Инструменты и методы денежно-кредитной политики
2.2 Структура Центрального Банка России
Центральный банк в пределах своих полномочий, предоставленных Конституцией РФ и федеральными законами, независим в своей деятельности от распорядительных и исполнительных органов государственной власти и подотчетен высшему законодательному органу своего государства - Государственной Думе Федерального Собрания РФ.
Высшим органом Центральный банк является Совет директоров, который определяет основные направления его деятельности и осуществляет руководство и управление им. Это коллегиальный орган, в состав которого входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров. Председатель назначается на должность Государственной Думой сроком на 4 года большинством голосов от общего числа депутатов. Члены совета работают на постоянной основе в Банке России.
Совет директоров в соответствии со ст. 16 Закона выполняет следующие задачи:
1) разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики государства во взаимодействии с Правительством РФ;
2) утверждает годовой отчет Центральный банк и представляет его Государственной Думе;
3) рассматривает и утверждает счету расходов Центральный банк на очередной год;
4) определяет структуру его подразделений;
5) принимает решения, касающиеся:
· создания и ликвидации учреждений и организаций Центральный банк;
· установления обязательных нормативов для кредитных организаций;
· величины резервных требований;
· изменения процентных ставок Центральный банк;
· определения лимитов операций на открытом рынке;
· участие в международных организациях;
· купли и продажи недвижимости для обеспечения деятельности Центральный банк;
· применения прямых количественных ограничений;
· выпуска и изъятия банкнот и монет из обращения, об общем объеме выпуска наличных денег;
· порядка формирования резервов кредитными организациями;
6) вносит в Государственную Думу предложения об изменении уставного капитала Центральный банк;
7) утверждает порядок своей работы;
8) назначает главного аудитора Центральный банк;
9) утверждает его внутреннюю структуру;
10) определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему РФ.
Для совершенствования денежно-кредитной системы и координации работы Центральный банк, законодательных и исполнительных органов власти, министерств, ведомств, хозяйственных структур и кредитных учреждений при нем создан Национальный банковский совет, в состав которого входят по два председателя от палат Федерального Собрания РФ и Правительства РФ, а также министр финансов РФ и министр экономики РФ. Остальные его члены назначаются Государственной Думой по представлению Председателя Центральный банк. Как экспертно-совещательный орган он выполняет следующие функции:
· рассматривает проекты основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, политики валютного регулирования и валютного контроля;
· определяет концепцию совершенствования и развития банковской системы;
· разрабатывает основные принципы организации системы расчетов в РФ и регулирования деятельности кредитных организаций;
· осуществляет экспертизу проектов законов и иных нормативных актов в области банковского дела.
Закон подтверждает организацию Центральный банк по принципу единой централизованной системы с вертикальной схемой подчинения, включающей центральный аппарат, территориальные учреждения, РКЦ, вычислительные центры, учебные и другие учреждения. Национальные банки республик в составе РФ являются территориальными учреждениями Центральный банк. Как подразделения Банка России они не имеют статуса юридического лица. Кроме того, они не могут принимать решения нормативного характера, а также выдавать гарантии, поручительства, вексельные и другие обязательства.
Центральный банк Российской Федерации имеет уставной капитал, служащий обеспечением его обязательств, может создавать за счет своей прибыли резервы и фонды различного назначения, в том числе страховой фонд, формируемый за счет обязательных отчислений коммерческих банков на условиях и в порядке, определяемых Уставом банка. Нормативы отчислений прибыли в эти фонды и порядок их расходования определяются Советом директоров.
Центральный банк издает нормативные акты, которые обязательны для федеральных органов государственной власти, субъектов федерации, органов местного самоуправления, а также для всех юридических и физических лиц. Они не имеют обратной силы.
Отчетный период устанавливается с 1 января по 31 декабря каждого года. Структура баланса банка определяется Советом директоров. Годовой отчет представляется ежегодно Государственной думе не позднее 15 мая. Последняя рассматривает его до 1 июля очередного года и направляет со своим заключением Правительству и Президенту РФ. После этого он публикуется не позднее 15 июля очередного года. Кроме того, центральный банк ежемесячно публикует сой баланс, данные о денежном обращении, включая динамику и структуру денежной массы, обобщенные данные о своих операциях.
Центральный банк перечисляет в федеральный бюджет 50% фактически полученной балансовой прибыли по итогам года после утверждения годового отчета банка Советом директоров, оставшуюся прибыль - в резервы и фонды различного назначения. Он и его учреждения освобождаются от уплаты всех налогов, сбора пошлин и других платежей на территории РФ.
Для рассмотрения годового отчета центрального банка Государственная Дума до завершения отчетного года принимает решение об его аудите и назначает аудиторскую фирму, имеющую лицензию на осуществление банковского аудита на территории Российской Федерации.
Внутренний аудит Центральный банк осуществляется службой главного аудитора, непосредственно подчиненной Председателю Центральный банк.
-->
Содержание
Похожие материалы