logo
Реализация технологий обеспечения возвратности кредита

1.2 Методы обеспечения кредитов

Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) - крупнейшее бюро кредитных историй в Российской Федерации. Создано в марте 2005 года по инициативе Ассоциации российских банков (АРБ) и работает на основании федерального закона №218-ФЗ «О кредитных историях».

Со дня своего основания НБКИ консолидирует кредитную информацию, предоставленную банками, микрофинансовыми организациями (МФО), кредитными потребительскими кооперативами (КПК), ломбардами и другими кредиторами. Число партнеров НБКИ-источников информации постоянно увеличивается, что обеспечивает максимально возможную репрезентативность данных в базе НБКИ. В НБКИ хранятся сведения практически обо всех заемщиках, имеющих действующие или уже погашенные кредиты, проживающих в крупных городах страны и небольших населенных пунктах.

НБКИ на сегодняшний день обладает самой большой базой кредитных историй, и при этом много внимания уделяет созданию и совершенствованию современных решений, помогающих кредиторам повышать эффективность управления рисками, улучшать качество кредитных портфелей, противодействовать кредитному мошенничеству. Наиболее востребованные кредиторами разработки НБКИ - это скоринг-бюро , система мониторинга финансового поведения заемщиков «Сигнал 2.0» , верификация паспортных данных по базам государственных органов , инструменты предотвращения кредитного мошенничества, в частности, система «НБКИ-AFS» (Anti Fraud Service) и скоринговая карта, ранжирующая кредитные заявки по вероятности кредитного мошенничества, - Anti Fraud Score. Этими услугами активно пользуются и крупные кредиторы, и организации, ведущие умеренную кредитную активность или только начинающие работу на кредитном рынке . Следует отметить, что при разработке продуктов и услуг для кредиторов НБКИ активно сотрудничает с крупнейшей международной компанией FICO. Подавляющее большинство предложений НБКИ на российском рынке уникально и не имеет аналогов по производительности и эффективности.

НБКИ и его услуги хорошо известны не только кредиторам, но и заемщикам. Десятки тысяч россиян ежемесячно обращаются в НБКИ за своими кредитными историями. Онлайн-проверка кредитной истории в интернете или обращение в офис банка-партнера НБКИ - наиболее популярные способы получения кредитной истории и консультаций. НБКИ постоянно расширяет сеть партнеров, предоставляющих кредитные истории населению. Благодаря этому у заемщиков есть возможность получать свои кредитные истории во всех регионах Российской Федерации.

На сегодняшний день в России функционирует более 30 БКИ. Все они абсолютно разные по масштабам: в одних собрано несколько тысяч досье заемщиков, в других - несколько миллионов. Самая большая база кредитных историй хранится в Национальном БКИ. В Национальное Бюро Кредитных Историй обязательно попадают данные о заемщиках ведущих банков России, например, Сбербанка или Альфа банка. Другие крупные игроки рынка: «Инфокредит», Приволжское бюро кредитных историй, «Экспириан-Интерфакс», Северо-Западное бюро кредитных историй. В базах данных этих организаций находится около 90% всей информации о российских заемщиках.

Существуют и региональные БКИ. В целях экономии такие организации выкупают информацию только заемщиках из конкретного региона. Конечно, бывают случаи, когда иногородние жители находятся в длительной командировке, в конце концов, человек может сменить место жительства. Поэтому в случае необходимости БКИ подает запрос в то бюро, где может храниться история заемщика. Обмен информацией между бюро - привычная практика.

Схема взаимодействия банка и бюро следующая.

1. Заемщик обращается за кредитом в коммерческий банк. Банк запрашивает разрешение клиента на получение его кредитного досье из базы БКИ. Заемщик должен предоставить банку письменное разрешение.

2. Банк отправляет запрос в БКИ, с которым он имеет договорные отношения.

3. БКИ формирует кредитный отчет на основании информации, полученной от других банков.

4. На основе полученного отчета банк принимает решения о выдаче либо отказе в предоставлении кредита.

Сегодня банки проверяют клиентов по базе БКИ (при наличии разрешения заемщика) в 100% случаев, взаимодействие между банком и бюро, чаще всего, автоматизировано. Например, у Национального Бюро Кредитных Историй есть сайт с закрытой частью и web-сервисами, которые доступны лишь сотрудникам банка-партнера. Заходя на сайт, сотрудник вводит ФИО, паспортные данные заемщика и практически мгновенно получает ответ. Во многих банках установлена программа «Рабочее место кредитного менеджера», которая сама делает запрос в НБКИ и получает ответ, в результате, на проверку по базе бюро уходит около минуты.

Коллемкторское агемнтство, также известно как долговое агентство (от англ. сollection -- сбор) -- агентство, профессионально специализирующееся на внесудебном взыскивании просроченной дебиторской задолженности и проблемной задолженности, а также бизнес, целью которого является способствование производству платежей по задолженностям физических и юридических лиц. Большинство коллекторских агентств существуют и работают как агенты кредитора, и собирают долги за вознаграждение, формирующееся согласно количеству собранных финансовых средств в форме выплаты заранее определённых процентов от общей суммы взысканной задолжности.

Понятие коллекторского агентства пришло в Россию из Соединенных Штатов Америки. Фактически, коллекторское агентство представляет собой посредника между кредитором и должником, берущего на себя обязательство проводить работу по возврату долга за определённый процент. Нередко сами агентства могут выступать в качестве кредитора, когда первоначальный кредитор переуступает агентству право требования по долгу по договору цессии -- продаёт долг.

Первые коллекторские агентства в России создавались как дочерние предприятия банков и работали исключительно с задолженностями перед банками-учредителями этих агентств. Таким, к примеру, было Агентство по сбору долгов при банке «Русский стандарт», зарегистрированное в 2001 году. Активно же на открытый рынок специализированные коллекторы стали выходить сравнительно недавно. На российском рынке услуг коллекторские агентства появились в 2004 году. Первое профессиональное коллекторское агентство в России -- ЗАО «ФАСП» -- было зарегистрировано 9 августа 2004 года. В сообществе взыскателей эта дата неофициально стала считаться датой образования отрасли взыскания проблемной задолженности в РФ. В 2014 году отрасль отметит свое 10 - летие.

Коллекторские агентства (временами ассоциирующиеся у общественности со «скупщиками долгов») приобретают задолженности у кредиторов, по тем или иным причинам не сумевших взыскать их самостоятельно, за некоторый процент от общей суммы взыскиваемого задолженности, и затем взыскивают с должника всю сумму задолжности или даже сумму плюс «интерес» дополнительно к общему балансу. Кредиторы, являющиеся, как правило, финансовыми организациями и крупными торговыми сетями, отсылают задолженности своих кредитованных пользователей из группы дебиторской задолженности. Разница между полученной суммой и полной стоимостью долга списывается как потеря. Агентства, владеющие долгом (англ. First party agencies), обычно подключаются к возврату долга на ранней стадии просрочки, так как в это время увеличивается вероятность разрешения конфликта с наименьшими затратами сил и времени, и отличаются наибольшей интенсивностью усилий, направленных на достижение данной цели.

Существует и вторая схема: коллекторское агентство работает с финансовой организацией-кредитором без заключения договора о выкупе задолженностей (англ. Third party agencies). По этой схеме должник по-прежнему совершает выплаты по задолженности организации-кредитору, а долговое агентство получает вознаграждение в размере установленного процента от общей суммы собранного. В соответствии с видом взыскиваемой агентством задолженности, сумма вознаграждения колеблется в пределах от 10 % до 50 %, хотя стандартным является размер вознаграждения от 15 % до 35 %.

Этапы работы с должниками

1 этап. Телефонные звонки используются коллекторами на раннем этапе взыскания-- данный этап характеризуется более мягкими аргументами, используемыми коллекторами при работе с должником/поручителем в сравнении со следующим этапом взыскания задолженности.

Стадией Early Collection является Soft Collection -- начальная стадия работы с просроченной задолженностью, включающая процедуру проведения дистанционных контактов с должниками и поручителями, направленных на погашение долга (телефонные звонки, отправка SMS, писем-уведомлений о наличии задолженности).

На ранней стадии коллекторы информируют должников об их обязанностях по уплате долгов и призваны мотивировать сам факт выплаты

В редких случаях коллекторское агентство инициирует звонки должнику на его родном языке, если язык отличается от государственного и общеупотребительного в данном регионе или стране. Это делается по той причине, что незнание языка страны пребывания часто используется иностранцем-должником как объяснение факта невыплаты долгов. Коллекторское агентство имеет право на сбор информации о должнике с целью оптимизации процесса взыскания долга, -- так агентство имеет право анализировать отвеченные звонки должнику для того, чтобы совершать последующие звонки в то время, когда должник более всего может общаться. Также некоторые коллекторские агентства практикуют сбор личной информации о должнике, не входящей в перечень сообщённых им самим данных, -- например, об изменившихся телефонных номерах, адресе проживания и местонахождения, рабочих контактах.

2 этап. Выезды специалистов

Как правило, выезды специалистов происходят на более позднем этапе взыскания задолженности ,данный этап характеризуется применением более жёстких аргументов, используемых ответственными специалистами при работе с проблемной задолженностью.

Основной задачей выездных специалистов является обеспечение максимального возврата проблемной задолженности. Выездной специалист:

доводит до сведения заёмщика/поручителя/залогодателя сумму задолженности, указывает на штрафные санкции (в зависимости от договорных обязательств);

разъясняет заёмщику, поручителю или залогодателю последствия невыполнения ими своих финансовых обязательств (коллекторское агентство / банк обратится в суд с иском о взыскании задолженности, при этом судебные расходы понесёт заемщик и/или поручитель);

выясняет причины возникновения задолженности;

берет (по возможности) с заёмщика объяснительную записку по факту просрочки платежей;

определяет с заёмщиком либо поручителем дату совершения платежа для погашения просроченной задолженности;

при возможности осматривает залоговое/иное имущество, составляет соответствующий акт, оставляет уведомление о наличии задолженности.

За первые пять месяцев 2014 общий портфель проблемных долгов составил 10 миллионов долларов, средний процент возврата - 60%. В своей работе коллекторные агентства стараются не прибегать к заключению договоров цессии.

Они просто берут на себя общение с недобросовестными должниками своих клиентов, заключая с дебеторами агентские соглашения. В среднем размер вознаграждения составляет 25-40% от суммы погашенной должником задолженности. Как правило, время работы коллекторных агентств с проблемными долгами составляет от 3 до 6 месяцев. По оценкам менеджеров коллекторных агентств, взысканию подлежит от 10% до 50% проблемной задолженности. При этом доля умышленных невозвратов в портфелях банков составляет в среднем 15% от общего объема проблемных кредитов. Подключая к взысканию долгов специализированное агентство, банк помимо экономии операционных расходов решает и имиджевые проблемы - так как все отрицательные эмоции у должника будут связаны с названием агентства, а не банка.

Секьюритизация -- финансовый термин, означающий одну из форм привлечения финансирования путём выпуска ценных бумаг, обеспеченных активами, генерирующими стабильные денежные потоки (например, портфель ипотечных кредитов, автокредитов, лизинговые активы, коммерческая недвижимость, генерирующая стабильный рентный доход и т. д.).

В последнее время под термином «секьюритизация» в узком смысле стали понимать инновационную форму финансирования. Понятие Asset Securitisation(секьюритизация активов) обозначает новую технику привлечения средств, которая получила широкое признание сначала в США, а потом и в Европе. Речь идет о механизме, при котором финансовые активы списываются с баланса предприятия, отделяются от остального имущества и передаются специально созданному финансовому посреднику (Special Purpose Vehicle -- SPV), а затем рефинансируются на денежном рынке или рынке капитала. Рефинансирование осуществляется либо посредством выпуска Asset-Backed Securities -- ABS (ценные бумаги, обеспеченные активами), либо путем получения Asset-Backed Loan (синдицированного кредита).

В первую очередь секьюритизация может быть интересна коммерческим банкам, имеющим значительные портфели однородных кредитов, лизинговым компаниям, фондам недвижимости и девелоперам.

Финансовый сектор России в данный момент переживает существенный рост объемов банковского кредитования. При этом ресурсы, привлеченные на срок свыше трех лет, составляют не более 7-8% банковских пассивов, что обуславливает замедленное развитие долгосрочного кредитования, а особенно ипотеки. Развитие эффективных механизмов рефинансирования кредитов может стать одним из способов преодоления нехватки долгосрочных финансовых ресурсов в составе пассивов российских банков. Секьюритизация - один из таких механизмов.

Секьюритизация в широком смысле представляет собой структурированную сделку, которая преобразовывает потоки будущих платежей в обращающиеся на рынке ценные бумаги. В узком смысле - это выпуск ценных бумаг, обеспеченных денежными потоками от определенных активов.

Потоки платежей для секьюритизации должны быть, во-первых, отделимыми от инициатора секьюритизации, во-вторых, прогнозируемыми по срокам и объемам, в-третьих, более или менее регулярными и, в-четвертых, однородными, если таких потоков много. Исходя из данных требований, можно сказать, что кредитный портфель банка - идеальный актив для секьюритизации.

Рассмотрим классическую схему секьюритизации портфеля кредитов, то есть схему, в которой имеет место реальная продажа активов банком-оригинатором специально созданному юридическому лицу.

Схема 1. Классическая схема секьюритизации портфеля (пула) кредитов.

При классической секьюритизации первичный кредитор (оригинатор) формирует пул кредитов, однородных по некоторым признакам, и переуступает (продает) его специально созданному юридическому лицу (Special purpose vehicle - SPV), которое финансирует покупку с помощью эмиссии ценных бумаг, обеспеченных будущими платежами по кредитам. Таким образом, оригинатор получает капитал, привлеченный от инвесторов на фондовом рынке. В сделке секьюритизации также участвует обслуживающий агент (servicer), который принимает платежи от должников, ведет работу с теми из них, у которых возникла задолженность по кредиту, а также обращает взыскание на залог по обеспеченным кредитам. За эту работу servicer получает от SPV комиссию. В роли сервисного агента может выступать и сам оригинатор.

SPV обычно создается как бесприбыльная организация, однако, если в процессе его работы прибыль образуется, она передается оригинатору по заранее определенной схеме. В сделках секьюритизации SPV юридически не зависит от оригинатора, и не несет ответственности перед его кредиторами, что обеспечивает независимость выплат по ценным бумагам от финансового состояния оригинатора. Это может способствовать получению выпуском ценных бумаг рейтинга выше рейтинга оригинатора, а иногда даже выше странового рейтинга.

Для защиты интересов инвесторов в сделках секьюритизации также участвуют специальные трасты, которые контролируют распределение денежных потоков от секьюритизируемых активов. Кроме того, может назначаться резервный сервисный агент на случай неисполнения основным сервисным агентом своих обязательств по обслуживанию пула кредитов.

Таким образом, можно сформулировать основные принципы классической секьюритизации:

1) действительность продажи активов;

2) защищенность специально созданного юридического лица от банкротства;

3) жесткий контроль инвесторов над денежными потоками.

Кроме классической схемы секьюритизации существует также так называемая «синтетическая» секьюритизация, при проведении которой пул кредитов не продается специальному юридическому лицу, а лишь выделяется на балансе банка-оригинатора. При синтетической секьюритизации происходит передача риска, связанного с активом, а не самого актива. Изоляция секьюритизируемых активов от риска банкротства банка-оригинатора в этом случае происходит путем отделения пула кредитов от общей конкурсной массы при банкротстве оригинатора и закрепления в законодательстве первоочередного права держателей ценных бумаг секьюритизации (инвесторов) на данный пул активов по сравнению с другими кредиторами оригинатора.

Положительные моменты, которые влечет за собой секьюритизация для банка-оригинатора:

1) привлечение дополнительного финансирования;

2) улучшение показателей баланса (при классической секьюритизации):

повышение доходности на собственный капитал банка при соблюдении требований к достаточности капитала;

снятие рисков с баланса банка;

перевод долгосрочных кредитов на другое юридическое лицо;

3) диверсификация источников финансирования путем получения доступа к рынкам капитала;

4) расширение круга потенциальных инвесторов;

5) снижение стоимости финансирования по сравнению с выпуском обыкновенных облигаций, если кредитное качество секьюритизируемых активов выше кредитного качества баланса банка в целом;

6) улучшение имиджа банка.

Преимущества ценных бумаг секьюритизации с точки зрения инвесторов:

1) ценные бумаги изолированы от риска банкротства первичного кредитора;

2) снижение информационных издержек (если при приобретении обычных ценных бумаг инвестору необходимо найти и проанализировать информацию о менеджменте компании, перспективах бизнеса и истории, то при покупке ценных бумаг секьюритизации инвестор может ограничиться анализом информации о структуре сделки, о пуле кредитов и об обслуживающих данную сделку лицах);

3) распыление рисков при объединении небольших по размеру активов в огромный пул;

4) ценные бумаги, обеспеченные активами, меньше подвержены ценовым колебаниям по сравнению с корпоративными облигациями.

Вышеназванные преимущества приводят к снижению ставки процента, которую оригинатор платит за привлекаемый капитал.

Основным недостатком секьюритизации как способа рефинансирования кредитов для банка является сложность организации сделки и, как следствие, ее высокая стоимость. Это обуславливает недоступность секьюритизации для мелких банков и необходимость формирования крупного пула кредитов (более $50-100 млн.) для достижения экономической эффективности сделки. Кроме того, из объективной сложности сделки вытекает ее зависимость от законодательства страны, в которой она осуществляется, что приводит к т.н. «конкуренции юрисдикций». В странах с континентальной системой права проведение секьюритизации, как правило, невозможно без принятия соответствующих законодательных актов.

Секьюритизация активов была впервые осуществлена в США в 70-е гг. ипотечными банками, которые в тот период времени страдали от острой нехватки средств в связи с жесткой конкуренцией на рынке ипотечных кредитов. При этом для проведения первой сделки в США не понадобилось принимать дополнительных законодательных актов. Сейчас по модели секьюритизации, когда капитал фактически является оборотным, работают большинство американских ипотечных банков.

Таким образом, первыми в истории были секьюритизированы наиболее надежные кредиты - ипотечные, позднее такой механизм рефинансирования был распространен и на все остальные виды кредитов, а в настоящее время применяется для всевозможных более или менее регулярных будущих платежей.

Секьюритизация кредитных портфелей коммерческих банков в России началась в 2005 году. Сделки по выпуску обеспеченных ценных бумаг российскими банками до 2005 года нельзя назвать традиционной секьюритизацией, так как не были соблюдены основные принципы.

Первым в 2005 году провел секьюритизацию банк «Союз». Он секьюритизировал портфель автокредитов, выданных в долларах США на покупку новых иномарок в Москве и Московской области через зарегистрированное в Нидерландах специальное юридическое лицо - Russian Auto Loans Finance B.V. Сумма размещенных ценных бумаг составила 50 млн. долл. Создание резервного фонда в размере 750 тыс. долл. и назначение банка «Русский стандарт» резервным сервисным агентом, позволили выпущенным еврооблигациям получить рейтинг Baa3 (по шкале Moodys), а купонный доход составил LIBOR+1,75%. Такие условия привлечения капитала, безусловно, были бы недоступны банку при обычном выпуске облигаций.

Позже были проведены две сделки по секьюритизации потребительских кредитов банками «Home Credit & Finance Bank» и «Русский стандарт», выпуски ценных бумаг в рамках которых получили рейтинги выше рейтингов оригинаторов.

Секьюритизация в России началась не с ипотечных кредитов, традиционно являющихся наиболее надежными и подходящими для подобной сделки, из-за существенных недоработок в законодательстве. Только в 2006 году Внешторгбанк стал первым банком в России, который секьюритизировал ипотечные кредиты, его примеру в том же году последовал «Городской ипотечный банк». Таким образом, закон «Об ипотечных ценных бумагах» заработал лишь через 3 года после его принятия.

Необходимо отметить, что секьюритизация кредитных портфелей российскими банками до конца 2006 года проводилась исключительно в иностранной валюте через оффшорные SPV. Такая секьюритизация подходит лишь для привлечения финансирования под валютные активы. При этом уже давно у российских банков созрела потребность секьюритизировать рублевые кредиты внутри страны, что опять же из-за законодательных проблем практически невозможно. Только в конце 2006 года банком «Совфинтрейд» была проведена первая сделка по секьюритизации ипотечных кредитов внутри страны. «Совфинтрейд» является дочерним по отношению к «Газпромбанку», который и выступал сервисером в данной сделке. Многие эксперты говорят, что цель этой сделки была скорее политическая - показать, что секьюритизация внутри страны возможна. Недоработки в законодательстве по-прежнему делают этот способ рефинансирования кредитов малоэффективным при реализации его внутри страны.

Если секьюритизация ипотечных кредитов внутри страны, как показал пример «Газпромбанка», теоретически может быть произведена, то секьюритизировать таким образом неипотечные кредиты без принятия новых законодательных актов невозможно.

Таким образом, основными проблемами в развитии секьюритизации в России являются законодательные. Для их решения был составлен проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части регулирования секьюритизации финансовых активов), который должен решить следующие вопросы:

1) расширение перечня прав требований, которые могут уступаться;

2) определение организационно-правовой формы SPV;

3) введение нового способа обеспечения обязательств;

4) отмену лицензирования SPV;

5) установление порядка налогообложения сделок по секьюритизации активов;

6) определение особенностей процедуры банкротства юридических лиц, участвующих в процессе секьюритизации;

7) установление особенностей валютного регулирования сделок по секьюритизации;

8) установление возможности залога прав требований для обеспечения ценных бумаг при секьюритизации;

9) определение функций и полномочий федерального органа исполнительной власти по государственному регулированию и государственному контролю на рынке ценных бумаг, выпущенных в процессе секьюритизации.

Кроме законодательных условий, развитие секьюритизации в России сдерживают другие проблемы, в том числе экономического характера, большинство из которых связаны с молодостью российского рынка, такие как:

недостаточное развитие крупных институциональных инвесторов (пенсионных фондов, страховых компаний, инвестиционных фондов), которые обычно являются целевыми группами при размещении ценных бумаг секьюритизации;

неготовность российских инвесторов к новым инструментам;

короткая кредитная история России и российских банков;

отсутствие статистики по досрочным погашениям;

отсутствие судебной практики реализации залогов.

Перспективы развития российского рынка секьюритизации кредитов, в первую очередь, будут зависеть от решения законодательных проблем.

2. Реализация технологий обеспечения возвратности