К теме 4. Маркетинговая стратегия коммерческого банка
Сущность и основные типы маркетинговой стратегии коммерческих банков.
Порядок разработки маркетинговой стратегии банка.
Работа банка по формированию клиентской базы.
МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ БАНКА - это программа маркетинговой деятельности банка на целевых рынках, план достижения маркетинговых целей, к-рый предусматривает:
сегментацию рынка;
отбор целевых рынков, т.е. определение целевых сегментов, на к-рых банк будет ориентировать свою деятельность;
позиционирование банковских услуг на рынке, т.е. определение места банковских услуг данного конкретного банка среди аналогичных услуг конкурентов;
определение конкурентов-мишеней;
определение конкурентных преимуществ.
Основными этапами разработки М.с.б. являются следующие.
Подготовка аналитических экономических обзоров. Аналитические обзоры необходимы для правильного определения тенденций развития экономики региона, страны и мирового хозяйства, а также для получения индикаторов, указывающих на существование различных видов финансовых рынко
Определение целевых рынков. Формулировка основных стратегически важных направлений работы банка на финансовых рынках и перечисление тех рынков банковских услуг, к-рые попадают в сферу этих основных направлений деятельности.
Сбор и обработка внутренней информации. Изучение возможностей банка по созданию удовлетворительных компонентов маркетинг-миксов на каждом из целевых рынков.
Формулирование целей банка. В ходе сопоставления возможностей развития на каждом из целевых рынков и ресурсов банка, необходимых для обеспечения удовлетворительной деятельности на этих рынках, банк формулирует краткосрочные и перспективные долгосрочные цели для каждого целевого рынка.
Сбор информации о целевых рынках. Детальное изучение характеристик спроса на банковские услуги и потребительского поведения на каждом из целевых рынков. Определение целевых сегментов на неоднородных рынках.
Разработка маркетинг-микса. Для каждого из целевых рынков, а также целевых сегментов разрабатывается маркетинг-микс с учетом целей банка на данных направлениях и ограничений ресурсов банка, направляемых для достижения поставленных целей. На этой стадии определяется конечное число банковских услуг и банковских продуктов, политика доходности банка для каждого вида услуг и расходы по распространению и продвижению этих услуг. Эта информация в дальнейшем используется банком для планирования операций.
Стратегическое планирование. Разработка планов и бюджетов реализации маркетинговой стратегии, к-рые являются практическим инструментом для выполнения работы банка по достижению поставленных целей и руководством к практическим действиям для подразделений и сотрудников банка. Стратегическое планирование является функциональным следствием разработки маркетинговой стратегии.
Мониторинг положения банка на рынке. Для организации необходимой в управлении банком обратной связи между финансово-хозяйственными мероприятиями банка и изменениями рынка, к-рая ведет к внесению необходимых изменений в маркетинговую стратегию и стратегические планы, необходимо постоянное наблюдение за положением банка на рынке.
Рабочие корректировки маркетинговой стратегии. Проводимые регулярно в определенные сроки или внепланово вследствие изменений в положении банка на рынке и необходимости оперативного реагирования на них.
Чтобы разработка маркетинговой стратегии банка происходила с наименьшими затратами времени и средств, а также для того, чтобы она завершилась созданием практически применимого финансово-хозяйственного инструмента — приемлемой маркетинговой стратегии, ее необходимо осуществлять, создав для этих целей временный или постоянный рабочий коллектив и выделив эту задачу в самостоятельный внутренний проект банка.
В коллектив разработчиков маркетинговой стратегии наряду с высшим руководством банка должны непременно входить сотрудники:
отдела стратегии и развития;
экономического отдела;
отдела маркетинга;
отдела рекламы и связей с общественностью;
отдела обслуживания клиентов;
бухгалтерии;
всех операционных отделов.
Для выполнения нек-рых функций, напр. подготовки аналитических обзоров рынка или специальных маркетинговых исследований, возможно привлечение сторонних специалистов из консультационных и исследовательских компаний.
Внутрибанковская информация, также необходимая при разработке маркетинговой стратегии, обычно собирается и обрабатывается отделами маркетинга или стратегии и развития с помощью комплексной маркетинговой информационной системы.
Зачастую на практике, особенно в банках со сложившимися деловыми традициями и принципами работы, разработка маркетинговой стратегии связана с признанием отсутствия этого важного инструмента хозяйствования в арсенале руководства банка. Действительно, в активно работающем реальном банке бывает непросто отвлечься от текущих задач финансово-хозяйственной деятельности, признаться в отсутствии четко сформулированных долгосрочных стратегических целей и приступить к их разработке. Однако эта работа никогда не пропадает зря, что подтверждается многолетним опытом развития ведущих мировых банков.
Разработка маркетинговой стратегии банка, последующих детализированных планов и бюджетов, а также корректировки стратегии сопряжены с существенными рисками совершения системных ошибок, последствия к-рых трудно предугадать. К наиболее типичным ошибкам такого рода относятся разработка отдельных элементов маркетинговой стратегии в различных отделах банка без взаимоувязки и обмена информацией, нарушение последовательности стадий разработки маркетинговой стратегии, использование ненадежных данных о целевых рынках и экономике в целом.
Существует несколько типов маркетинговых стратегий банков.
• Новаторские (инновационные) стратегии. Применяются в основном банками, недавно появившимися на рынке, с именем к-рых потребители пока не связывают определенных стандартов банковских услуг, или банками, стремящимися изменить свой корпоративный имидж. Банк использует новые технологии и новых, или прошедших переподготовку, людей, чтобы повысить качество услуг, получить конкурентные преимущества и закрепить за собой имидж банка-новатора.
• Стратегии агрессивной экспансии на новые рынки. Применяются, когда банк принимает решение о выходе на другие региональные рынки или на рынки услуг, к-рые ранее не предоставлялись клиентам этого банка. Стратегия агрессивной экспансии подразумевает использование всех маркетинговых средств для расширения доли банка на новом рынке. В области стратегического планирования эти маркетинговые стратегии, как правило, сопровождаются согласованными инвестиционными стратегиями.
• Стратегии диверсификации. Применяются главным образом молодыми банками, к-рые традиционно специализируются на отдельных видах операций и банковских услуг. Чтобы сохранить клиентскую базу, быть конкурентоспособным и предлагать потребителям все требуемые банковские услуги, банк становится универсальным, осуществляя операции на всех финансовых рынках и предлагая клиентам полный банковский сервис.
КОМПЛЕКС МАРКЕТИНГА – совокупность управляемых параметров деятельности банка, манипулируя к-рыми он старается наилучшим образом удовлетворить потребности целевых рынков..
К.м. объединяет все переменные факторы, посредство к-рых банк может оказывать воздействие на свою клиентуру с целью обеспечения желаемой ответной реакции с ее стороны. К таким факторам относятся:
продуктовая стратегия;
стратегия ценообразования, стратегия распространения банковских продуктов;
коммуникационная стратегия (комплекс стимулирования потребителя).
МАРКЕТИНГОВЫЙ ПЛАН БАНКА - программа действий банка, направленная на продвижение товаров и услуг с учетом конкретной рыночной ситуации.
М.п. содержит:
анализ рыночных исследований по предоставлению банковских услуг;
определение ценовой политики банковских услуг;
план объемов банковских продуктов и услуг;
план по привлечению финансово устойчивых клиентов;
мероприятия по качественному обслуживанию клиентов (разработка стандартов качества обслуживания по каждой группе целевых клиентов);
план рекламной кампании для поддержания положительного имиджа банка среди целевых, потенциальных клиентов и общественности;
план развития филиальной сети.
КЛИЕНТСКАЯ БАЗА БАНКА – часть потенциальных потребителей рынков банковских услуг, к-рая находится в пределах возможных контактов с банком по территориальному признаку.
Для формирования К. б. б. используются все маркетинговые комплексы стимулирования:
Личный контакт с потенциальными клиентами и партнерами;
Реклама: прямая (рекламные кампании в средствах массовой информации, выпуск сувенирной продукции с символикой банка и т.п.); косвенная (спонсирование благотворительных акций, культурных мероприятий, спортивных команд и т.п.);
Стимулирование сбыта (кратковременные меры поощрения клиента – льготные процентные ставки, продажа ценных бумаг по льготному курсу в течение фиксированного короткого периода времени, льготный комплекс обслуживания);
Клиент должен, во-первых, понять суть новой услуги или комплекса услуг, во-вторых, понять ее преимущества перед уже существующими услугами и осознать, что именно этой формы обслуживания ему не хватало. При традиционной форме деятельности банка (привлечение депозитных вкладов, открытие счетов) службе маркетинга следует подчеркивать преимущества реализации банковского продукта по сравнению с банками-конкурентами (разница процентных ставок, прочность и надежность финансового положения банка, быстрота выполнения операции и пр.).
Паблисити – создание и поддержание образа банка путем сообщения важных сведений о нем и благожелательного представления в публикациях и материалах, проведение презентаций, участи в выставках, презентациях и пр.
Для создания образа банка и «напоминаний о себе» службой маркетинга используются средства прямой и косвенной рекламы, а также световая реклама на улицах, визуальная реклама на престижных мероприятиях, качественная телевизионная реклама, не перегруженная излишней информацией. Название банка должно отложиться в сознании как имя солидного банка с твердым положением.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ КЛИЕНТСКОЙ БАЗЫ предусматривает постоянный контроль ее состояния – мониторинг клиентуры. К числу показателей, к-рые необходимо отслеживать, относятся:
общая численность клиентов;
сумма средств на клиентских счетах;
кол-во открытых и закрытых счетов за отчетный период (обычно – одна неделя или месяц);
распределение средств клиентов по видам вкладов;
распределение средств по размерам вложений и т.д..
Коэффициент текучести клиентов банка рассчитывается по формуле:
где ЗС – среднее кол-во закрытых счетов за анализируемый период;
С – среднее кол-во счетов.
А налогично рассчитывается коэффициент привлечения клиентов:
где ОС – среднее кол-во открытых счетов за анализируемый период;
С – среднее кол-во счетов.
Также можно выделить коэффициент постоянства клиентов (КП1), к-рый показывает, какая часть клиентов, к-рые открыли счет в банке, остается на протяжении анализируемого периода его клиентом:
К ТЕМЕ 5. ПРОДУКТОВАЯ И ЦЕНОВАЯ СТРАТЕГИЯ БАНКА
Разработка продуктовой стратегии банка
Сущность ценовой политики и общая методика определения стоимости банковских услуг.
Основные этапы разработки ценовой стратегии банка и методы ценообразования на банковские продукты
ПРОДУКТОВАЯ СТРАТЕГИЯ БАНКА – совокупность мероприятий по планированию новых банковских продуктов, модернизацию уже находящихся на рынке продуктов (товарная политика), а также определение характера и ассортимента услуг, предлагаемых банком (ассортиментную политику).
ЦЕНОВАЯ СТРАТЕГИЯ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА - совокупность мероприятий и стратегий по управлению ценами и ценообразованием, искусство установления приемлемых для клиентов разных категорий цен на банковские продукты, т.е. цен, к-рые удовлетворяли бы клиентов и приносили плановую прибыль. Ее объектами являются процентные ставки, тарифы, комиссионные, бонификации (премии), а также скидки, минимальный размер вклада и т.п.
Процесс разработки Ц. с. б. состоит из нескольких этапов. Прежде всего, на основании стратегической программы определяются задачи стратегии ценообразования. Следующим этапом разработки ценовой стратегии является анализ внутренних и внешних факторов, влияющих на цену. К внешним факторам относятся:
уровень реального и прогнозируемого спроса на данный вид банковского продукта в данных рыночных сегментах и его эластичность;
наличие ресурсов (трудовых, материальных, финансовых);
уровень инфляции;
наличие конкуренции;
цены конкурентов на аналогичные услуги.
К внутренним факторам (зависящим от самого банка) относятся:
затраты на оказание услуг;
качество банковских продуктов (уникальность, индивидуальность, мобильность и т.п.);
быстрота и качество обслуживания;
выбор рыночных сегментов;
имидж банка;
наличие дополнительных услуг;
жизненней цикл данного банковского продукта.
После анализа всех факторов, влияющих на ценовую стратегию, банк определяет методы ценообразования, среди которых можно выделить:
Ценообразование по методу средние издержки плюс прибыль. Данный метод основан на расчете цены посредством суммирования затрат на оказание услуг и некоторой надбавки, представляющей собой прибыль банка.
Ценообразование на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли. В этом случае расчет цены осуществляется на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли.
Ценообразование на основе ощущаемой ценности продукта. В этом случае во внимание берется не учет затрат банка на оказание услуги, а восприятие ее клиентом. Качество, полезность и значимость банковской услуги для клиента формирует его отношение к ней, а, следовательно, и приемлемый уровень цен.
Ценообразование на основе уровня текущих рыночных ставок. Этот метод предполагает ориентацию банка при установлении цен на свои продукты на цены, действующие на рынке, то есть инициатива в ценообразовании отдается конкурентам.
Ценообразование на основе взаимоотношений с клиентурой. В соответствии с этим методом Ц.с.б. может строиться таким образом, чтобы максимально учитывать интересы наиболее перспективных клиентов.
Ценообразование с целью проникновения на рынок. В этом случае банк намеренно занижает цены на услуги, затраты на оказание которых падают в соответствии с эффектом опыта, что в конечном итоге обеспечивает ему завоевание определенной доли рынка. Впоследствии банк, захватив достаточно прочную рыночную долю, может начать проведение политики, направленной на повышение своей доходности.
Скользящее ценообразование. Этот метод применяется в случае, когда банк заинтересован в установлении цен на свои продукты на уровне, превышающем цены, обычные для такого рода услуг. Для этого необходимо соблюдение ряда условий высокое качество услуг; развитая база клиентов банка; повышение цены не должно вести к существенному сокращению объема операций банка, которое бы уменьшало показатели его доходности; рост цен не должен побуждать конкурентов к действию; высокие цены должны подчеркивать особое качество банковских продуктов.
Устанавливая окончательную цену, следует обратить внимание на то, чтобы она была доступна клиентам и в то же время своим размером подчеркивала качество услуги.
К ТЕМЕ 6. СБЫТОВАЯ ПОЛИТИКА КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
Сущность сбытовой политики и основные системы доставки банковских продуктов
Основные тенденции развития новых каналов сбыта банковских продуктов
СБЫТОВАЯ ПОЛИТИКА БАНКА (ТОВАРОДВИЖЕНИЕ) - совокупность мероприятий, направленных на доведение банковских услуг до потенциального клиента (покупателя). В ней можно выделить два основных аспекта — пространственный (выбор местоположения и каналов сбыта) и временной (установление часов работы и срочности обслуживания).
Процесс доведения услуг до потребителя решается посредством функционирования т.н. систем доставки. Типы систем доставки могут варьироваться в широких пределах, поэтому перед маркетологами стоит проблема выбора той из них, к-рая бы наилучшим образом соответствовала классу потребителей, необходимому уровню обслуживания, месту и времени оказания банковских услуг.
Эффективно действующие банки предлагают своим клиентам, по меньшей мере, шесть основных способов получения услуг, составляющих вместе сбалансированную систему распространения.
традиционное обслуживание в операционном зале филиала. Обычно применяется для распространения большинства розничных банковских услуг, а также для работы с корпоративными клиентами, к-рым не требуется большого объема расчетных услуг или специальных условий их получения;
дистанционное обслуживание клиентов – комплекс информационных услуг за счет клиента и осуществление операций по счету на основе дистанционного распоряжения клиента, т.е. распоряжения, представляемого в банк по согласованному каналу доступа, без посещения клиентом банка. Применяется преимущественно для обслуживания корпоративных клиентов, удаленных от филиала банка на большое расстояние или нуждающихся в получении больших объемов банковских услуг. См., напр., «КЛИЕНТ-БАНК», ИНТЕРНЕТ-БАНКИНГ, ТЕЛЕБАНКИНГ;
система банкоматов и авторизационных терминалов платежных систем, основанных на пластиковых картах. Применяется для удобства клиентов и поддержания стандартов международных и национальных платежных систем;
пункты обмена валюты. Эта система распространения банковских услуг используется для удобства клиентов на международных пассажирских транспортных узлах, в отелях и специализированных магазинах;
получение нек-рых банковских услуг по почте, телефону, телефаксу или компьютерным сетям. Несмотря на то, что на Украине подобные схемы распространения банковских услуг практически не применяются, они чрезвычайно перспективны и имеют большое будущее, особенно после того, как системы авторизации голоса, кодов или изображения получат широкое распространение;
предоставление банковской услуги сотрудниками банка на территории клиента. Классическим примером такого способа распространения банковских услуг являются нек-рые виды инкассации.
ТЕЛЕБАНКИНГ - это вид электронных банковских услуг, основанный на дистанционном управлении счетом по многоканальному телефону.
Пользователь системой «Телебанк» имеет возможность осуществлять практически все операции, связанные с банковским обслуживанием:
оперативно контролировать поступление средств на счет (при безналичном переводе заработной платы, дивидендов, процентов по депозитам);
осуществлять стандартные платежи (квартплата, электроэнергия, телефон, мобильная связь, обучение и т.п.);
пополнять карточку с текущего счета;
размещать временно свободные средства на депозит.
ИНТЕРНЕТ-БАНКИНГ – предоставление банком услуг посредством Интернета с помощью специального программно-аппаратного комплекса. Находясь в любой точке земного шара, при помощи компьютера и сети Интернет можно выйти на веб-сайт своего банка, получить доступ к своему счету и проводить необходимые операции: проверить остаток средств, сделать необходимые перечисления и т.д.
Для обеспечения конфиденциальности пересылаемой информации и защиты ее от несанкционированной модификации используется система криптографической защиты – ЭЦП.
И-б. ориентирован как на корпоративных, так и на частных клиентов. Чтобы получить доступ к системе, клиенту необходимо обратиться в банк и заключить договор.