logo
Ликвидность коммерческих банков

1. Управление ликвидностью коммерческого банка

Финансовый менеджмент банка имеет свои особенности, обусловленные самой природой банковской деятельности. Банки отличаются от предприятий полем их деятельности. Так, предприятия занимаются производством товаров, торговлей и оказанием услуг, а банки являются кредитно-финансовыми учреждениями и основное поле их деятельности - это работа на финансовых рынках. А финансовые операции составляют основную деятельность банков. Учитывая эти моменты можно сделать следующее заключение. Управление ликвидностью банка представляет собой управление его операциями и является составной частью взаимосвязанного процесса, в котором выделяют управление ликвидностью и платежеспособностью, управление банковскими рисками, управление доходностью, а также эффективностью выполнения отдельных видов банковских операций.

Объектами управления ликвидностью выступают непосредственно банк со всеми аспектами его финансовой деятельности, включая: капитал, привлеченные и заемные ресурсы, активы, финансовый инструментарий, ликвидность и платежеспособность, банковские продукты и операции, финансовые результаты и налоги ФЗ «О банках и банковской деятельности». От 03.02.96. .

Субъектами управления ликвидностью можно определить ответственное лицо или группу лиц, имеющих право принимать решения, которые несут ответственность за эффективность процесса управления банковским учреждением.

Финансовое планирование - это управление процессами создания, распределения и использования финансовых ресурсов банка, которое реализуется посредством разработки финансовых планов. Данный инструмент базируется на стратегическом плане банка, т.е. определение миссии, цели и концепции его развития и также на тактическом плане, т.е. бизнес-плане, определяющем конкретные мероприятия необходимые для достижения стратегических целей.

Регулирование является следующим инструментом ликвидности. Это объективный процесс, основой которого является определение границ, которое осуществляется с помощью разнообразных методов и соответствующих им инструментов для достижения определенной цели, что предусматривает влияние на объект управление для устранения отклонений от заданных параметров.

В составе финансового регулирования, учитывая специфику банковской деятельности необходимо выделить следующие функции: оперативное управление прибыльностью банка; оперативное управление финансовыми рисками банка; оперативное управление денежными средствами с целью поддержания необходимого уровня ликвидности Фетисов Г.Г. Устойчивость коммерческого банка и рейтинговые системы ее оценки. М.: Финансы и статистика, 2010..

Финансовый контроль - это система контроля, которая обеспечивает концентрацию контролирующих действий на наиболее приоритетных направлениях деятельности банка, своевременное выявление отклонений фактических ее результатов от предусмотренных бюджетами и принятие оперативных управленческих решений, которые обеспечивают нормализацию состояния банковского учреждения.

Рассматривая финансовую безопасность как экономическую категорию необходимо отметить, что она включает в себя понятие финансовой устойчивости, то есть финансовая устойчивость коммерческого банка является важным условием обеспечения его финансовой безопасности.

Методы обеспечения финансовой устойчивости делятся на внутренние и внешние. В свою очередь, внутренние методы обеспечения финансовой безопасности могут быть разделены на регулирующие (управление активами и пассивами банка; оптимизация ресурсов; диверсификация деятельности и т.д.) и стабилизирующие (формирование страховых резервов; повышение прибыльности; эффективность менеджмента; снижение уровня риска и т.д.). Данный вариант деления имеет свои недостатки, так как игнорирует инструменты финансового менеджмента.

Еще выделяют внешние инструменты обеспечения финансовой безопасности коммерческих банков, к которым можно отнести банковский контроль, банковский надзор и банковское регулирование.

Рассматривая классификацию внешних инструментов, влияющих на ликвидность банков и банковскую систему, предлагается иной подход, который, как и в случае с внутренними инструментами делит их на две группы:

1. Регулирующие (денежно-кредитные, правовые и экономические);

2. Стабилизирующие (регистрация, лицензирование, реорганизация).

В данной классификации методы перекликаются один с другим, часто дублируя функции друг друга. Например, правовые регулирующие методы, включают в себя регистрацию и лицензирование из группы стабилизирующих факторов. Поэтому, на наш взгляд, в качестве базовой классификации более предпочтительно использовать общепринятую методологию, согласно которой основными внешними инструментами влияния на банки и банковскую систему являются банковское регулирование, надзор и контроль.

Внешние инструменты обеспечения ликвидности банков направлены на Балабанов И.Т. и др. Деньги и финансовые институты. СПб.: Питер, 2010.:

· создание законодательных и других условий, которые позволяют реализовать банкам свои экономические интересы и создают условия для недопущения превышения некоего критического уровня рискованности их деятельности;

· влияние на операции коммерческих банков путем денежно-кредитного регулирования, которое так же влияет на объем и структуру денежной массы в обращении, а также на объем ресурсов банков;

· обеспечение эффективного банковского надзора согласно базовым принципам Базельского комитета и действующего законодательства РФ путем сочетания начального контроля, безвыездного надзора, выездного контроля и системного анализа деятельности банка.

Одним из основных элементов, влияющих на финансовую безопасность банков, является банковское регулирование.

Не совсем корректным является ограничение банковского регулирования функциями пассивного влияния в виде системы правил, поскольку очевидно, что данная система лишь базис для активных действий государства и его органов по недопущению кризисных явлений в банковской системе.

В соответствии с ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» банковское регулирование является одной из функций ЦБ РФ. Рассматриваемую функцию другие нормативно-правовые акты не относят к другим органам государственной власти. Из этого следует, что банковское регулирование является прерогативой Банка России Балабанов И.Т Основы финансового менеджмента. М.: Финансы и статистика, 2011..

Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в главе X определяет главные цели банковского регулирования и надзора: поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Таким образом, банковское регулирование является комплексом мероприятия, используя которых государство через центральный банк обеспечивает стабильное и безопасное функционирование, предупреждает дестабилизационные процессы в банковском секторе, создавая необходимые условия к формированию достаточного уровня финансовой безопасности отдельно взятого банка и банковской системы страны в целом.

В частности к превентивным мероприятиям можно отнести требования относительно и размера и структуры собственного капитала, требования относительно ликвидности, диверсификация банковских рисков и ограничение выполняемых операций.

Например, в Инструкции Центрального банка РФ об обязательных нормативах банков от 3 декабря 2012 г. № 139-И установлено числовые значения и методику расчета следующих обязательных нормативов банков Усоскин В.М. Современный коммерческий банк: управление и операции. М.: Финансы и статистика, 2013.:

· достаточности собственных средств (капитала);

· ликвидности;

· максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

· максимального размера крупных кредитных рисков;

· максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам);

· совокупной величины риска по инсайдерам банка;

· использования собственных средств (капитала) банков для приобретения акций (долей) других юридических лиц.

К протекционным мероприятиям относятся:

· создание системы гарантирования вкладов;

· формирование банками резервов на покрытие кредитных и др. рисков;

· рефинансирование центральным банком коммерческих банков;

· помощь других государственных органов.

Большое значение для обеспечения эффективности банковского регулирования имеет правовое обеспечение. Элементами правового обеспечения банковской системы РФ являются: законы РФ, указы Президента РФ, постановления Государственной Думы и Кабинета Министров, приказы министерства финансов, постановления Банка России и договоры между субъектами кредитно-денежных отношений.

В современных условиях банковское регулирование сводится, прежде всего, к надзору за операциями банков в интересах стабильности всей экономики. Осуществление банковского надзора является одним из важнейших методов обеспечения необходимого уровня финансовой безопасности банков.

Базовые принципы эффективного управления ликвидностью банка сформулировал Базельский комитет по банковскому регулированию в 1997 г. Банковское дело./ Под ред. Лаврушина О.И. М.: Финансы и статистика, 2010.:

· основной целью управления ликвидностью банка является уменьшение риска потерь для вкладчиков и других кредиторов, а также поддержание доверия к финансово-банковской системе;

· органам управления ликвидностью банка необходимо оказывать содействие организации рыночной дисциплины за счет установления эффективного корпоративного руководства, а также оказывать содействие увеличению прозрачности рынка для облегчения контроля;

· для эффективного выполнения своих обязанностей сотрудники должны иметь операционную независимость, средства и полномочия для получения информации, как на месте, так и дистанционно, а также полномочия для применения принятых решений;

· органы управления ликвидностью банка должны полностью понимать природу банковских операций и контролировать риски, с которыми сталкиваются банки;

· органы управления ликвидностью банка должны быть уверены в том, что ресурсы банков достаточные для того, чтобы брать на себя тот или иной риск.

Согласно базовой квалификации, последней группой внешних инструментов обеспечения финансовой безопасности, является банковский контроль.

Все это обуславливает разнообразие форм государственного контроля за банковской деятельностью. В зависимости от времени существования банковский контроль делят на предварительный и последующий. предварительный контроль предшествует выполнению определенных денежно-расчетных операций. Последующий контроль состоит в изучении результатов осуществления банковских операций.

ликвидность коммерческий банк финансовый