Правовой статус Сберегательного банка Российской Федерации

дипломная работа

1.2 Банковская система и место в ней Сберегательного банка Российской Федерации

Под банковской системой принято понимать внутренне организованную, взаимосвязанную, объединенную общими целями и задачами совокупность кредитных организаций конкретного государства.

Формирование банковской системы Российской Федерации проходила в несколько этапов.

В начале 80-х гг. XX в. банковская система была представлена тремя крупными государственными банками:

- Госбанком СССР;

- Стройбанком СССР;

- Внешторгбанком СССР;

- Государственные трудовые сберегательные кассы СССР.

Эти банки являлись монопольными структурами, которые наряду с обслуживанием своих клиентов выполняли властные функции с рядом контрольных полномочий [26, c. 52].

В середине 80-х гг. XX в. возникло шесть государственных банков:

- Госбанк СССР;

- Агропромбанк СССР;

- Промстройбанк СССР;

- Жилсоцбанк СССР;

- Внешторгбанк СССР;

- Сбербанк СССР.

По своим функциям они практически не отличались от ранее действовавших трех банков СССР.

В 1988 г. были созданы семь кооперативных банков, которые учреждались на основе свободного волеизъявления их учредителей.

В настоящее время в РФ существует двухуровневая структура банковской системы:

- первый уровень представлен Центральным банком;

- второй уровень - кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Некоторые ученые также относят сюда Федеральную службу по финансовым рынкам и государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов» [30]. По мнению А.Г. Братко, Агентство по страхованию вкладов в структуру банковской системы не входит, так как оно является государственной корпорацией, а в статье 2 Федерального закона есть только один элемент, который мог бы для него подходить - кредитные организации. Но кредитные организации - это хозяйственные общества. Государственная корпорация - это иная организационно-правовая форма юридического лица. Следовательно, Агентство по страхованию вкладов не входит в банковскую систему, однако ее следует включать в доктринальное определение банковской системы [27, c. 107].

Кроме того, многие специалисты включают в российскую банковскую систему союзы и ассоциации кредитных организаций. При этом отмечается особое положение Ассоциации российских банков. По данному вопросу, также имеется противоположное мнение. А.Г. Братко считает, что кредитные организации могут создавать не осуществляющие банковских операций союзы и ассоциации кредитных организаций, не преследующие цели извлечения прибыли, которые регистрируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций. Они не являются кредитными организациями и им соответственно не находится место в структуре банковской системы, но они тоже охватываются доктринальным понятием банковской системы [27, c. 108].

Банковская система непосредственно связана с кредитной системой, представляющей совокупность самых разнообразных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию доходов, состоящая из нескольких институциональных звеньев или ярусов:

1) центральный банк;

2) банковский сектор:

- коммерческие банки;

- сберегательные банки;

- ипотечные банки;

3) страховой сектор:

- страховые компании;

- пенсионные фонды;

- специализированные небанковские кредитные институты.

Основной частью кредитной системы выступает банковская система, предполагающая систему банковских учреждений. Таким образом, банковская и кредитная система соотносятся как часть и целое.

В процессе функционирования банковской системы выделяют 2 типа отношений между ее участниками:

1) между Центральным банком РФ и иными участниками банковской системы (вертикальные правоотношения);

2) между кредитными организациями, а также кредитными организациями и их клиентами (горизонтальные правоотношения) [36, c. 49].

К основным принципам построения и функционирования банковской системы РФ в литературе относят:

1) единство банковской системы;

2) двухуровневую структуру;

3) справедливость и сочетание государственного регулирования банковской системы и саморегулирования;

4) независимость Центрального банка РФ от других органов власти;

5) ответственность Центрального банка РФ за развитие и эффективное функционирование банковской системы;

6) монопольное осуществление Центрального банка РФ денежной эмиссии;

7) невмешательство государства в оперативную деятельность кредитных организаций;

8) лицензируемый порядок осуществления банковской деятельности;

9) сохранение банковской тайны;

10) стабильность банковской системы [33].

Общей целью деятельности банковской системы является создание условий для максимально бескризисного и безопасного функционирования денежного рынка. Превращение группы разрозненных банков в банковскую систему стало возможно благодаря появлению Центрального банка РФ как особого системообразующего фактора, как органа управления этой системой. В связи с этим, на первых этапах своего развития банковская система развивалась исключительно за счет вертикальных системообразующих связей. В дальнейшем произошло усложнение этой системы, появление различных элементов на первом и втором уровнях банковской системы, выполняющих различные функции. В результате наряду с вертикальными системообразующими связями появились интеграционные процессы на основе возникшего у элементов банковской системы интереса в его сохранении и упрочении [47, c. 25].

Таким образом, банковская система Российской Федерации -- это внутренне организованная, объединенная общими целями и задачами, способная к саморазвитию и саморегулированию совокупность кредитных организаций, органов управления и организаций банковской инфраструктуры. Эта система входит в другую, более крупную - кредитную систему. Банковская система -- часть финансовой системы Российской Федерации. В настоящее время в РФ существует двухуровневая структура банковской системы: первый уровень представлен Центральным банком, а второй уровень - кредитными организациями, а также филиалами и представительствами иностранных банков.

Однако за Сберегательным банком Российской Федерации в законе напрямую предусмотрено его непосредственное участие в бюджетных правоотношениях и реализации государственного бюджета.

Ежегодно утверждаемым бюджетом устанавливаются компенсационные выплаты некоторым категориям граждан. Правоотношения, связанные с подобными выплатами, имеют одним из субъектов учрежденную государственными институтами коммерческую структуру. Согласно ст. 18 Федерального закона от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», на осуществление компенсационных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации, вкладам (взносам) в организациях государственного страхования (открытое акционерное общество «Российская государственная страховая компания» и общества системы Росгосстраха) и выкуп имеющихся в наличии у владельцев - граждан Российской Федерации Государственных казначейских обязательств СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР, являющихся гарантированными сбережениями в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 1995 года № 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации», средства в 2009 году в сумме 70 000 000,0 тыс. рублей, в 2010 году в сумме 85 000 000,0 тыс. рублей и в 2011 году в сумме 85 000 000,0 тыс. рублей, предусмотренные настоящим Федеральным законом направить на погашение государственного внутреннего долга Российской Федерации. [3].

Гражданам Российской Федерации по 1966 год рождения включительно, инвалидам I группы либо инвалидам, имеющим III степень ограничения способности к трудовой деятельности, инвалидам II группы, родителям и опекунам (попечителям) детей-инвалидов и инвалидов с детства, родителям, сыновья которых проходили военную службу по призыву и погибли (умерли) в период прохождения службы в мирное время, а также гражданам Российской Федерации по целевым вкладам на детей и вкладам (взносам) на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе наследникам, относящимся к указанным категориям граждан), выплачиваются компенсация в размере остатка вкладов в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 года и вкладов в организациях государственного страхования по состоянию на 1 января 1992 года (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 году) и дополнительная компенсация в таком же размере. Размер компенсации зависит от срока хранения вкладов и уменьшается на сумму ранее полученной предварительной компенсации по вкладам [3]. Размер дополнительной компенсации зависит от срока хранения вкладов и не уменьшается на сумму ранее полученной предварительной компенсации по вкладам. По вкладам, закрытым в период с 20 июня по 31 декабря 1991 года, компенсационные выплаты не осуществляются.

Наследникам указанных категорий граждан компенсация и дополнительная компенсация по вкладам выплачиваются вне зависимости от возраста умершего владельца вкладов. При этом размер компенсационных выплат наследникам не уменьшается на сумму ранее полученной компенсации на оплату ритуальных услуг в размере до 6,0 тыс. рублей.

Выкуп через Сберегательный банк Российской Федерации Государственных казначейских обязательств СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР, размещение которых производилось на территории Российской Федерации до 1 января 1992 года, и которые не погашены в предыдущие годы, осуществляется по желанию их владельцев - граждан Российской Федерации.

Порядок осуществления компенсационных выплат по вкладам в соответствии с настоящей статьей определяется Правительством Российской Федерации. Министерство финансов Российской Федерации до установления Правительством Российской Федерации порядка осуществления компенсационных выплат по вкладам (взносам) в соответствии с настоящей статьей перечисляет средства на осуществление компенсационных выплат по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации в порядке, определенном Правительством Российской Федерации на 2008 год, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели в 2009 году [3]. Федеральное казначейство до установления Правительством Российской Федерации порядка осуществления компенсационных выплат по вкладам (взносам) в соответствии с настоящей статьей перечисляет средства на осуществление компенсационных выплат по вкладам (взносам) в организациях государственного страхования в порядке, определенном Правительством Российской Федерации на 2008 год, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели в 2009 году [3].

Таким образом, Сберегательный банк непосредственно затронула реорганизация всей отечественной банковской системы, что предопределило преемственность исполнения Сбербанком государственных обязательств. Такие обязательства предусматриваются ежегодно в федеральном бюджете по выплатам компенсаций вкладов граждан Российской Федерации. Будучи коммерческим банком, Сберегательный банк участвует в социальной политики государства. Тем самым, можно делать вывод о том, что Сбербанк России в своей деятельности обеспечивает единство банковской системы, ее связи с государством, а государство, в свою очередь, взаимодействует со Сбербанком как с коммерческой структурой в публично-правых отношениях. Все это несомненно характеризует двойственность правового статуса Сберегательного банка Российской Федерации.

Делись добром ;)