logo search
ГОСЫ / 12-03-2013_21-30-09 / Gosy

Состав работ по технологической подготовке производства

Общий порядок работ по технологической подготовке производства нового продукта представлен на рисунке 1.

По формам организации различают внутризаводскую и внезаводскую технологическую подготовку производства. На предприятии технологическое обеспечение производства осуществляют службы главного технолога. К ним относятся отдел главного технолога, конструкторские бюро по оснастке, инструментальные производства, нормативно-плановые службы. Планирование и координация всех работ по подготовке производства новых продуктов осуществляет, как правило, специальная служба  бюро планирования подготовки производства, находящаяся в подчинении главного инженера предприятия.

Сущность понятия технологии.

Существуют различные определения понятия технология. Технология ─ (от греч. techne искусство, мастерство, умение) ─ совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния сырья или проведения работ. К перерабатывающим средам, объектам воздействия технологии относятся материальные ресурсы (металл, химические вещества, растительные продукты, пластмассы, стекло, минеральное сырье) и нематериальные ресурсы (информации, финансы, знания). Технология ─ производственная деятельность (Кристан Вольф, конец XII в., энциклопедия «Логика»). Технология ─ это искусство организованно и осмысленно объединять и реализовывать комплексный набор знаний, ноу-хау, информации, методов, финансовых средств и технических ресурсов. Технология включает теоретические знания, оборудование, инструмент, ноу-хау и практический опыт.

Таким образом, технология ─ это определенная совокупность и последовательность способов (методов, приемов) соединения средств труда и рабочей силы в процессе изготовления продукции или выполнения работ.

Система технологий должна иметь определенную организационную форму, характеризующуюся :

- комплексами машин, оборудования, линий, цехов, предприятий;

- организационными формами осуществления технологических процессов (на уровне бригад, участков, предприятий, отраслей).

Любая технология характеризуется:

- номенклатурой и качеством производимой продукции;

- используемыми материалами и топливно-энергетическими ресурсами;

- составом оборудования;

- продолжительностью производственного цикла.

Технологии как большая система могут быть классифицированы:

по историческим стадиям развития (использование, преобразование или создание вещества природы);

- по формированию потоков жизнедеятельности (технологии материального производства, энергетических потоков, информационных потоков);

- по выраженности теоретических основ (эмпирические, теоретические, смешанные);

- по использованию форм движения материи (механические, физические, химические, биологические, социальные);

- по степени загрязнения окружающей среды (безотходные, загрязняющие).

На протяжении многих веков преобладающей была технология применения вещества природы в его натуральной форме на основе использования прежде всего механических свойств природных материалов (дерева, камня).

Однако постепенно получили развитие технологии, связанные с их преобразованием и изменением не только механических, но и физико-химических, биологических свойств материалов. Сравнительно недавно стали применяться технологии создания таких материалов, которые в виде вещества природы не существуют (новые синтезированные химические соединения, неметаллические соединения, сверхчистые вещества).

Высокие технологии ─ это наукоемкие в разработке технологии, характеризующиеся следующими признаками: использованием новейших материалов и способов производства; обеспечением скачкообразного улучшения результатов; высокой долей затрат на НИОКР; коротким жизненным циклом продукции; высокими темпами морального старения и обновления продукции; высоким риском.

Высокие технологии ─ это особый объект для управления. Они требуют специфического подхода при экономической оценке, своеобразных методов для управления разработкой и внедрением. Подобные технологии нуждаются в существенной экономической поддержке на первых стадиях, поскольку именно в этот период они не выдерживают экономической конкуренции с традиционными способами производства. Только последующие стадии показывают эффективность ранее принятых решений.

Открытие ─ даже очень крупное, само по себе еще не оказывает решающего влияния на развитие человечества. Влияние это становится решающим, когда оно входит в производство. С этого момента открытие превращается в материальную силу.

Интервал времени между открытием и его практическим использованием:

  1. энергия пара ─ 2000 лет;

  1. электричество ─ 100 лет;

  1. фотография ─ 100 лет;

  1. пластмассы ─ 55 лет;

  1. телефон ─ 50 лет;

  1. радио ─ 35 лет;

  1. антибиотики ─ 12 лет;

  1. синтетические волокна ─ 9 лет;

  1. транзистор ─ 5 лет;

  1. интегральные схемы ─ 3 года.

« Научные исследования рассматриваются теперь как месторождения золота, и вывод … о невероятной прибыльности научного исследования теперь усвоен. Экономика современных государств рассматривается уже не как экономика колеблющегося равновесия, а как экономика роста. Темп роста общего национального продукта берется теперь за показатель способности страны выжить среди других развитых индустриальных стран. А достижение хотя бы приемлемого роста национального дохода (скажем, 4%) зависит в первую очередь от количества научных исследований в прошлом, результаты которых можно использовать в настоящем. И темп роста в будущем зависит от объема исследований в настоящем» (Дж. Д. Бернал).

Нововведения с технологической доминантой изменяют физические свойства товара (например, флотационное стекло), обеспечивают применение новой компоненты (стальной корд в покрышках), создают принципиально новый продукт (композиционные материалы) или новые изделия (телевизор высокой четкости), обеспечивают новое физическое состояние (растворимый кофе) или новые комплексные системы (высокоскоростные поезда). Подобные нововведения рождаются в лабораториях. Некоторые из них требуют вложения крупных капиталов (атомная и космическая промышленность).

В составе новых технологий выделяют особую группу ─ критические технологии, которые имеют универсальные технические характеристики, делающие возможным их применение во многих отраслях. Такая технология создает существенные предпосылки для развития многих технических областей, для решения многих общественно-экономических проблем.

Преимущество в технологической сфере является важнейшим фактором обеспечения национальной безопасности страны. Отставание в развитии базовых технологий ведет к отставанию в процессе общечеловеческого развития. Можно отметить как целые отрасли, по которым российские разработчики завоевали мировое лидерство, так и отдельные передовые технологии. Федеральная целевая программа «Национальная технологическая база» выделяет в качестве приоритетных группу технологий и группу технических систем. К технологиям, имеющим высокий уровень развития, отнесены: технология новых материалов; оптоэлектронные и лазерные технологии; радиоэлектронные технологии; биотехнологии; технологии перспективных двигательных установок; технологии спецхимии и энергонасыщенных материалов. К важнейшим техническим системам отнесены воздушный, морской и наземный транспорт; связь, телекоммуникации; космическая техника; медицинское оборудование.

Сравнение уровня развития критических базовых технологий России США свидетельствует о наличии отставания от мирового уровня практически по всем технологиям. Вместе с тем в половине технологических направлений имеются значительные или приоритетные достижения в отдельных областях. Российские специалисты считают, что в области технологий новых материалов, оптико-электроники и лазерной техники Россия почти не уступает США, но заметно отстает в сфере микроэлектроники, радиоэлектроники, компьютерной и информационной технологий, биотехнологий, энергетике и энергосбережении, экологической безопасности. Доля технологий, соответствующих мировому уровню, ─ 72%; доля электронных технологий, соответствующих мировому уровню, ─ 59%.

В соответствии с рядом правительственных документов приоритетными направлениями развития науки и техники были утверждены восемь направлений, имеющих первостепенную важность для России:

  1. информационные технологии и электроника;

  1. новые материалы и химические продукты;

  1. технологии живых систем;

  1. топливо и энергетика;

  1. экология и рациональное природопользование;

  1. фундаментальные исследования.

Рост затрат на технологические инновации должен сопровождаться соответствующим улучшением результатов инновационной деятельности (таблица 1.1).

Таблица 1.1

Характеристика технологической системы предприятия

Экономическая

Технологическая

Социальная

Экологическая

РЕЗУЛЬТАТ

- цена продукции - издержки потре-бления

- твердость - износостойкость - жаропрочность – надежность

- насыщение спро- са - качество после-продажного обслу- живания

- безопасность эксплуатации - возможность утилизации отходов проду-кции

РЕСУРСЫ

- цена исходных ресурсов

- обрабатывае-мость -технологичность используемых материалов

-дефицитность ресурсов

- химический состав - изоляционные свойства

ЭКОЛОГИЯ

- экономический ущерб от загрязнения окружающей среды - затраты на её восстановление штрафы за нарушение экологических норм

- характеристики отходов производства как вторичных ресурсов

- влияние ТС, отходов произ-водства на социальное равновесие общества

-характеристики выбросов технологии в окружающую среду

ПРЕДПРИЯТИЕ

- издержки

производства

- прибыль

- рентабельность

- эффективность

- ликвидность

- объем продаж

- производитель-ность труда

- технологический уровень производства

- конкретные параметры оборудования и технологии

- уровень брака

- престижность

- комфортность производственных условий

- культура производственных отношений

- невыходы на работу

- температура

- влажность

- запыленность

- освещенность рабочих мест

- потери времени от травмы

Технология промышленного производства превратилась в самостоятельную отрасль знаний. Это наука о физическом и химическом воздействии на сырье и материалы с целью выработки продукции с требуемыми свойствами и при меньших затратах. Современные представления о значимости технологий постепенно меняются. Технологии базовых отраслей все более становятся зависимыми от других областей знаний и кардинально изменяются. Современный менеджмент исходит из представления, что не существует технологии, принадлежащей только одной отрасли. Теоретически технологии оказывают взаимное влияние друг на друга и тем самым способствуют их развитию.

Экономическое обоснование проектируемого технологического процесса.

Оценка эффективности проектируемого технологического процесса основывается на тех же методах, что и при использовании новой техники. Сравнительному экономическому анализу могут быть подвергнуты процессы, обеспечивающие одинаковые конечные результаты  качество и степень завершенности обработки. В круг сопоставимых затрат при сравнительном анализе вариантов технологии должны входить лишь те затраты, которые непосредственно связаны с технологическим процессом и существенно разнятся в сравниваемых вариантах. Номенклатура этих затрат не однозначна для различных процессов и условий их внедрения.

Для процессов механической обработки, как правило, в круг сопоставимых затрат включаются:

а) пропорциональные, рассчитываемое на обрабатываемое изделие (основной материал (заготовка); технологическое топливо; технологическая энергия; тарифная заработная плата основных рабочих; расходы по эксплуатации оборудования и инструмента; амортизация универсального оборудования и др.);

б) постоянные, рассчитываемые на планируемый период (затраты, связанные с наладками оборудования; содержание и износ оснастки и др.).

Уровень технологий.

Оценка научно-технического уровня нового продукта.

Главная задача ОКР заключается в обеспечении высокого научно-технического уровня (НТУ) создаваемого продукта и его конкурентоспособности на рынке. Поэтому в процессе проектирования продукта на разных стадиях его создания осуществляется расчет и уточнение параметров НТУ. Показатели научно-технического уровня выступают в качестве основных критериев при формировании тематических планов НИОКР. В зависимости от задач расчета различают прогнозируемое, планируемое и фактическое обеспеченное значение НТУ нового продукта.

Научно-технический уровень ─ это относительная характеристика основных технико-экономических параметров разрабатываемых изделий в сравнении с высшими или отечественными или зарубежными достижениями. В практике применяются различные количественные и качественные методы оценки НТУ продукта. В их основе в большинстве случаев лежит использование многокритериального подхода, основанного на применении разнообразных частных характеристик, определяющих эксплуатационные, эргономические, эстетические, технические экономические и другие параметры, сводимые затем в обобщенную интегральную характеристику.

Таблица – Процедура оценки НТУ продукта.

1

Выбор и обосноване состава частных параметров оценки научно-технического уровня продукта

2

Оценка относительной значимости частных параметров НТУ продукта

3

Определение значений частных параметров НТУ продукта

4

Выбор и обоснование продуктов-аналогов для оценки НТУ продукта

Конкурирующие

продукты-аналоги

5

Установление (прогнозирование) нормативного значения параметров для оценки НТУ продукта

6

Оценка НТУ продукта по частным параметрам

При

При

7

Расчет обобщенной (интегральной) оценки НТУ продукта

Оценка НТУ во всех случаях включает элементы качественной и количественной экспертизы. Сравнение происходит с гипотетической моделью.

Формирование продуктовой программы предприятия.

Продуктовое планирование составляет важнейший элемент системы производственного менеджмента на предприятии. Задачи продуктового планирования:

- определение направлений и пропорций в технической политике предприятия;

- установление перспективной тематики научных исследований и конструкторских разработок;

- формирование структуры перспективной производственной программы выпуска инновационной продукции;

- осуществление комплекса инновационных мероприятий.

На промышленных предприятиях продуктовое планирование выражается в формировании продуктового портфеля предприятия и планировании его производственной программы на определенный период. План производства и реализации продукции (производственная программа) ─ это задание по производству и реализации определенного количества продукции установленной номенклатуры (ассортимента) и качества. Номенклатурой продукции называется классифицированный перечень изделий, характеризующий основное направление производства в отрасли. В машиностроении существует три ступени детализации номенклатуры. Наиболее укрупненная номенклатура ─ сводно-плановая; затем идет групповая, в которой каждый пункт сводно-плановой номенклатуры расшифровывается по группам однородной продукции. И наконец, номенклатура развернутая (или специфицированная) по видам, типам, маркам.

Более дробное деление продукции отражается в ассортименте, т.е. в соотношении продукции внутри отдельного ее наименования по артикулам, размерам, сортности.

При разработке плана производства и реализации продукции применяют следующие измерители объема производства: натуральные, условно-натуральные, стоимостные и трудовые.

На предприятиях различают стратегическое и оперативное продуктовое планирование. Стратегические планы формируют научную и продуктовую политику предприятия на долгосрочную перспективу, определяющую состав развиваемых научно-технических направлений, структуру рынков и характер проведения из них, перспективные сдвиги в структуре и порядок обновления выпускаемой продукции, требования к техническому развитию предприятия. Оперативные планы составляемые на год, обеспечивают реализацию стратегических решений и предусматривают формирование конкретного тематического плана научно-технических мероприятий и производственной программы.

Процесс продуктового планирования включает информационное обеспечение, аналитические исследования, маркетинговые разработки, экономические обоснования и сметные расчеты, а также оценки собственного потенциала и обоснования управленческих решений.

Общий процесс продуктового планирования инноваций содержит три основные стадии расчетов:

- формирование продуктовых предложений;

- оценка предложений и отбор продуктов;

- формирование сбалансированного плана.

Продуктовым портфелем принято называть возможную совокупность продуктово-рыночных и научно-технических направлений деятельности предприятия на длительную перспективу, обладающую наибольшей способностью по обеспечению потенциала прибыли предприятия. Главным компонентом продуктового портфеля выступает продуктово-рыночное направление как комбинация предполагаемого инновационного продукта и определенного сегмента рынка. В качестве формы представления продуктового портфеля при планировании инноваций в мировой практике используют так называемые портфельные матрицы.

Рынки

Освоенные рынки

Новые рынки

Продукты

Освоенные продукты

Интенсификация рынков:

- позиционирование продукта

- резервирование ниши рынка

Развитие рынков:

- вариация продуктов

- аппликационные исследования (расширение области применения продукта)

Новые продукты

Развитие продуктов:

- исследования и разработки

- модификации продуктов

Диверсификация

Таблица ─ Виды перспективной продуктовой политики предприятия

Продукты

Продукты

Продукты

Продукты

А1 Б1

А1 Б1

А1 Б1

А1 Б1 С1

А2 Б2

А2 Б2

А2 Б2

А2 Б2 С2

А3 Б3

А3 Б3

А3 Б3

А3 Б3 С3

А4

А4-М

А4

А4

А5

А6

Стабилизация

Модификация

Вариация

Диверсификация

Инновационную политику, связанную с созданием нового продукта и продвижением его на новые рынки принято называть диверсификацией, то есть расширением научного или производственного профиля предприятия за счет создания и освоения производства качественно новой продукции и освоения новых рынков ее реализации. Это наиболее сложная, рискованная и самая перспективная концепция инновационного развития с точки зрения создания потенциала успеха.

В мировой практике различают три вида диверсификации при формировании продуктовой политики: горизонтальную, вертикальную и смешанную. Вертикальная диверсификация связана с расширением научно-производственного профиля за счет развития новых научных направлений и освоения инновационной продукции.

Горизонтальная диверсификация связана с инновациями, направленными на расширение состава и структуры рынков реализации продукции предприятия.

Смешанная форма диверсификации отражает наиболее интенсивную и рискованную инновационную концепцию предприятия. Осуществление масштабной диверсификации при формировании продуктовых планов возможно путем реализации следующих инновационных мер: проведение собственных научных исследований и разработок, приобретение лицензий на использование чужих разработок, расширение производства за счет приобретения новых предприятий, развитие кооперации с партнерами.

Анализ возможных сочетаний форм и методов диверсификации производства на основе инновационных процессов может осуществляться с помощью специальной матрицы. Он позволяет предприятию сформировать целостную продуктовую политику, ориентированную на масштабные инновации.

Таблица 1.2 – Формы и методы инновационной диверсификации предприятия

Формы

Методы

Горизонтальная диверсификация

Вертикальная диверсификация

Смешанная диверсификация

Собственные исследования

Д1

Д2

Д3

Приобретение лицензий

Д4

Д5

Д6

Приобретение инновационного продукта

Д7

Д8

Д9

Кооперация

Д10

Д11

Д12

Анализ портфельных матриц по отдельным продуктам способствует формированию предложений к тематическому плану инновационной деятельности предприятия.

6. Основы внутрипроизводственного текущего планирования

Задачи текущего планирования. Особенности перспективного развития производства.

Цель текущего планирования — установление краткосрочных целей торгового предприятия и тактики их достижения. Оно осуществляется посредством комплекса взаимосвязанных планов и служит для оперативного управления хозяйственной деятельностью предприятия, направленной на реализацию целей стратегического плана с учетом сложившихся перед началом планового периода условий. Текущие планы — инструмент гибкого непрерывного реагирования на возможное изменение параметров воздействия внешнего окружения, например спроса. Непрерывность планирования обеспечивается ежеквартальным составлением плана на последующие 12 месяцев. Основными разделами комплексного текущего плана являются: план товарооборота с указанием укрупненных групп ассортиментных позиций; план товарного обеспечения; план издержек обращения; финансовый план. На крупных предприятиях каждое подразделение нередко самостоятельно определяет параметры своей хозяйственной деятельности, если при этом не требуется никаких дополнительных ресурсов. Планы разрабатывают, руководствуясь целями развития предприятия. Воздействие со стороны управляющего органа может проявляться лишь, скажем, в установлении минимального уровня рентабельности. Исключение составляют случаи, когда деятельность подразделения оказывает непосредственное влияние на результаты работы других звеньев. Так, планы отдела закупок следует составлять с учетом заявок торговых отделов. Планы хозяйственной деятельности разрабатываются по довольно широкому кругу показателей, среди которых определяют опорные, способствующие достижению цели предприятия. Однако любому предприятию независимо от целей программы необходимо планировать показатели, характеризующие эффективность хозяйственной деятельности. К числу таких основных показателей относятся: балансовая прибыль на рубль вложенных средств (сумма основных, оборотных фондов и фондов обращения); балансовая прибыль на одного среднесписочного работника; размер издержек обращения в процентах к валовому товарообороту. К показателям планирования второго уровня относятся: объем товарооборота; структура товарооборота в натуральных единицах измерения по основным для данного предприятия ассортиментным группам; валовой доход; структура издержек обращения; объем товарооборота в расчете на одного работника торговой группы. Показатели третьего уровня характеризуют реализацию подпрограмм по развитию материально-технической базы, совершенствованию обслуживания, формированию кадрового потенциала и др. Например, мероприятия подпрограммы развития материально-технической базы отражают следующие показатели: размер торговой площади, количество единиц установленного оборудования различных видов, число филиалов. Структура и содержание показателей третьего уровня зависят от конкретных задач как текущих планов, так и целевых программ предприятия. Подчеркнем, что речь идет о плановых показателях. Массив информации, необходимой для аналитической работы, по меньшей мере на порядок больше. Общий алгоритм текущего планирования включает в себя следующие этапы: • анализ информации о выполнении бюджета за предыдущий период (месяц, квартал, полугодие, год); • подготовка первого варианта плана торговой организации (корпорации, предприятия) по опорным показателям; • подготовка предварительных планов структурных подразделений; • оценка планов подразделений с точки зрения их соответствия плану организации, при необходимости увязка отдельных параметров и корректировка; • составление окончательного плана и программ; • подготовка финансовых бюджетов.

Сетевое планирование и управление.