logo
Отечественный рынок ценных бумаг: состояние и пути улучшения

Заключение

Институциональное развитие рынка ценных бумаг направлено на совершенствование его институциональной структуры в течение длительного времени и не может дать сиюминутных ощутимых количественных и качественных результатов. Институциональное развитие фондового рынка является ключевым фактором обеспечения устойчивого роста и необходимым условием для реализации функций профессиональных участников рынка, эмитентов и инвесторов всего общества.

Таким образом, по итогам проведенного анализа, можно сформулировать основные направления институционального совершенствования рынка ценных бумаг Российской Федерации:

1) модернизация и восстановление неформальных институций, таких как: инвестиционная культура в части повышения доверия населения и хозяйствующих субъектов к инвестиционным, управляющим компаниям путем развития механизмов страхования инвестиций и формирования действенной системы защиты прав инвесторов; повышение финансовой ответственности субъектов инвестиционного бизнеса;

2) преодоление институциональных барьеров, т.е. способов ограничения конкуренции на рынке ценных бумаг, обусловленных существующими формальными нормами и неформальными правилами участников конкурентного процесса, включающими административные и неформальные барьеры;

3) снижение трансакционных издержек при заключении договора инвестирования путем формирования информационно-аналитической системы, ориентированной на удовлетворение нужд инвесторов, развитие института типовых (стандартных) правил инвестирования, повышение эффективности систем лицензирования, а также стимулирование развития инфраструктуры рынка ценных бумаг;

рынок ценная бумага институциональный

4) повышение эффективности инвестиционной деятельности за счет применения механизмов стандартизации и сертификации на рынке ценных бумаг, реформирования налогообложения инвестиционной деятельности; активизации включениярынка ценных бумаг России в процессы глобализации экономики;

5) повышение надежности функционирования биржевой торговой системы, снижение рисков и затрат участников. Создание консолидированной инфраструктуры рынка ценных бумаг, которая будет отвечать международным стандартам;

6) жесткий контроль и тесное взаимодействие регулирующих, надзирательных и исполнительных органов. Принятие закона о коррупции. Прозрачная процедура государственного контроля и правоприменения. Включение СРО в систему регулирования рынком ценных бумаг и четкое обозначение их сферы деятельности:

7) осуществление процесса реприватизации только в тех случаях, когда судом доказана незаконность каких-то сделок по приватизации. Данный процесс должен быть прозрачным, предсказуемым и укладывающимся в рамки закона либо касаться тех предприятий, которые работают плохо и неэффективно (для вывода их из кризиса);

8) создание государственной долгосрочной концепции и политики действий в области формирования рынка ценных бумаг и его текущего регулирования (окончательный выбор модели фондового рынка, а также определение доли источников финансирования хозяйства и бюджета за счет выпуска ценных бумаг, создание системы отчетности и публикации макро - и микроэкономической информации о состоянии рынка ценных бумаг; создание системы экспертной поддержки и научного обслуживания рынка (экспертные советы ученых и т.п.).

Следует отметить, что институциональное развитие рынка ценных бумаг направлено на совершенствование его институциональной структуры в течение длительного времени и не может дать сиюминутных ощутимых количественных и качественных результатов. Институциональное развитие фондового рынка является ключевым фактором обеспечения устойчивого роста и необходимым условием для реализации функций профессиональных участников рынка, эмитентов и инвесторов всего общества.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг";

2. Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг"

3. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"

4. Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 23 апреля 2003 г. N 03-21/пс

5. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 2043-р);

6. Богомолов В.А. Экономическая безопасность: учеб. пособие для студентов вузов, обучающих по специальностям экономики и управления. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009;

7. Данилов Ю., Якушин А. IPO в России: итоги 2007 г. / Фонд "Центр развития фондового рынка".М., 2008;

8. Жуков Е.Ф. Рынок ценных бумаг: учебник для студентов вузов, обучающих по экономическим специальностям. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИДАНА, 2008;

9. Лушина С.И., Слепова В.А. Финансы: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2006;

10. Поляка Г.Б. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальность "Финансы и кредит". - М.: 2008 г.;

11. Научно-практический и теоретический журнал "Финансы и кредит", №1 (385) - 2010 г.;

12. Научно-практический и теоретический журнал "Финансы и кредит", №3 - 2009 г.;

13. Научно-практический и теоретический журнал "Финансы и кредит", №5 - 2009 г.;

14. "Ценные бумаги", N 2, II квартал 2007 г.

15. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ www.gks.ru