logo
Казначейская система исполнения бюджета в РФ

4.2 Структура и организация органов казначейства

Основная стратегия построения системы казначейства - создание Казначейства России и обеспечение ему возможности наблюдения и контроля за расходами и доходами бюджета через систему балансовых счетов, централизация выплат прочих средств с тем, чтобы они проходили через казначейство. На рисунке 4.2.1 представлено место Казначейства России в бюджетной системе Российской Федерации.

Рисунок 4.2.1 - Место Казначейства России в бюджетной системе Российской Федерации

Структура и организация органов казначейства способствуют реализации принципов бюджетного федерализма. Через систему этих органов обеспечивается вертикальное и горизонтальное выравнивание доходов бюджета, они имеют полный набор средств и методов для перераспределения средств между соответствующими бюджетами. Органы казначейства в состоянии обеспечить претворение в жизнь принципа фактического равноправия всех элементов бюджетной системы в межбюджетных отношениях при условии выработки определенных правил и процедур.

В настоящее время создана единая централизованная система органов Казначейства России. Тип организационной структуры этой системы - централизованная, многоуровневая, иерархическая. Структура построения соответствует существенному административно-территориальному делению Российской Федерации. Организационно-функциональная структура содержит три уровня иерархии, представленные на рис. 4.2.2.

Рисунок 4.2.2 - Организационно-функциональная структура содержит три уровня иерархии

Целесообразность создания трехуровневой системы казначейских органов обосновывается прежде всего тем, что Казначейства России как центральный орган состоящий из ряда управлений, в состав в которых входят соответствующие отделы, отвечающие за выполнение основных казначейских функций, УФК, отвечающих за операции казначейства в регионах и сети отделений Федерального казначейства (ОФК), непосредственно работающих с бюджетополучателями и налогоплательщиками. Эффективное функционирование казначейства основывается на полной подчиненности ОФК УФК, которые в свою очередь непосредственно подчиняются Казначейству России, преобразованному из Главного управления Федерального казначейства в 2005 г.

Казначейство России возглавляет руководитель, назначаемый на должность Правительством Российской Федерации по представлению министра финансов. Ему подчиняются территориальные органы управления и заместители, курирующие управления в составе Казначейства России.

Выполнение функций, перечисленных ранее, в Казначействе России закреплено за соответствующими структурными подразделениями, представленными на рисунке 4.2.3. В этом органе созданы специализированные управления, подчиняющиеся соответствующему заместителю, имеющие в своем составе отделы, ориентированные на выполнение определенного круга функциональных задач.

Рисунок 4.2.3 - Структура Казначейства России

Управление Федерального Казначейства (далее УФК) по республикам в составе Российской Федерации, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу возглавляются руководителями, назначаемыми на должность и освобождаемыми от занимаемых должностей министром финансов по представлению руководителя Казначейства России.

Примерная организация структуры УФК представлена на рис. 4.2.4.

Рисунок 4.2.4 - Примерная структура УФК

Основные функции УФК:

- организация бюджетного и финансового исполнения бюджета Российской Федерации исходя из принципа единства кассы;

- руководство ТОФК (территориального органа федерального казначейства);

- доведение до ТОФК размеров ассигнований из федерального бюджета;

- учет распорядителей бюджетных средств;

- распределение в установленных размерах доходов между федеральным бюджетом Российской Федерации и бюджетами субъектов РФ;

- краткосрочное прогнозирование и кассовое планирование средств бюджета Российской Федерации;

- сводный систематический, полный и стандартизированный учет операций по движению бюджетных средств;

- внедрение и эффективное использование единой информационно-телекоммуникационной системы Казначейства России и т.д.

Все органы Казначейства России - юридические лица, они относятся к органам исполнительной власти и руководствуются в своей деятельности законодательными и нормативно-правовыми документами, утвержденными Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Минфином страны или по согласию с ним. Любые документы других министерств и ведомств по вопросам исполнения федерального бюджета не являются руководящими для органов Казначейства России.

Таким образом, любые действия по исполнению федерального бюджета могут быть осуществлены органами казначейства только на основании документов, принятых в рамках правоотношений по вопросам исполнения федерального бюджета уполномоченными органами. Принимать самостоятельные решения и руководствоваться ненадлежащими документами органы Казначейства России не имеют права.

При такой организации Правительству Российской Федерации обеспечивается полная, надежная, оперативная и достоверная информация по бюджетным и внебюджетным операциям органов государственного управления, а также об исполнении бюджета и других операциях региональных и местных органов государственного управления с тем, чтобы иметь возможность эффективно корректировать исполнение бюджета с учетом развития событий в экономике.

Система органов Казначейства России в рамках поставленных перед ней задач обеспечивает:

- финансовое исполнение федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов;

- учет операций по движению государственных ресурсов, находящихся в ведении Правительства Российской Федерации;

- сбор, обработку и анализ данных о состоянии государственных ресурсов;

- контроль за поступлением и целевым использованием государственных финансовых ресурсов;

- ведение сводного реестра распорядителей государственных финансовых ресурсов;

- краткосрочное прогнозирование объемов государственных ресурсов;

- краткосрочное планирование государственных финансовых ресурсов;

- распределение доходов и учет взаимных расчетов между федеральным бюджетом и бюджетом субъектов РФ;

- регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и бюджетом субъектов РФ;

- размещение на возвратной и платной основе государственных финансовых ресурсов;

- осуществление взаимодействия с Банком России и ФНС России и иными государственными органами власти и управления в целях улучшения исполнения федерального бюджета;

- обслуживание совместно с Банком России и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга и т.д.