logo
Проблемы развития региональных банков

1.3 Зарубежный опыт

Высокая рыночная доля крупных банков характерна и для многих развитых стран. Тем не менее, в этих странах давно поняли, что рынок не развивается путем административного сокращения его участников, о чем свидетельствует большое количество кредитных организаций в этих странах: в США - около 15800 единиц, в Германии - 1930 единиц, в Италии - 780 единиц.

Концентрация и централизация капитала, укрепление и возможное сокращение количества кредитных организаций - процесс неизбежный и конкуренция в банковском секторе со временем только усилится. Но процесс этот должен идти по экономическим законам. Выживут банки, готовые адаптироваться и развиваться, совершенствовать свои позиции либо в целом, либо в каких-то отдельных направлениях. При этом основным должен быть принцип - сохранение и преумножение устойчивых банков, независимо от их размера.

Зачем предъявлять завышенные требования к небольшому банку, успешно работающему в своем сегменте ограниченной территории и полностью соответствующему масштабу ее экономики? Очевидно, что нецелесообразно требовать от него быть похожим на отраслевых лидеров.

Для поддержания эффективной деятельности региональным банкам требуется прилагать немалые усилия. Для устойчивого функционирования и развития им в первую очередь необходимо:

· уделять пристальное внимание оценке актуальных рисков: высокой концентрации кредитного риска, в том числе связанного с кредитованием бизнеса собственников и аффилированных лиц, рискам по операциям с ценными бумагами, связанным с неправильной их оценкой, высоким операционным рискам;

· принимать меры для улучшения качества корпоративного управления и предоставления банковских услуг;

· осмыслить свои конкурентные преимущества и выстраивать стратегии, не позволяющие уходить в бесперспективные направления;

· развивать более тесное взаимодействие с промышленным сектором экономики региона, в том числе при помощи моделирования финансовых отношений и потоков.

Перспективы развития кредитных организаций, работающих в регионах, кроются в повышении оперативности решения насущных задач жизнеобеспечения на местах: региональные банки должны быть ближе к интересам и потребностям клиентов своего региона, поскольку им, как правило, хорошо известна специфика местного рынка. Несмотря на сложную конъюнктуру рынка, региональные банки, которые задаются целью не выжить, а вырасти, в большинстве случаев добиваются своей цели, ведя честный эффективный банковский бизнес.