2.2 Денежно-кредитная политика Национального Банка
Национальный Банк Казахстана является единственным органом, определяющим и осуществляющим государственную денежно-кредитную политику Республики Казахстан. Денежно-кредитная политика осуществляется Национальным Банком Казахстана с целью обеспечения низкого уровня инфляции и устойчивости национальной валюты.
Денежно-кредитная политика осуществляется путем установления:
- официальной ставки рефинансирования;
- уровней ставок вознаграждения по основным операциям денежно-кредитной политики;
- нормативов минимальных обязательных резервов (резервных требований);
- в исключительных случаях прямых количественных ограничений на уровень и объемы отдельных видов операций.
Виды операций денежно-кредитной политики [3, ст.30].
В целях реализации денежно-кредитной политики Национальный Банк Казахстана осуществляет следующие виды операций:
1) предоставление займов;
2) прием депозитов;
3) валютные интервенции;
4) выпуск краткосрочных нот Национального Банка Казахстана;
5) покупка и продажа государственных и других ценных бумаг, в том числе с правом обратного выкупа;
6) переучет коммерческих векселей;
7) другие операции по решению Правления Национального Банка Казахстана.
Процентная политика является одним из инструментов денежно-кредитной политики. Национальный банк устанавливает единую ставку рефинансирования, которая определяется в зависимости от общего состояния денежного рынка, спроса и предложения по кредитам, уровня инфляции и инфляционных ожиданий. Национальный банк использует свою процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях реализации государственной денежно-кредитной политики. При определении ставки рефинансирования НБ РК исходит из стремления удержать процентные ставки положительными в реальном выражении.
Значительное замедление темпов инфляции стало основной причиной поэтапного снижения ставки рефинансирования к концу 2002 г. до 7, 5 %. Ее уровень сейчас один из самых низких на постсоветском пространстве. Понижение ставки рефинансирования способствовало и снижению рыночных ставок по банковским кредитам.
Основной целью процентной политики после ввода в обращение тенге стало повышение ее до такого уровня, который обеспечивал бы снижение спроса на кредиты, а вслед за этим снижение приростов денежной массы и, соответственно, инфляции. Высокие процентные ставки, точнее выплаты за проценты, — одна из составляющих издержек. Следовательно, новая процентная политика должна была дать свои результаты не в каком-то обозримом будущем, а в сравнительно короткий промежуток времени.
Другим немаловажным фактором, обусловившим использование в борьбе с инфляцией в Казахстане высоких процентных ставок, явилась необходимость снижения избыточного (не обусловленного потребностями внешнеэкономической деятельности) спроса на иностранную валюту. Возможность получения спекулятивных доходов за счет курсовой разницы валют в течение полугода после введения тенге предопределяла переток мобильных краткосрочных капиталов банков с ссудного на валютный рынок страны. Нарушение соотношения между показателями внешней стоимости тенге, определяемой его обменным курсом, и показателями внутренней стоимости, определяемой помимо инфляции уровнями процентных ставок по ссудам и доходности по ценным бумагам, чревато негативными последствиями для устойчивости национальной валюты.
Динамика изменения официальных ставок рефинансирования Национального банка следующая. В январе — феврале 1994 г. ставка рефинансирования была на уровне 270%, в марте — августе она составляла уже 300%. В связи со снижением инфляции и стабилизацией обменного курса тенге с середины 1994 г. ставка была понижена до 280% в сентябре и понижалась ежемесячно. На конец 1994 г. она составляла 230%, 1995 г. - 52,5% и в сентябре 19% г. - 30%.(см. Приложение 1)
Уровень процентных ставок по всем видам финансовых операций индикативно определяется ставкой рефинансирования НБ РК. Процентные ставки, выплачиваемые по различного рода ссудам, различаются между собой по некоторым главным причинам. Среди них можно выделить такие, как различная продолжительность займов, неодинаковый характер распределения выплат во времени, различная степень риска, связанная с возможностью неуплаты процентов, а также возможностью изменения процентной ставки.
Процентные ставки по государственным казначейским обязательствам, межбанковским кредитам, нотам НБ РК устанавливались на торгах и соответствуют их рыночным значениям. Начиная с августа 1994 г. все реальные рыночные процентные ставки в целом были положительными (за исключением нот НБ РК, которые в период с октября 1995 г. по январь 1996 г. в реальном выражении стали отрицательными, что было оправдано с позиций исключения конкуренции с ценными бумагами Правительства).
Доходность по казначейским векселям и нотам НБ РК была ниже, чем доходность по межбанковским кредитам НБ РК. Это объясняется большей надежностью ГКО и нот НБ РК в части оплаты долга и процентов по сравнению с кредитами.
Резервные требования. В целях регулирования объемов кредитов, предоставляемых банками, снижения рисков неплатежа банками по их обязательствам, а также защиты интересов вкладчиков и акционеров банков Национальным банком используется механизм резервных требований.
Введенное с 1 января 1993 г. "Положение о регулировании деятельности коммерческих, кооперативных и частных банков РК" предусматривало норматив по обязательным резервам 18—20%. Положение действовало до мая 1994 г., когда норматив был увеличен до 30% от общих депозитных обязательств банков в тенге и иностранной валюте, с 1 августа 1994 г. норматив по депозитным обязательствам в иностранной валюте был понижен до 15%.
Увеличение норматива обязательных резервов банков вызвано резким ростом денежного мультипликатора в первой половине 1994 г. Если на 1 января 1994 г. объем денежной массы превышал величину денежной базы в 1,61 раза, то на 1 апреля 1994 г. эта величина составила 2,21, а на 1 июля — 3,1. В результате использования данного инструмента денежно-кредитной политики, а также более жесткого подхода банков к оценке кредитоспособности заемщиков удалось величину денежного мультипликатора понизить до 1,66 на 1 октября 1994 г. В течение 1995-1996 гг. денежный мультипликатор сохранялся на уровне 1,8—1,9.
В связи с ростом избыточных резервов банков (средств на корреспондентских счетах в Национальном банке) появилась возможность не только понизить величину резервных требований, но и перейти на альтернативный порядок резервирования, когда банки, выполняющие экономические нормативы, должны поддерживать величину средств на корсчете не ниже резервных требований. А норматив резервных требований в 1995 г. был понижен до 20%, в 1996 г. - до 15%.
НБ РК выплачивает проценты по среднемесячному остатку по корреспондентскому счету банка (не превышающие резервные требования). Выплата процентов по резервам вызвана необходимостью в условиях высоких резервных требований сократить разницу между процентными ставками банков по кредитам и привлекаемым депозитам.
На начало 1995 г. удельный вес банков, состоящих на альтернативном резервировании, составлял 32,6% в общем количестве банков, а на конец года — 48,4%.
В 1995 г. в среднем 13,5% банков от общего их количества нарушали выполнение резервных требований. К банкам, допустившим нарушения, применялись меры воздействия в виде штрафных санкций.
Мировой опыт показывает, что чрезмерно высокий уровень обязательных резервов ослабляет эффективность банковской системы как финансового посредника, так как увеличение нормы минимальных резервов сдерживает вливание кредитных ресурсов в экономику. Наиболее высокие нормы обязательных резервов установлены в США и Германии.
В США сумма обязательных резервов зависит от категории банка, величины и вида депозита. Она хранится на беспроцентных депозитных счетах в федеральных резервных банках, избыточные резервы образуют основной источник федеральных резервных банков, операции с которыми являются одним из наиболее важных процессов на денежном рынке США. Главным назначением резервов в банковской системе США считается контроль за кредитными операциями коммерческих банков. Установленные законом резервы служат средством, с помощью которого Совет управляющих Федеральной резервной системы банков (ФРС) может воздействовать на способность коммерческих банков к кредитованию. Цель состоит в предотвращении избытка или недостатка банковского кредита. В той степени, насколько успешно эта политика воздействует на объем кредита коммерческого банка. Совет управляющих может помочь экономике избежать колебаний деловой активности, которые вызывают наплывы требований в банках, банкротство и крах денежной системы. Именно таким косвенным путем — как средство контроля кредита коммерческого банка и, следовательно, стабилизации экономики — эти резервы защищают вкладчиков, а не являются источником ликвидности, считают американские экономисты.
ФРС часто прибегала к сокращению уровня обязательных резервов в периоды экономического спада, пытаясь таким образом стимулировать развитие деловой активности. Наоборот, в целях обуздания инфляционных процессов в 1973—1974 гг. ФРС временно подняла уровень обязательных резервов на половину процентного пункта.
На сегодняшний день, согласно ст.32 «Резервные требования» глава 6 закона «О НБ РК» норматив минимальных резервных требований устанавливается в размере не более 40%.
Надо отметить, что этот механизм контроля и регулирования денежно-кредитных отношений используется значительно реже и более осторожно, нежели операции на открытом рынке и изменения учетных ставок.
Кредитные операции. В соответствии с меморандумом между Национальным банком и кабинетом Министров РК с января 1994 г. Нацбанк предоставлял кредиты по трем основным направлениям:
директивные кредиты через коммерческие банки по приоритетам, определяемым Правительством, на покрытие дефицита государственного бюджета, а также банкам посредством кредитных аукционов.
В распоряжение кабинета Министров в 1994 г. выделено 75% от 27,5 млрд. тенге всех кредитов, предоставленных НБ РК. Кроме того, перечислены в доход бюджета нераспределенная прибыль и плата за депозиты в сумме 16,5 млрд. тенге. Эти чистые платежи составили 17% дохода бюджета.
Вокруг директивных кредитов сразу же возникла сложная ситуация. Банки практически устранились от работы по возврату этих кредитов, надеясь на то, что по гарантии Правительства кредиты будут взысканы, поскольку кредиты по существу выдавались по разнарядкам Минфина и Минэкономики всем хозорганам независимо от их кредитоспособности. В результате из 4,6 млрд. тенге, подлежавших возврату в 1994 г., было погашено лишь 1,8 млрд. тенге.
Таким образом, появились рецидивы прошлых лет, когда через банковскую систему пытались оказывать воздействие неплатежеспособным предприятиям, тем самым, превращая кредиты банков в бюджетные дотации, ибо все заботы о возврате кредитов были перемещены в Минфин.
В результате очередной неудавшейся попытки решить финансовые проблемы предприятий приоритетных отраслей без включения механизмов санации и банкротства, без отбора перспективных производств, в условиях недостаточно действенной политики приватизации пришлось отказаться с февраля 1995 г. от выдачи директивных кредитов.
Еще одним рецидивом прошлого явилась попытка разрешить проблемы неплатежей посредством внутриреспубликанского межхозяйственного зачета взаимных требований и обязательств предприятий в феврале — апреле 1994 г. В результате зачета денежная масса в марте прошлого года по отношению к показателю предыдущего месяца выросла на 40,6%, в апреле — на 56,4%.
Развязка неплатежей посредством межхозяйственного зачета, в какой-то мере решая проблему, стимулирует главный фактор, обусловивший потерю предприятиями оборотных средств, — рост цен. Этот инструмент денежно-кредитной политики также ушел в прошлое. Его место должен занять постоянно действующий клиринг, который при соблюдении предприятиями финансовой дисциплины постепенно позволит решить проблему неплатежей.
Объем кредитования Правительства всегда определялся уровнем дефицита бюджета и возможностями его покрытия за счет альтернативных источников. Чем больше дефицит бюджета, тем больше вероятность кредитной эмиссии, что всегда отражается на инфляции, тем важнее расширение альтернативных, без инфляционных источников, каковыми являются внешние займы, правительственные ценные бумаги.
Проведя 4 апреля 1994 г. через НБ РК первый аукцион государственных краткосрочных обязательств, Минфин увеличил объем продаж с 1,5 — 2,3 млн. тенге в первые три месяца до 171,7 млн. тенге в декабре 1994 г. и почти до 3 млрд. тенге в июне 1996 г. Дисконтная цена возросла с 55,65 в июне 1994 г. до 92,92 на середину июня 1996 г.
Аукционные кредиты предоставлялись сроком от 1 до 6, затем до 3 мес.
Открытием нового финансового рынка в 1995 г. стали торги межбанковскими кредитами, организуемыми Межбанковской финансовой палатой.
В 1995 г. Национальным банком начата практика предоставления кредитов на ломбардной основе. Объемы указанных кредитов невелики, что связано с их экономической сутью. Банки обращаются за ними в случае крайней необходимости.
В 1995 г. начался процесс реструктуризации задолженности банков по центральным кредитам, что оценивается позитивно, поскольку накопленные и продолжавшие нарастать долги в виде повышенных процентов и пени по ссудам, выданным в 1993—1995 гг., отмеченных высоким уровнем инфляции, отрицательно влияли на общеэкономическую ситуацию в республике, и в частности на состояние платежей и расчетную дисциплину.
Операции на открытом рынке. Под ними понимается купля-продажа ценных бумаг, осуществляемая Центральным банком на вторичном рынке в целях регулирования объема денежной массы.
Это наиболее гибкий метод регулирования денежной массы в обращении, ликвидности коммерческих банков и кредитных вложений. Смысл его заключается в том, что, желая затормозить эмиссию денег и ограничить кредитную экспансию банков, Центральный банк продает на рынке ценные бумаги, списывая соответствующие суммы с резервных счетов банков, купивших эти бумаги. Напротив, пытаясь стимулировать выпуск денег и предоставление кредитов, Центральный банк осуществляет обратную операцию — покупает ценные бумаги и зачисляет стоимость их на резервные счета банков. Тем самым Центральный банк своими операциями на открытом рынке создает банковской системе выгодные условия для увеличения своей ликвидности или наоборот, а также регулирует объем денежной массы в обращении. Если ценные бумаги продаются Центральным банком по заранее обусловленному курсу, то последний устанавливается, как правило, несколько ниже рыночного в целях стимулирования покупателей-банков и тем самым сужения их кредитных возможностей.
При покупке Центральным банком ценных бумаг увеличивается величина минимальных резервов коммерческих банков и у них появляется возможность расширения активных ссудных операций с клиентурой, т.е. увеличивается безналичная эмиссия денег. При продаже Центральным банком ценных бумаг коммерческим банкам, наоборот, сумма зарезервированных ими средств уменьшается, а у банков сокращаются кредитные ресурсы, происходит снижение денежной массы. Таким образом, через операции по ценным бумагам на открытом рынке Центральный банк оказывает влияние на объем денежной массы в обращении, резервы коммерческих банков и их кредитоспособность.
По форме проведения операции Центрального банка на открытом рынке с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу ценных бумаг коммерческим банкам. Смысл обратной операции заключается в купле-продаже ценных бумаг Центральным банком с обязательным совершением обратной операции по заранее установленному курсу. Для проведения этой операции Центральный банк заключает договор с коммерческими банками о покупке ценных бумаг на определенный срок с обязательством их обратной продажи по оговоренной цене. Аукцион проводят регулярно в один и тот же день, чтобы день покупки Центральным банком новых партий ценных бумаг совпадал с днем обратной продажи ранее купленных ценных бумаг.
Это делается для того, чтобы Центральный банк данной операцией мог регулировать кредитные возможности коммерческих банков. Если у Центрального банка величина обратной продажи ранее купленных ценных бумаг превышает объем покупки новых партий, происходит ограничение размера кредитных ресурсов банков, и наоборот.
Операции на открытом рынке могут проводиться Центральным банком нерегулярно, время от времени, по мере возникновения потребности ограничения или расширения объемов денежно-кредитной эмиссии.
С середины 1995 г. НБ РК начал проводить работу по формированию собственного портфеля ценных бумаг, который по состоянию на 1 января 1996 г. составил по номинальной стоимости 386,6 млн. тенге, что соответствует 6,8% от общего количества находившихся в обращении на рынке казначейских обязательств с различными сроками обращения.
Недостаточный "портфель" ценных бумаг не позволяет НБ РК использовать операции на открытом рынке как инструмент денежной политики. Операции на купле-продаже НБ РК государственных ценных бумаг осуществлялись больше в целях активизации вторичного рынка, что в целом удалось, если судить по динамике его развития.
Основным инструментом оперативного регулирования денежной массы стала эмиссия нот НБ РК, объемы которой устанавливались исходя из целевых ориентиров по денежным агрегатам.
Политика обеспечения ликвидности посредством операций на валютном рынке. Интервенции НБ РК на валютном рынке осуществлялись в рамках общей денежно-кредитной политики. Продажа иностранной валюты НБ РК в случае, если прирост денежной базы вызывался другими, за исключением иностранных активов, факторами, в большинстве случаев в 1995 г. одновременно решала задачу стерилизации приростов денежной массы и задачу сглаживания обменного курса тенге. Однако в отдельные месяцы рост чистых иностранных активов накладывался на рост чистых кредитов Правительству, и снижение приростов денежной базы происходило за счет снижения кредитов НБ РК банкам второго уровня и стерилизации за счет эмиссии нот НБ РК. В эти периоды политика валютного курса вступала в противоречие с политикой регулирования денежной массы. Снижение степени участия НБ РК в регулировании обменного курса тенге позволит устранить эти противоречия, одновременно снизив и эффективность воздействия валютных интервенций на денежную массу.
В последние годы финансовый сектор Казахстана развивается стабильно. Этому способствует благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и высокий устойчивый темп макроэкономического развития в Казахстане на протяжении последних лет. По предварительной оценке за 2005 год по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года внешнеторговый оборот товаров и услуг вырос на 33,8% до 55,4 млрд. долл., экспорт товаров и услуг – на 34,5% до 30,4 млрд. долл., а импорт товаров и услуг – на 32,9% до 25,0 млрд. долларов. По данным Агентства Республики Казахстан по статистике за 2005 год реальный рост ВВП составил 9,4% по сравнению с 2004 годом. Увеличение реальных объемов производства наблюдается во всех отраслях экономики: в промышленности – на 4,6%, в сельском хозяйстве – на 7,3%, в строительстве – на 37,8%, объем представляемых услуг транспорта увеличился на 7,0%, связи – на 27,7%, торговли – на 9,3%. Рост инвестиций в основной капитал за 2005 год достиг 35,7% по сравнению с 2004 годом.. В 2005 году по сравнению с 2004 годом повышение денежных доходов населения в реальном выражении составило 12,0%. Вследствие этого объем розничного товарооборота в 2005 году увеличился на 12,4%.В 2005 году инфляция достигла 7,5% (декабрь 2005 года к декабрю 2004 года). На протяжении ряда предшествующих лет в условиях повышающегося инфляционного давления инфляция оставалась на относительно невысоком стабильном уровне – в пределах 6-7% из расчета на конец года (в 2002 году – 6,6%, в 2003 году – 6,8%, в 2004 году – 6,7%). Продовольственные товары за 2005 год стали дороже на 8,1%, непродовольственные товары – на 5,9%, платные услуги – на 8,0%. Наибольший рост продемонстрировали цены на газоснабжение – на 34,5%, на фрукты и овощи – на 23,1%, на услуги учреждений образования – на 19,5%, на рис – на 18,3%, а также на мясо и мясопродукты – на 12,5%. Ряд факторов, в том числе повышение экономической активности, вызвали усиление инфляционного давления в 2005 году. В течение года сохранился рост цен на основные товары казахстанского экспорта на мировых товарных рынках. В 2005 году по сравнению с 2004 годом мировые цены на сырую нефть сорта Brent выросли на 40,8%, на природный газ – на 42,5%. Это привело к повышению цен отечественными производителями на соответствующие товары на внутреннем рынке.
В 2005 году продолжился рост расходов государственного бюджета. Если в 2004 году они составляли 23,9% к ВВП, то в 2005 году они увеличились до 27,9% к ВВП. Это стимулирует экономическую активность, но способствует увеличению инфляционного давления. В 2005 году инфляционные ожидания, вызванные ростом доходов населения, стали дополнительным инфляционным фактором. Цены предприятий-производителей промышленной продукции за 2005 год (декабрь 2005 года по сравнению с декабрем 2004 года) повысились на 20,3%. Данные мониторинга предприятий реального сектора, проводимого Национальным Банком Республики Казахстан, подтверждают сохранение тенденций роста цен на протяжении практически всего 2005 года (в среднем более 25% опрошенных предприятий ожидают постоянный рост цен на готовую продукцию, около 55% – на приобретаемое сырье и материалы). Определенное влияние на формирование потребительских цен оказывал рост спроса на деньги, вызванный увеличением доходов и повышением экономической активности. Рост спроса на деньги вызвал расширение денежных агрегатов. Увеличение денежной массы за 2005 год на 25,2% до 2065,3 млрд. тенге (за 2004 год – на 69,8%) было обеспечено ростом внутреннего кредитования. Кредиты экономике выросли за 2005 год на 74,7%.Более высокие темпы роста номинального ВВП (на 27,0%), по сравнению с темпами расширения денежной массы повлекли снижение уровня монетизации экономики с 28,1% на конец 2004 года до 27,7% на конец 2005 года.. За 2005 год наличные деньги в обращении выросли на 8,6% до 411,8 млрд. тенге, тогда как в соответствующем периоде 2004 года рост составлял 59,0%. За 2005 год денежная база выросла на 14,7% до 663,0 млрд. тенге (за 2004 год – на 82,3%). Денежный мультипликатор за 2005 год вырос с 2,86 до 3,12 вследствие опережающего темпа роста денежной массы по сравнению с темпом расширения денежной базы. Чистые международные резервы Национального Банка Республики Казахстан на конец 2005 года составили 7065,9 млн. долл., сократившись за год на 23,8%. Международные резервы страны в целом (в текущих ценах), включая деньги Национального фонда Республики Казахстан (по предварительным данным 8014,7 млн. долл.), составили 15084,4 млн. долл., увеличившись за 2005 год на 4,7%. В 2005 году для снижения уровня избыточной ликвидности были приняты меры по ужесточению денежно-кредитной политики. Поэтапно была повышена официальная ставка рефинансирования с 7% до 8%, расширена база расчета минимальных резервных требований и сокращен перечень резервных активов. Незначительное превышение спроса над предложением на внутреннем валютном рынке привело к номинальной девальвации тенге по отношению к доллару США в 2005 году на 2,9% (по биржевому курсу). Это позволило сократить участие Национального Банка Республики Казахстан на валютном рынке. Для усиления влияния денежно-кредитной политики на инфляцию совершенствовались инструменты денежно-кредитной политики. Так, с 1 июля 2005 года введены изменения в механизм денежно-кредитного регулирования, которые предполагают унификацию по срокам и ставкам отдельных операций денежно-кредитной политики, таких как депозитные и кредитные операции, выпуск краткосрочных нот, операции репо. Для усиления результатов унификации временно прекращено предоставление займов «овернайт», «овердрафт» и проведение операций прямого репо.
При увеличении в 3,5 раза объемов эмиссии краткосрочных нот (1960,2 млрд. тенге) их объем в обращении сократился за 2005 год с 396 млрд. тенге до 161 млрд. тенге. Это связано со значительным сокращением сроков обращения выпускаемых нот (с 243 дней в среднем за 2004 год до 30 дней в среднем за 2005 год). Объемы привлечения Национальным Банком Республики Казахстан депозитов от банков второго уровня за 2005 год увеличились в 3,4 раза до 2627,9 млрд. тенге. При этом, объем непогашенных обязательств Национального Банка Республики Казахстан по ним за 2005 год вырос на 10,3% с 78,8 млрд. тенге до 86,9 млрд. тенге. Несмотря на предпринятые Национальным Банком Республики Казахстан меры по достижению ценовой стабильности, инфляция из расчета в среднем за год составила 7,6%, превысив целевой ориентир на 2005 год (5,2-6,9%).
Национальный банк РК опубликовал основные направления своей денежно-кредитной политики на 2006 – 2008 гг. – стратегическую программу действий (см. Приложение 2). В эти три года будет происходить постепенное улучшение макроэкономических показателей. Инфляция за последние годы составила: в 2005 г.- 7,6%, в 2006 г. – 5,7-7,3%, в предстоящих годах она должна быть в пределах в 2007г. – 5-7%, 2008-5%.. В эти годы предполагается ужесточение денежно - кредитной политики. При разработке денежно-кредитной политики на 2006-2008 годы Национальным Банком Республики Казахстан были рассмотрены два сценарных варианта. Критерием разделения на сценарные варианты является уровень мировых цен на нефть (сценарий умеренных цен и сценарий высоких цен). Основной целью денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан на 2006-2008 годы при реализации сценария умеренных цен на нефть станет удержание инфляции в коридоре 5,7-7,3% и при реализации сценария высоких цен на нефть – в коридоре 6,9-8,5% [5, c. 2-3].
- Глава 1. Теоретические основы деятельности
- Глава 2. Операции Национального банка 12
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы деятельности Национального банка Республики Казахстан
- 1.1 Эволюция развития и правовой статус Национального
- Банка Республики Казахстан
- 1.2 Задачи и функции Национального банка
- Глава 2. Операции Национального банка
- 2.1 Структура и задачи органов Национального банка
- 2.2 Денежно-кредитная политика Национального Банка
- 2.3 Роль Национального банка в развитии экономики страны
- Заключение