logo search
Г

3. Государственный кредит

Государственный кредит отражает кредитные отно­шения по поводу аккумуляции государством денежных средств на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредиторами выступают физические и юридические лица, кредитополучателем — государство в лице его органов (министерства финансов, местных органов власти).

Кредитополучателю данная форма кредита позволяет моби­лизовать дополнительные денежные ресурсы на покрытие бюд­жетного дефицита (государственных расходов) без использования с этой целью бумажно-денежной эмиссии, для неинфляционного финансирования государственного долга, с целью регу­лирования кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирования финансового рынка.

В условиях развития инфляционного процесса государст­венные займы у населения временно уменьшают его платежеспо­собный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, вернее, происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок.

Местные органы власти осуществляют мобилизацию средств на кредитной основе, чтобы использовать их на благоустройст­во городских и сельских районов, строительство, реконструк­цию объектов здравоохранения, культурного, просветительско­го, жилищно-бытового назначения и др. В результате сокращает­ся спрос этих органов на средства из государственного бюджета.

Для кредиторов государственный кредит — форма сбереже­ния, инвестирования средств в ценные бумаги, приносящие до­полнительный доход. Велика и гарантия выполнения условий кредитной сделки со стороны государства. Рынок государствен­ных ценных бумаг предоставляет первичным инвесторам (кре­диторам) ряд уникальных возможностей: гарантию полноты и своевременности платежей; возможность единовременного раз­мещения практически неограниченных сумм денежных средств; высокую ликвидность; относительно высокую доходность; на­личие эффективной системы безналичных расчетов по ценным бумагам и др.

Государственный кредит бывает нескольких видов, что обу­словлено рядом факторов:

В зависимости от характеристики кредитополучателя госу­дарственный кредит бывает централизованным и децентрали­зованным. В первом случае в качестве кредитополучателя высту­пают Совет Министров и его центральный финансовый орган (Министерство финансов), во втором — местные органы власти. Децентрализованные займы проводятся для частичного покры­тия расходов местного бюджета, среди них целевые — для финансирования конкретных проектов, связанных с социаль­но-экономическим развитием области, города, района. Мест­ные займы обеспечиваются материальными, финансовыми и невещественными активами, находящимися в коммунальной собственности. Так, в 1993 г. в Республике Беларусь был прове­ден первый выигрышный заем муниципальных долговых обя­зательств (облигаций) со сроком их обращения 6 месяцев. Эми­тентом облигаций выступил Мингорисполком. Облигации вы­пускались в целях привлечения денежных средств населения для финансирования жилищного строительства. Всем владель­цам облигаций эмитент предложил без очереди купить кварти­ры в Минске. Городской заем был погашен в срок, результаты его положительные.

По месту получения кредита государственный кредит под­разделяется на внутренние и внешние займы. По срокам они делятся на краткосрочные (до 1 года) и долгосрочные (свыше 1 года). В каждом конкретном случае оговариваются условия, формы и сроки государственного кредита.

В зависимости от формы и порядка оформления кредитных отношений различаются государственные облигационные и без­облигационные обязательства (займы). Выпуск разного рода казначейских обязательств, векселей, кредитование централь­ным банком государственного бюджета — это примеры безоб­лигационных займов.

Ценные бумаги государства делятся на две группы: бумаги, которые могут обращаться на вторичном рынке (казначей­ские векселя (обязательства), облигации), и бумаги, не посту­пающие на вторичный рынок (сберегательные облигации; об­лигации (или другой вид ценной бумаги), оформляющие внеш­ний долг; облигации местных органов власти).

Приобретая ценную бумагу, выпущенную правительством, обращают внимание на ее доходность, которая обусловлена ви­дом ценной бумаги, ее номинальной величиной, сроком обра­щения, условиями выпуска, степенью риска, темпами инфля­ции. Основная проблема — в возможности изменения ожидае­мых темпов инфляции: если они повышаются, то кредиторы несут убытки, а кредитополучатель получает прибыль.

Для кредиторов (юридических и физических лиц) имеются и другие риски, например кредитный, рыночный, процентный. Кредитный риск, присущий ценным бумагам, выпущен­ным правительством, связан с вероятностью того, что финансо­вые возможности эмитента (государства) уменьшатся и он ока­жется не в состоянии выполнить свои финансовые обязательства. Кредитный риск, связанный с обязательствами государ­ства, вытекает из особенностей должника или эмитента, из ха­рактера экономических объектов, на которых лежат обяза­тельства, из способности взимать налоги и получать займы.

Рыночный риск происходит из того, что в связи с не­предвиденными изменениями на рынке ценных бумаг или в экономике привлекательность правительственных ценных бу­маг в качестве объекта вложений (инвестиций) может быть от­части утрачена, так что их продажа станет возможной лишь со скидкой или в известной мере в принудительном порядке.

Процентный риск — это риск изменения процентных ставок и связанный с этим риск снижения их рыночной цены. Причинами могут быть фиксация процента по облигациям в до­говорном порядке в момент их выпуска и относительная свобо­да колебаний рыночных ставок вверх и вниз.

В процессе инвестиций в ценные бумаги следует соблюдать правило диверсификации вложений: риск серьез­ных потерь снижается путем распределения вложений между множеством разных ценных бумаг. Вложения целесообразно ограничивать по видам ценных бумаг, отраслям экономики, ре­гионам, сроку погашения по долговым обязательствам.

Республика Беларусь как суверенное государство также ис­пользует займы — как краткосрочные, так и долгосрочные. Исто­рия белорусских займов началась в 1990 г. с принятием поста­новления Совета Министров БССР "О выпуске и порядке рас­пространения Белорусского республиканского внутреннего пя­типроцентного займа 1990 года". Он выпускался на 16 лет, од­нако в 1995 г. в связи с изменившейся экономической ситуаци­ей Кабинет Министров Республики Беларусь принял решение о досрочном выкупе облигаций займа.

Постановлениями Совета Министров Республики Беларусь в 1993—1994 гг. и в последующие периоды определены поря­док выпуска и условия обращения и погашения государствен­ных краткосрочных облигаций (ГКО). Рынок ГКО успешно раз­вивается.

Выпуск государственных краткосрочных облигаций осу­ществляется с целью привлечения временно свободных средств юридических и физических лиц, в том числе иностранных, для финансирования государственных расходов. Облигации выпу­скаются по решению Совета Министров Республики Беларусь Министерством финансов, являются государственными ценны­ми бумагами и размещаются среди инвесторов на добровольной основе. Эмиссия облигаций осуществляется в виде записей по счетам регулярно со сроками их обращения от 1 до 12 месяцев.

Первичное размещение облигаций производится путем их продажи на аукционе инвесторам — участникам аукциона. При первичном размещении облигации продаются на дисконт­ной основе (по стоимости ниже номинальной) по предлагаемым на аукционе ценам, но не ниже цен, устанавливаемых Минис­терством финансов в день проведения аукциона. Выпуск обли­гаций считается состоявшимся, если при первичном размеще­нии продана определенная доля от их общего количества (нап­ример, не менее 10 %). Первичные инвесторы имеют право в ус­тановленном законодательством порядке продавать облигации на вторичном рынке ценных бумаг через биржи.

Национальный банк, как центральный депозитарий, по сог­ласованию с Министерством финансов может продавать на вто­ричном рынке ценных бумаг облигации, не реализованные при первичном размещении, в течение срока их обращения по це­нам не ниже установленных в день проведения аукциона. Пра­вительство обязуется погасить облигации по истечении срока их обращения.

Инвесторы получают доход в виде разницы между ценами реализации (погашения) и ценами приобретения облигаций.

Повышение рейтинга государственных краткосрочных об­лигаций связано со стабилизацией обменных курсов белорус­ского рубля к иностранным валютам, что приводит к оттоку де­нежных средств с валютного сектора рынка, а также со сниже­нием уровня инфляции и введением положительных ставок ре­финансирования Национального банка.

С 1996 г. начался выпуск долгосрочных облигаций с купон­ным доходом.

Выпуск долгосрочных государственных облигаций Респуб­лики Беларусь осуществляется с целью снижения темпов ин­фляции и исполнения республиканского бюджета по расходам. С их помощью можно цивилизованным путем отсрочить выпла­ты по существующему государственному долгу, увеличить сро­ки государственных заимствований, снизить неплатежи. Ми­нистерство финансов определяет объем и дату выпуска облига­ций, срок обращения и погашения, номинальную стоимость од­ной облигации, процентную ставку, а также выбирает первич­ных инвесторов.

С целью привлечения валютных сбережений населения для финансирования экономики Совет Министров Республики Бе­ларусь в 1999 г. принял постановление об основных условиях выпуска облигаций государственного выигрышного валютного займа Республики Беларусь. Объемы эмиссии облигаций учитываются при формировании республиканского бюджета на со­ответствующий финансовый год и могут уточняться при его ис­полнении. С марта 2000 г. Национальный банк Республики Бе­ларусь приступил к размещению первого выпуска облигаций, номинированных в свободно конвертируемой валюте, для фи­зических лиц.

Распространение ценных бумаг среди населения происходит на добровольной основе и является альтернативой банковским вкладам. Погашение выпусков облигаций осуществляет Наци­ональный банк, который обязуется возвратить их номиналь­ную стоимость и выплатить процентный доход по ним в свобод­но конвертируемой валюте.

С июня 2002 г. у граждан появилась новая возможность для сбережений: поступили в продажу облигации первого выпуска государственного сберегательного займа для физических лиц номинальной стоимостью 100 000 р. Годовая доходность этих ценных бумаг установлена на уровне ставки рефинансирования Национального банка, умноженной на коэффициент индекса потребительских цен.

Следует отметить, что Национальный банк Республики Бе­ларусь в рамках реализации денежно-кредитной политики вы­пускает свои ценные бумаги (краткосрочные обязательства (об­лигации)). Эмиссия начата банком с 1995 г. Ценные бумаги На­ционального банка не предназначены для кредитования бюд­жетного дефицита, а являются средством денежно-кредитного регулирования.

Целями развития рынка государственных ценных бумаг яв­ляются:

Операции на открытом рынке с государственными ценными

бумагами производятся также для управления ликвидностью банковской системы.

Для внутреннего государственного кредита Республики Бе­ларусь характерна такая форма как кредитование Националь­ным банком государственного бюджета. Нацбанк может предо­ставлять Совету Министров республики, местным органам вла­сти кредиты, обеспеченные долговыми обязательствами на предъявителя. Совокупная сумма этих кредитов ограничивает­ся определенными экономическими параметрами.

Государственный кредит формирует часть государственного внутреннего долга. Значительная доля государственного долга состоит из внешних займов, которые связаны с развитием меж­дународного кредита.