logo
Национальный банк Республики Казахстан - проводник денежно-кредитной политики

1.3 Национальный банк как центральный банк РК

Центральный банк страны является главным звеном банковской системы любого государства. Создание центрального эмиссионного банка было обусловлено процессами концентрации и централизации капитала, переходом к единым национальным денежным системам.

Во всех развитых странах действует несколько законов, в которых сформулированы и закреплены задачи и функции центрального банка, а также определены инструменты и методы их осуществления.

Обычно основным правовым актом, регулирующим деятельность национального банка, выступает закон о центральном банке страны. Он устанавливает организационно-правовой статус центрального банка, процедуру назначения или выборов его руководящего состава, порядок взаимоотношений с государством и национальной банковской системой.

Наряду с законом о центральном банке взаимодействие между центральным банком и кредитными организациями регулируются законом о банковской деятельности.

Для определения роли центрального банка в экономических и политических процессах в стране очень важна степень его независимости. Под экономической независимостью обычно подразумевается возможность центрального банка использовать имеющиеся в его распоряжении инструменты без существенных ограничений. Степень политической независимости центрального банка определяется уровнем самостоятельности в его отношениях с органами государственного управления при выборе и проведении денежно-кредитной политики.

Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому основная цель их деятельности - укрепление денежного обращения, защита и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы страны, обеспечение эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.

В качестве «банка банков» центральный банк предоставляет кредитным институтам возможность рефинансирования. При этом по закону центральный банк вправе ограничить коммерческие банки страны в кредитных средствах. Наиболее распространены два вида операций центрального банка с кредитными институтами: покупка и продажа чеков и векселей; залоговые операции с ценными бумагами, векселями и платежными требованиями

Центральным банком РК является Национальный Банк РК, который является верхним уровнем банковской системы и представляет интересы страны в отношениях с центральными банками других стран, в международных банках и иных финансово-кредитных организациях.

НБ РК подотчетен Президенту РК

Центральный аппарат НБ РК располагается в г. Алматы. НБ РК может открывать свои филиалы и представительства в РК и за ее пределами.

Уставный капитал НБ РК принадлежит государству и формируется в размере не менее 20 миллиардов казахстанских тенге путем отчислений от нераспределенного чистого дохода.

Резервный капитал НБ РК формируется в размере не менее уставного капитала, пополняется за счет нераспределенного чистого дохода и предназначается исключительно для компенсации потерь и возмещения убытков по проводимым операциям в порядке, установленном Правлением НБ РК.

НБ РК представляет собой единую централизованную структуру с вертикальной схемой подчинения. Органами НБ РК являются Правление и Совет директоров (Директорат). В структуру НБ РК входят центральный аппарат, состоящий из департаментов и других подразделений, филиалы, представительства и организации.

Председатель НБ РК назначается Президентом РК с согласия Сената Парламента сроком на 6 лет. Председатель действует от имени и представляет без доверенности НБ РК в отношениях с государственными органами, банками, финансовыми, международными, иностранными и другими организациями. Председатель НБ РК наделен полномочиями принимать оперативные и исполнительно-распорядительные решения по вопросам деятельности НБ РК, за исключением полномочий, оговоренных настоящим Законом для Правления НБ РК, заключать от имени НБ РК договоры. Председатель НБ РК ответственен за деятельность НБ РК. Председателем НБ РК на сегодняшний день является Марченко Г.А.

Заместители Председателя НБ РК назначаются Президентом РК по представлению Председателя НБ РК сроком на 6 лет, независимо от сроков назначения Председателя НБ РК. Заместители Председателя представляют НБ РК без доверенности, подписывают документы в пределах своей компетенции.

Заместителями Председателя Национального Банка РК на данный момент являются Акишев Д.Т., Альжанов Б.А., Галиева Д.Т., Таджияков Б.Ш. Высшим органом НБ РК является Правление. Основные функции Правления НБ РК:

- одобрение государственной денежно-кредитной политики;

- утверждение нормативных правовых актов НБ РК, касающихся отдельных вопросов банковской деятельности, бухгалтерского учета, платежей и переводов денег, вексельного обращения, осуществления валютных операций и надзора за их соблюдением;

- определение номинальной стоимости и дизайна банкнот и монет на основе утвержденной Президентом РК концепции, принятие решения о выпуске банкнот и монет национальной валюты РК, замене банкнот и монет при изменении их дизайна или формы, а также установление порядка обмена ветхих и поврежденных банкнот и монет;

- установление официальной ставки рефинансирования;

- утверждение нормативов минимальных резервных требований для банков, нормативного правового акта о минимальных резервных требованиях для банков и другие.

По вопросам, отнесенным к его компетенции, Правление НБ РК принимает постановления.

Правление НБ РК состоит из девяти человек. В состав Правления НБ РК входят Председатель НБ РК и четыре должностных лица НБ РК, один представитель от Президента РК и два представителя от Правительства РК, а также руководитель уполномоченного органа.

Члены Правления НБ РК от Президента РК, Правительства РК и НБ РК назначаются и освобождаются соответственно Президентом РК, Правительством РК и Председателем НБ РК.

НБ РК координирует свою деятельность с Правительством РК. НБ РК и Правительство обязаны информировать друг друга о предполагаемых действиях и достигнутых результатах, имеющих общегосударственное значение, и проводить регулярные консультации.

Правительство не несет ответственности по обязательствам НБ РК, также как и НБ РК не несет ответственности по обязательствам Правительства, за исключением случаев, когда он принимает на себя такую ответственность.

НБ РК может действовать как банк, финансовый советник и агент государственных органов по соглашению с ними.

НБ РК выступает в качестве финансового советника Правительства РК при разработке и реализации политики государственного заимствования, формировании бюджетной политики по вопросам, связанным с денежно-кредитной политикой государства.

НБ РК вправе осуществлять операции с государственными ценными бумагами, выпущенными по решению Правительства РК.

НБ РК не вправе приобретать в свою собственность государственные ценные бумаги центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета при их размещении на первичном рынке. Центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета согласовывает с Национальным Банком Казахстана ежемесячные объемы выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга Правительства с учетом их воздействия на ликвидность банковской системы и приоритетов денежно-кредитной политики, условия допуска финансовых организаций к первичному размещению государственных ценных бумаг, выпущенных по решению Правительства.

денежный кредитный политика казахстан