logo
Общее понятие о ценных бумагах

1.3 Государственное регулирование рынка ценных бумаг

Если в США предпосылкой возникновения многих законодательных актов, касающихся рынка ценных бумаг явилось общественные скандалы, крупномасштабные мошенничества, то в Узбекистане этот процесс развивался планомерно, с инициативы правительства и заинтересованных участников рыночных отношений, с учетом практики других стран, с обретением собственной модели организации регулирования фондового рынка.

История развития фондового рынка показывает, что процесс торговли ценными бумагами должно осуществляться согласно установленных правительством или самими участниками правил, при наличии действенной системы постоянного контроля соблюдения данных правил. В практике полно примеров, когда несоблюдение этих правил приводило к серьезным последствиям на микро- и макро уровне, иногда и к общеэкономическому кризису.

Существуют несколько моделей регулирования рынка ценных бумаг.

Первая модель подразумевает регулирование в основном государственными учреждениями и только маленькая часть полномочий передаются саморегулируемым организациям (Франция).

Вторая модель наоборот подразумевает передачу большую часть полномочий по регулированию рынка ценных бумаг саморегулируемым организациям, за государством остаются только основные полномочия регулирования (Великобритания).

В большинстве случаев используется совокупность этих двух моделей.

В процессе регулирования рынка ценных бумаг государство выполняет следующие основные задачи:

Издание законов.

Аккумуляция средств для организации рынка ценных бумаг.

Определение «правил игры».

Контроль за финансовой стабильностью и безопасностью.

Информирование участников рынка о состоянии этого рынка; страхование от потерь.

Принятие мер по защите интересов инвесторов.

Регулирование рынка ценных бумаг государством через уполномоченных органов осуществляется следующим образом:

учет ценных бумаг и проспектов эмиссий, контроль за соблюдением эмитентами условий, указанных в проспекте эмиссий;

обеспечение обнародование информации о ценных бумагах эмитентами и участниками рынка;

проведение аттестации специалистов, выдача лицензий инвестиционным учреждениям и контроль их деятельности;

рассмотрение жалоб участников рынка;

регулирование действий по договорам по купле-продаже ценных бумаг, так же действий по дарению, передаче в наследство, вложение в уставной фонд и других действий, приводящих к изменению владельца ценных бумаг.

В Узбекистане органами, осуществляющими регулирование рынка ценных бумаг государством являются: Государственный комитет имущества, Центр о координации и контролю рынка ценных бумаг, Министерство финансов, Центральный банк. Так же в некоторых аспектах участвуют Государственный налоговый комитет и Министерство юстиции.

Профессиональный контроль, применяемый в развитых рынках и начавшийся приниматься в странах СНГ, осуществляется некоммерческими профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Саморегулируемыми организациями участников рынка ценных бумаг являются некоммерческие объединения профессиональных участников фондового рынка.

На сегодняшний день саморегулируемые организации выполняют следующие задачи:

определение соответствия квалификации кандидатов для осуществления какой либо профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

организация обучения профессиональных участников рынка ценных бумаг;

определение правил осуществление сделок в соответствующих фондовых биржах и внебиржевых организованных рынках ценных бумаг;

разрешение споров между членами саморегулируемыми организациями;

контроль деятельности саморегулируемых организаций, применение взысканий относительно нарушителей правил.

Регулирование рынка ценных бумаг на данной стране возлагается на орган или органы, имеющие полномочия для регулирования фондового рынка и принимающих на себя ответственность по координации и контролю за рынком ценных бумаг. В разных странах эту роль выполняют разные организации. По свойствам подхода к регулированию рынка ценных бумаг страны можно разделить на несколько групп.

Первая группа. Органом, регулирующим фондовый рынок выступает непосредственно законодательный орган или относительно независимый орган, подчиняющийся правительству или высшим должностным лицам. Примером можно привести Комиссию по ценным бумагам и фондовой бирже США.

Вторая группа - это когда в стране регулирование со стороны государства выполняет финансовое (казначейское) министерство. В их структуре создаются специальные подразделения. Примером может служит Япония.

Третья группа - это страны, где регулированием рынка ценных бумаг на государственном уровне занимаются центральные банки. Пример - Швеция.

Четвертая группа - это страны, где функции регулирования за рынком ценных бумаг возложены на местные органы власти. Эти органы в своей структуре формируют подразделения для выполнения данных функций (США до 1934 года, Канада, и частично Германия).

Пятая группа - это страны, где регулированием рынка ценных бумаг занимаются несколько специализированных на разных сферах рынка органов. Такая практика широко распространена в странах, где банки активно участвуют на рынке ценных бумаг. Таких стран не так много. Пример - Германия, Франция, Южная Корея. Рынок ценных бумаг: Учебник / Под ред. В.А. Галанова, А.И. Басова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2006. с. 448. : ил.

С начала 90-х годов в Узбекистане регулированием рынка ценных бумаг занимается специальное подразделение при Министерстве финансов. В 1995-году согласно указа Президента создана Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, состоящая из 17-и представителей государственных органов (Министерство финансов, Центральный банк, Министерство юстиции, Государственный комитет имущества) и фондовой биржи, инвестиционных учреждений. Комиссия имеет в каждой области свое отделение. Согласно Указа Президента от 26 марта 1996 года на основе данной комиссии создан Центр по координации и контролю за рынком ценных бумаг при Государственном комитете. Основными задачами и направлениями деятельности Центра являются:

осуществление на практике государственной политики в сфере формирования, развития и регулирования рынка ценных бумаг;

ведение единого реестра учтенных в республике эмиссии ценных бумаг и участников фондового рынка, создание информационной базы структуры и развития рынка ценных бумаг, регулирование обращения ценных бумаг, учет и отчетность;

обеспечение соблюдения и контроль законодательных актов всеми государственными органами и субъектами;

разработка нормативных актов, обеспечивающих необходимые условия для эмиссии и обращения ценных бумаг отечественных и зарубежных эмитентов в национальном и мировом рынке;

защита прав инвесторов - юридических и физических лиц, осуществляющих операции с ценными бумагами;

информирование инвесторов и общественности о состоянии рынка ценных бумаг;

участие в создании инфраструктуры рынка ценных бумаг;

координация деятельности министерств, ведомств, органов местной власти, профессиональных и непрофессиональных участников рынка ценных бумаг.