logo
Национальный банк Республики Казахстан - проводник денежно-кредитной политики

2.1 Правовая база и основные инструменты денежно - кредитной политики

Правовая основа деятельности НБ РК основывается на Конституции, на Законе РК «О Национальном Банке РК», Законом РК «О банках и банковской деятельности в РК», а также другими законодательными актами РК, актами Президента РК, а также международными договорами, заключенными Республикой Казахстан.

Денежно-кредитной политикой называется совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других параметров денежного рынка и рынка ссудных капиталов.

Денежно-кредитная политика центрального банка является составной частью единой государственной экономической политики. Ее главная задача -- регулирование предложения денег, поддержание покупательной способности национальной валюты. В период производственного спада, стагнации увеличение денежного предложения стимулирует рост расходов; в период инфляции центральные банки сокращают предложение денег.

Разработка денежно-кредитной политики опирается на общие целевые ориентиры экономического развития страны и включает в себя определение стратегических целей и основных задач денежно-кредитной политики на планируемый период (год), разработку мер регулирования направленности денежных потоков, динамики и пропорций денежно-кредитных показателей, конкретизацию направлений совершенствования банковской и платежной систем, их нормативно-правовой базы, развитие рынка ценных бумаг, политику валютного регулирования, направления международного сотрудничества и др.

Юридическую базу денежно-кредитной политики составляют Основные направления денежно-кредитной политики государства. Этим законодательным документом определяются важнейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства. В данном документе конкретизированы на планируемый период мероприятия, обеспечивающие достижение поставленных целей, и определены механизмы регулирования и контроля.

Основные направления взаимоувязываются с макроэкономической государственной политикой: прогнозом социально-экономического развития страны на очередной период, бюджетно-налоговой политикой (государственным бюджетом страны на очередной период), с внешнеэкономической политикой (прогнозом платежного баланса страны). В этих целях центральный банк взаимодействует с министерствами финансов, экономики и внешнеэкономических связей, другими органами государственного управления, коммерческими банками.

Все применяемые центральными банками инструменты можно разделить на инструменты прямого и косвенного контроля. К категории инструментов прямого контроля относятся максимальные уровни ставок по отдельным видам операций и сделок, прямое ограничение кредитования, замораживание ставок вознаграждения, прямое регулирование конкретных видов кредита. Однако данные инструменты не используются Национальным Банком, поскольку эффективность их применения не является однозначно положительной.

В целом, инструменты, применяемые Национальным Банком для реализации денежно-кредитной политики, относятся к категории косвенных инструментов и делятся на постоянные механизмы, операции открытого рынка и минимальные резервные требования.

К постоянным механизмам относятся займы рефинансирования (т.е. кредитные и учетные операции) и депозитные операции. Основной задачей использования постоянных механизмов является удержание рыночных ставок внутри заданного коридора. Постоянным этот механизм называется потому, что он доступен банкам постоянно (а не в отдельные моменты времени, как, например, операции открытого рынка). Инициатором проведения операций в рамках постоянных механизмов является коммерческий банк.

К операциям открытого рынка относятся покупка и продажа государственных ценных бумаг центральным банком на вторичном рынке, в том числе с обязательством обратного выкупа (операции РЕПО/обратного РЕПО) валютные интервенции, СВОП-операции, а также выпуск краткосрочных нот. Операции открытого рынка прямо воздействуют на денежное предложение. Покупая ценные бумаги у коммерческих банков, Национальный Банк выпускает в экономику дополнительные деньги (увеличивает денежную массу). Продажа ценных бумаг приводит к сокращению денежной массы. Операции на открытом рынке осуществляются по инициативе Национального Банка.

Кроме того, в целях регулирования ликвидности в банковском секторе и ограничения роста денежного мультипликатора Национальным Банком используются минимальные резервные требования.

В зависимости от конкретных целей различают следующие тины денежно-кредитной политики:

* кредитную экспансию -- политику, которая сопровождается увеличением объем кредитования, ослаблением контроля над приростом денежной массы в обращении, понижение уровня процентных ставок;

*кредитную рестрикцию -- политику, направленную на ограничение денежной массы, ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций.

В зависимости от границ распространения денежно-кредитная политика подразделяется на:

* тотальную, при которой мероприятия национального банка распространяются на все кредитные учреждения;

* селективную, при которой осуществляется выборочное воздействие либо в разрезе кредитных учреждений, либо проводимых ими операций.

В современных условия денежно-кредитная политика базируется на принципах инфляционного таргетирования, т. с. ориентирована на целевые показатели по инфляции и использование в качестве оперативного механизма краткосрочные процентные ставки. Основными инструментами денежно-кредитной политики при инфляционном таргетировании становятся операции открытого рынка и процентные ставки.