Финансовое планирование и прогнозирование, финансовый контроль. Их характеристика.
Финансовое планирование – это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов.
Сбалансированность – означает оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства и доходами, остающимися в руках хозяйствующих субъектов
Пропорциональность – рациональное соотношение между величиной дохода по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам, субъектам федерации до уплаты налога и после уплаты. Государство через увеличение или уменьшение этого соотношения может стимулировать либо ограничивать их развитие.
Цель финансового планирования – оценить состояние финансов во всех звеньях финансовой системы, определить потенциальные возможности для увеличения финансовых ресурсов.
Методы финансового планирования:
- метод экономического анализа
- коэффициентный метод (метод фин.расчетов с помощью коэффициентов)
- нормативный метод
- метод экспертных оценок
- программно-целевой и экономико-математическое моделирование
- балансовый метод.
Финансовое прогнозирование – предвидение возможного финансового положения государства, обоснование показателей финансовых планов.
Прогнозы могут быть среднесрочными (5-10 лет) и долгосрочными (более 10 лет).
Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию финансовой политики на определенный период развития общества. Целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде. Прогнозы позволяют органам финансовой системы наметить разные варианты развития и совершенствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики.
Финансовый контроль – это совокупность действий и операций законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов: государства, предприятий и учреждений. Выделяют следующие виды:
В зависимости от субъектов осуществляющих финансовый контроль:
государственный
внутрихозяйственный (внутрифирменный)
общественный
независимый (аудит) ФК
Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный контроль.
Общегосударственный контроль осуществляют органы государственной власти (Президент и Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, Министерство финансов РФ, ФНС РФ). Он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственного подчинения. Главная цель – обеспечить интересы государства и общества по поступлению доходов и расходованию государственных средств.
Ведомственный контроль производят контрольно-ревизионные управления министерств, другие структуры министерств и ведомств. Его объектом является производственная фин.деятельность подведомственных предприятий.
Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляют экономические и финансовые службы предприятия. Объект контроля – производственная финансовая деятельность предприятия и его структурных подразделений.
Общественный финансовый контроль осуществляют конкретные физ.лица на основе добровольности, безвозмездности. Объект контроля зависит от конкретной задачи поставленной перед проверяющим.
Независимый финансовый контроль осуществляют специальные аудиторские фирмы и другие службы.
По формам проведения ФК делится на:
предварительный контроль
текущий контроль
последующий контроль
Предварительный контроль осуществляется до совершения финансовых операций, на стадии составления, рассмотрения, утверждения бюджетных планов всех уровней, смет внебюджетных фондов, финансовых планов предприятий, финансовых разделов бизнес-планов, составлении прогнозов балансов хозяйствующих структур, либо при утверждении уставных и учредительных документов. Он способствует предотвращению неправомерного расходования различных видов ресурсов. Эта форма контроля позволяет предупредить нарушение законов.
Текущий контроль осуществляется в процессе реализации финансовых планов, использования финансовых ресурсов. Производится контроль повседневно финансовыми службами с целью исключения нарушений фин.дисциплины.
Последующий контроль осуществляется после завершения отчетного периода и финансового года в целом и проводится путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой отчетности. Проверяется целесообразность расходования денежных средств, оценивается эффективность осуществления финансовой стратегии. Разрабатываются мероприятия по устранению выявленных недостатков и нарушений.
По методам проведения ФК различают:
проверка
обследование
надзор
анализ
ревизия
Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых, расходных документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.
Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятия, но в отличие от проверки по более широкому кругу показателей. В период обследования проводиться анкетирование структуры, которая подвергается проверке. Определяется финансовое положение предприятия, перспективы его развития, необходимость реорганизации.
Надзор проводится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на определенный вид финансовой деятельности: страховую, инвестиционную, банковскую и др. Он предполагает контроль за соблюдением установленных правил и нормативов, нарушение которых влечет за собой отзыв лицензии
Анализ проводится по периодической или годовой отчетности. Оцениваются общие результаты хозяйственной деятельности, выявляется уровень выполнения плана, расходования средств и т.д.
Ревизия представляет собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период, и проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности.
- Экономическая сущность и функции денег
- 2.Понятие и элементы денежной системы
- 3.Денежный оборот и его структура
- Финансовое планирование и прогнозирование, финансовый контроль. Их характеристика.
- Понятие системы финансов. Звенья финансовых отношений
- 6.Понятие управления финансами
- 7, Сущность финансов как экономической категории. Признаки финансов.
- 9.Финансовая политика как составная часть экономической политики государства.
- 10.Сущность бюджета как экономической категории. Функции бюджета
- 11.Понятие бюджетной системы
- 12.Структура доходов бюджета
- 13.Причины существования и назначение субвенций, субсидий
- 14.Назначение и специфика расходов бюджета
- 15. Экономическая сущность налогов. Функции налогов.
- 16.Классификация налогов
- По субъекту налогообложения:
- По ставкам:
- 5. По порядку использования государством полученных сумм налога выделяют общие и целевые налоги.
- 17.Основные принципы налогообложения
- 18.Сущность и формы гос.Кредита
- Государство как Кредитор
- Государство как Заемщик
- Государство как Гарант.
- 19.Методы и формы управления гос. Долгом
- 20.Понятие, экономический смысл государственных внебюджетных фондов
- 21.Источники формирования доходов государственных внебюджетных фондов
- 22.Структура основного капитала предприятия, источники формирования
- 23.Структура оборотного капитала предприятия, источники формирования
- 24.Финансовые ресурсы предприятия.
- 25.Финансовое планирование в системе управления фирмой
- 26.Финансовый менеджмент. Виды и методы финансового контроля на предприятии.
- 27.Страхование как финансовая категория
- 28.Отрасли страхования. Объекты страхования
- 29.Сущность и функции финансового рынка.
- 30.Экономическая сущность рынка ценных бумаг
- 31.Страховой рынок России на современном этапе.
- 32.Виды ценных бумаг, обращающихся на рынке ценных бумаг
- 33.Участники рынка ценных бумаг
- 34.Экономическая сущность и функции кредита
- 35.Кредитная система , ее сущность и структура
- 36.Формы кредита и их характеристика
- 37.Понятие банковской системы. Модели банковских систем
- 38.Характеристика банковской системы рф
- 39.Функции цб рф
- 40.Сущность и направления денежно-кредитной политики Центробанка.
- 41.Операции коммерческого банка: их сущность и виды
- 42.Основы организаций валютно-кредитных отношений в рф
- 43.Сущность валютных отношений. Валютные системы
- 44.Международные финансово-кредитные институты