 1 518,3 млн руб.

На основании данной информации есть все основания утверждать, что Республика Башкортостан занимала еще более низкую ступень рейтинга среди других субъектов РФ. Об этом свидетельствует и тот факт, что доля Республики Башкортостан на российском рынке страхования из года в год уменьшалась. Если в 1993г. она составляла 1,1%, то в 2001 г.-0,4%.

Тенденции, сформировавшиеся на страховом рынке РБ к 2001 г., получили дальнейшее развитие в течение последующих пяти лет. Введение в действие закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в июле 2003 г. только обострило противоречия между региональными и федеральными субъектами страхового рынка, а также ускорило процесс вытеснения местных компаний.

Важно отметить, что сокращение количества компаний и «укрупнение» (объединение мелких) характерно для всего страхового рынка РФ, т.к. это явление является неотъемлемой частью процесса становления и развития рыночных отношений. Кроме того, либеральные условия допуска на рынок в 90-е гг. привели к появлению чрезвычайно большого числа страховых компаний с низким уровнем капитализации. Со второй половины 90-х гг. началось уменьшение числа страховых организаций с одновременным наращиванием уставного капитала.

За последнее десятилетие наблюдался значительный рост совокупного уставного капитала страховых компаний как на территории РБ, так на всем российском рынке.

В 2005 г на развитие страхового рынка России существенно повлияли два фактора. Во-первых, это значительное сокращение сборов страховой премии по страхованию жизни, связанное с изменением налогового законодательства, что привело к сокращению объемов «псевдострахования». И, во-вторых, реализация закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Страховые премии по добровольным и обязательным видам в РФ в 2004 г. составили 471,6 млрд рублей. Динамика абсолютного показателя совокупных страховых премий свидетельствует о существенном замедлении темпов роста до 9% по сравнению с 44% в 2003 г.. Снижение темпов роста произошло, главным образом из-за сокращения страховых премий по страхованию жизни (на 32% по сравнению с 2003 г.). Под влиянием изменений в налоговом и страховом законодательстве страховые организации резко уменьшили объемы налогосберегающих схем.

В то же время, падение страховых премий по страхованию жизни было во многом компенсировано притоком страховых премий по ОСАГО (49 млрд рублей по сравнению с 23 млрд 2003 г), несмотря на вытеснение определенной части суммы страховых взносов по добровольному страхованию автогражданской ответственности.

Общие сборы страховой премии по рынку Башкортостана в 1 полугодии 2005 г. составили 2 125 294 тыс. руб., из них региональные СК собрали 877 146 тыс. руб. (или 41,3% рынка), а федеральные -1 248 148 тыс. руб. (или 58,7 % рынка).

Как было отмечено ранее, в настоящий момент наблюдается достаточно серьезное сокращение страховых премий по страхованию жизни в РФ. Эти тенденции обусловлены прежде всего очищением рынка от «серых схем». Снижение объема страхования жизни РБ составило 83,6%. РГС-Аккорд потерял свою долю, в прочем как РИСК и СК Бастра, ВСК. Компания УралСиб вообще ушла из этой отрасли, создав специализированную компанию по страхованию жизни.

В отрасли личного страхования на рынке РБ в 2005 г. также произошли значительные изменения. Общие сборы по рынку составили 610 482 тыс. руб., рост к 2004 г. - 143,8 %, что превышает средний уровень роста по РФ. Прежде всего, это связано с активизацией деятельности СК УралСиб при слиянии банковского и страхового бизнеса УралСиб получил доступ к обширной клиентской базе банка УралСиб. В данном банке обслуживается значительная часть предприятий республики.

Доля одного из лидеров регионального рынка Башкортостана СГ ОАО СОГАЗ снизилась на 18%. Это связано с тем, что данная СК занималась, прежде всего, обслуживанием системы ОАО «Газпром», В 2005 г. она сделала ставку на развитие «рыночного страхования» (данная страховая группа наряду с обслуживанием компании СОГАЗ начинает все более активно работать с другими юридическими лицами).

Обязательное страхование осуществляется в силу закона и зависит во многом от «нерыночных» факторов, поэтому по росту его показателей нельзя судить о развитости свободных региональных страховщиков. По активности работы страховщиков по обязательным видам, а также по доле обязательных видов в совокупных сборах можно сделать предположение о степени страховой культуры региона. К сожалению, в списке 25 лидеров РФ по обязательному страхованию нет Башкортостана. Однако, как положительный момент, можно отметить тот факт, что РБ занимает 16 место среди субъектов Федерации по показателю совокупной страховой премии и не имеет высокой доли обязательного страхования в структуре страховой премии. Страхование в Республике Башкортостан: ретроспектива и анализ./ Сафуанов Р.М.. Уфа: Гилем, 2007-Стр.150-161.

Таким образом, рынок страхования России за последнее десятилетие стремительно развивался. Изменились не только валовые, количественные, но и качественные показатели, произошло определенное очищение рынка, доля «классического» страхования увеличилась. Можно констатировать, что меры, предпринятые Правительством РФ для борьбы с «псевдострахованием» путем изменений страхового и налогового законодательства, оказались эффективными и смогли привести к сокращению использования страхования как инструмента для оптимизации налогообложения предприятий и организаций.

На страховом рынке Башкортостана наблюдаются все тенденции общего развития российского страхования. Однако к негативным факторам можно отнести вытеснение региональных страховщиков, так как основной рост в сборах страховой премии достигается за счет деятельности инорегиональных компаний. Доля местных страховщиков снижается, следовательно, денежные потоки уходят из республики, снижаются средства, вкладываемые в региональную экономику. Следствием сокращения количества региональных страховщиков стали закрытие Башкирской территориальной инспекции страхового надзора Минфина РФ и передача функций надзора в инспекцию по Приволжскому федеральному округу, что не способствует эффективному государственному надзору за развитием страхования в Башкортостане.

Для баланса интересов также необходимы поддержка республиканских органов власти, разработка дополнительных мер по повышению заинтересованности страховщиков в развитии экономики Башкортостана.

обязательное страхование правовой

Делись добром ;)