logo
Проблемы развития региональных банков

1.2 Особенности развития региональных банков

Региональный банковский сектор -- является кровеносной системой региональной экономики, без которой невозможно осуществление функционирования и развития реального сектора экономики региона. Тем не менее, на сегодняшний день стала проблемой дальнейшего существования и развития региональных банков, их способности конкурировать с крупными инорегиональными банками. Неравномерность экономического развития регионов России способствует формированию дисбаланса между регионами по насыщению и предоставлению банковских услуг: чем инвестиционно привлекательнее регион, тем более развита его банковская система. Из-за резкой дифференциации по размеру коммерческих банков России, влияние и роль средних и малых банков на реальный сектор экономики региона снижается. Последнее время, стратегия крупных банков, заключающаяся в расширение своего бизнеса и захвата новых рынков в регионах, представляет угрозу потери доли регионального рынка и дальнейшего функционирования региональных банков, заставляя их искать пути повышения конкурентоспособности на региональном банковском рынке. В данной ситуации региональным банкам необходимо сформировать бизнес-стратегии на основе анализа спроса на банковские продукты в регионе со стороны реального сектора экономики. Четкое позиционирование региональных банков позволит им аккумулировать финансовые ресурсы и занять свою нишу на региональных рынках банковских услуг. В первую очередь, это специализация на таких банковских услугах, как потребительское кредитование, ипотека и кредитование малого и среднего бизнеса. Отечественный опыт последних лет показывает, что большинство в структуре банковской системы страны являются малые банки, что характеризует их близость к реальному сектору региона их возможность более оперативно и индивидуально решать задачи на местном уровне, являясь немаловажным фактором развития регионального бизнеса. В отличие от крупных банков малые и средние региональные банки наиболее сосредоточены на банкинге «взаимоотношений», опираясь при принятии решений на личном знании кредитоспособности клиента и глубинном понимании нужд бизнеса на местах, позволяет им гибко подходить к взаимоотношению с заемщиком. Региональные банки- основные партнеры малого и среднего бизнеса, предприятий и организаций, находящихся в регионе. Основными причинами предпочтения малого и среднего бизнеса работать с местными банками являются большая доступность, доверие, имидж и возможность проверить безупречность репутации. Это главнейшие конкурентные преимущества большинства региональных банков. Вся деятельность малых банков осуществляется непосредственно в регионе, в конкретном городе или районе, и все заинтересованные лица имеют возможность при необходимости получать информацию о банке. Привлеченные средства региональные банки используют для выполнения кредитных операций на территории региона, что позволяет расти ресурсной базе региона, а не выводить средства за ее пределы, как осуществляют филиалы инорегиональных банков. Однако, региональные банки имеют и слабые стороны: -- низкий уровень капитализации; -- слабо развитая филиальная сеть -- дисбаланс структуры активов и обязательств по срокам и, следовательно, снижение уровня ликвидности при ограниченном доступе к внешним рынкам; -- низкая рентабельность активов и капитала при отсутствии эффекта экономии на масштабах; -- дефицит среднесрочных и долгосрочных ресурсов; -- недостаточное развитие банковских технологий; -- дефицит квалифицированных кадров; -- несовершенство систем внутреннего контроля и недостаточный уровень менеджмента; -- большинство региональных банков являются «кэптивными», что характеризует высокий риск банкротства при выделении средств из банка его собственниками или аффилированными лицами. Для того чтобы региональный банк существовал, нужно не только разработать и занять какие-либо рыночные ниши, необходимо за счет заполнения тих ниш наращивать объем работающих активов либо увеличивать положительное сальдо между непроцентными доходами и расходами. Региональным банкам необходимы определенные интеграционные процессы, направленные на увеличение капитализации и повышение надежности. Поддержка государства регионального банковского сектора, как на федеральном, так и на региональном уровне должна заключаться в оптимизации законодательно-нормативного регулирования инвестиционных процессов, поддержки малого бизнеса. В связи с этим необходимо: -- ускорить разработку актов, упрощающих доступ малых предприятий к источникам банковского кредитования; -- укрепить институт банковского залога, повысить эффективность процедур возврата долгов; -- способствовать эффективности существования института кредитных историй; -- упростить порядок обращения взыскания на заложенное имущество; -- расширить инструментарий банковского посредничества; -- уменьшить базы обязательного резервирования для участников системы страхования вкладов населения; введение платности ресурсов, зарезервированных в ФОР; -- освободить банки от уплаты налога на прибыль в части источников средств, направляемых на увеличение собственных средств; -- освободить банки от выполнения несвойственных функций, таких как контроль кассовой дисциплины организаций; -- снизить налоговую нагрузку на банковскую систему, в части отнесения расходов по формированию создаваемых банками резервов по прочим операциям на себестоимость. -- разработать и внедрить порядок предоставления кредитным организациям субординированных кредитов за счет средств Стабилизационного фонда. -- предоставлять гарантии со стороны региональных органов власти, а также компенсировать часть банковских процентов по кредитам, предоставляемым хозяйствующим субъектам, реализующим проекты, важные для развития региона; -- обеспечить компенсацию со стороны государства расходов банков по выполнению ими социальных и других безвозмездных функций (выплата пенсий, пособий, компенсаций, прием платежей в бюджет и др.), существенно влияющих на эффективность работы банковских подразделений, особенно в сельской местности; -- разработать долгосрочную региональную программу социально-экономического и финансового развития региона. Со стороны Банка России, в целях конкуренции на рынке банковских услуг, необходимо провести следующие мероприятия: -- обеспечение открытости деятельности кредитных организаций, в том числе прозрачности структуры собственности акционеров (участников); -- упрощение и удешевление процедур реорганизации, включая присоединение кредитных организаций, создание дополнительных условий для информирования широкого круга лиц о реорганизационных процедурах; -- оптимизация условий для развития сети банковского обслуживания населения, субъектов малого и среднего бизнеса; -- обеспечение противодействия допуску к участию в управлении кредитными организациями лиц, не обладающих необходимыми профессиональными качествами или имеющих сомнительную деловую репутацию, включая создание механизма оценки деловой репутации руководителей и владельцев кредитных организаций; -- рационализация механизмов контроля за приобретением инвесторам акций (долей) кредитных организаций; -- расширение доступа региональных банков к инструментам рефинансирования через территориальные управления Банка России; -- выделение банкам на конкурсной основе централизованных ресурсов для финансирования экономического роста в регионе. Для создания стимулов развития местных банков большое влияние играют институциональные преобразования, чем рыночные методы. Необходима поддержка региональных властей в целях создания инструментов и методов, оказывающих разные стимулы к развитию разных категорий банков в зависимости от их необходимости на текущий момент. В основном ориентация на то, чтобы в регионах развивались, совершенствовались, увеличивали уровень капитализации местные банки. Но достаточно ли только административных инструментов, носящих абсолютный характер? Скорее, всего нет. Чтобы сохранить успешно работающие элементы региональной банковской инфраструктуры, нужны: -- дифференцированные, не абсолютные требования к капиталу; -- соблюдение принципа транспарентности государственного регулирования; -- дифференцированная система налогообложения и обязательного резервирования, стимулирующая капитализацию за счет прибыли и направление кредитных ресурсов в реальную экономику; -- эволюционный путь укрупнения- добровольная концентрация, банковская кооперация, создание интегрированных межрегиональных холдингов; -- упрощение системы отчетности в рамках закона об электронно- цифровой подписи, как следствие снижение издержек, ощутимых для небольших региональных банков на подготовку и сбор отчетности. Но при любых условиях рыночной среды принципах регулирования и этапах реформ, основным факторами конкурентоспособности должны оставаться лояльная и эффективная клиентура, развитая филиальная сеть, эффективный брэндинг, предложение современных финансовых услуг- все это по-прежнему будет определять картину банковского сообщества. В данной ситуации существует необходимость создания новой модели банковской системы России, соответствующей потребностям регионов в банковских услугах. В этой модели, как правило, должны определены следующие факторы: -- разработка целевого состояния региональной банковской системы (количество подразделений, их вид, размещение, перечь и объем предоставляемых услуг, степень участия в региональных экономических процессах и т.д.); -- формирование перечня конкретных мероприятий, обеспечивающих приведение региональной банковской системы к целевому состоянию; -- определение ожидаемых результатов реализации программы. Приведенные мероприятия позволят региональным банкам эффективно развиваться, обеспечивая достойную конкуренцию филиалам инорегиональных банков.